Психологическая готовность ребенка к школе
статья (подготовительная группа)
Статья о психологической готовности ребенка к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.docx | 14.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность ребенка к школе
Старший дошкольный возраст- период активного развития и становления познавательной деятельности.
Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных значений. Иными словами, у него формируется психологическая готовность к школьному обучению.
Психическое развитие это стадиальный процесс, имеющий кумулятивный (накопительный) характер. Это значит, что переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки - возрастные новообразования.
Старший дошкольный возраст- это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих.
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции.
В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе- большие, а в детском садике – только малыши»), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье. Весьма существенную роль играет психологическая готовность к обучению, то есть осознание ребёнком общественной значимости его новой деятельности.
Благоприятная психологическая настроенность на занятиях есть важный фактор, способствующий созреванию готовности к школьному обучению.
Под школьной психологической готовностью понимается сложное, системное образование, включающее следующие компоненты:
- Интеллектуальная готовность- это соответствующая возрастному уровню зрелость всех психических процессов (ощущение, восприятие, представление, внимание, память, мышление ).
- Личностная готовность
- Эмоциональная готовность- это способность на соответствующем возрасту уровне адекватно воспринимать эмоции других и выражать собственные эмоции.
- Субъективная готовность.
- Мотивационная готовность.
- Волевая готовность- это способ принимать задачу, действовать по её осуществлению, анализировать полученные результаты.
- Коммуникативная готовность - это способность дошкольника адекватно устанавливать контакты со сверстниками, взрослыми.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Их целостное единство, имеющее определенную структуру.
Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребёнка, базовые и ведущие учебно-важные качества одновременно являются базовыми в психическом развитии старших дошкольников. Следовательно, подготовка ребёнка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...
Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.
Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....
Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"
Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...
Психологическая готовность ребенка к школе
Статья о психологической готовности ребенка к школе...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....