Консультация для родителей "Как научить ребёнка дружить"
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДРУЖИТЬ.

   

Истоки умения дружить закладываются у ребенка в дошкольном возрасте за счет опыта общения со сверстниками. Однако в современной жизни, когда многие любящие родители стараются оградить малыша от детского сада, и он все время проводит в основном со взрослыми, особенно важно обсудить необходимость общения со сверстниками для формирования коммуникативных умений.

        Оказывается, в этот период закладывается очень важное умение отстаивать свои интересы, не нарушая интересы других, и возможно это только в среде сверстников. Ни какие самые талантливые воспитатели способствовать этому не могут. Так как же это происходит ?

Общение друг с другом у дошкольников происходит в основном в процессе игры. Они распределяют роли, придумывают сюжет игры, договариваются о том, кто какие игровые действия производит. Если задействованы игрушки, то обсуждают, кто какой игрушкой будет играть. Когда игра надоедает, они ее заканчивают, переходя к другой. Что общего во всех названных сейчас действиях? Их слаженность, приспособленность друг к другу. Чтобы играть вместе, необходимо предлагать, уступать, договариваться, т.е. уметь приспосабливаться к интересам других детей.

Вы скажете, а почему такого не может быть в играх ребенка с взрослым? В них распределять роли, игрушки, определять сюжет и производить все остальные действия будет ребенок. Взрослый просто не сможет это сделать, потому что он соглашается играть ради ребенка, а не получает удовольствие от игры, поэтому ему все равно – управлять танком или бронированной машиной. Ему не надо договариваться с ребенком, в какую игру играть. Выбор за малышом. Получается, что взрослый всегда приспосабливается к ребенку, который, в свою очередь, не получает опыта приспособления к интересам других. 
Может быть, тогда в играх с взрослыми у ребенка сформируются предпосылки лидерства, т.е. он будет лучше уметь отстаивать свои интересы, чем те, которые общаются со сверстниками? Увы, нет. Поскольку взрослый либо соглашается с ребенком, либо что-то ему запрещает, но не вступает с ним в компромиссы. У ребенка нет необходимости придумывать какую-либо игру поинтереснее, чтобы другие захотели в нее играть или доказывать им, к примеру, чтобы игрушки распределялись по - честному. 

Дошкольная среда

Таким образом, только в общении со сверстниками ребенок учится отстаивать свои интересы, с одной стороны, и принимать во внимание желания других, чтобы уметь играть вместе, с другой. К умению приспосабливаться к коллективу относят и овладение малышом своими агрессивными импульсами. К 4 - 5 годам у нормального ребенка обычно учащаются агрессивные проявления. У девочек они могут принимать форму обзывательств, препирательства или жалоб взрослым. У мальчиков преобладают физическая агрессия: намерения толкнуть, плюнуть, ударить. Самое интересное, что попытки завязывания дружеских отношений поначалу сопровождаются агрессивными проявлениями как следствие обид друг на друга. К концу дошкольного возраста ребенок приспосабливается к требованиям среды сверстников, и агрессивные проявления ослабевают. Дети уже умеют отстаивать свои интересы, не прибегая к агрессии. Хотя не следует говорить о том, что в идеальном варианте агрессия совсем сойдет на нет. У ребенка с высоким уровнем общительности должна присутствовать здоровая агрессивность. И, наоборот, полное отсутствие агрессивности вероятнее всего говорит о боязливости ребенка или же о его эмоциональной неустойчивости.

– Вова, у тебя, наверное, много друзей?
– Ой, много! Только вот Саша теперь не мой друг. Он сломал мой пистолет. А в детском саду я играю с Димкой, Толиком, Сашкой. Ой, нет. Я теперь с ним не играю. Еще есть Лена, Катя, Юля. Юля – это моя невеста. Мы поженимся…
– А лучший друг у тебя есть?
– Конечно, это Дима, Толик, Петя, Илюша, Павлик и еще Артем.

Аналогично нужно относиться и к конфликтам детей. Их не нужно считать показателем неумения общаться и не стоит особо акцентировать на них внимание. Более того, участие в конфликтах ребенку дошкольнику даже необходимо, поскольку постепенно он вырабатывает конструктивные стратегии их разрешения. Намерения детей 3 - 4 лет в основном импульсивны и удовлетворяют собственные потребности. Поэтому дети используют, толкают друг друга, отнимают или ломают игрушки, дразнят, обзывают. Дети 5 - 6 лет уже принимают во внимание потребности других. Могут использовать убеждение и компромисс. Можно сказать, что дошкольное детство вносит весомый вклад в развитие «социабельности» или социальной привлекательности детей. Если в раннем возрасте формировались только предпосылки этого, те теперь ребенок уже имеет стойкий набор качеств, которые либо делают его успешным в общении, либо создают трудности. Исследования показывают, что в стабильном детском коллективе можно четко увидеть 3 группы – признаваемые, отвергаемые, пренебрегаемые (игнорируемые). Ребенок, которого признают другие дети, как правило, умен, изобретателен в играх, эмоционально устойчив, надежен, готов сотрудничать и восприимчив к чувствам других. Кроме того, такой ребенок компетентен при осуществлении важных для детей видов деятельности, поскольку остальные оценивают их с точки зрения фактического вклада в то дело, игру, которую ценят сами сверстники. Другими словами, он редко их обижает и умеет интересно играть.

«Я дружу только с Женей и Аней. А Олеся.. Она плохая. Она лезет ко мне все время и дерется…. Я ее тоже бью». Катя, 5 лет

Отвергаемые дети, напротив, чаще конфликтны, настаивают на выполнении их желаний, не понимают внутренний мир сверстников. Многие из них имеют трудности с установлением границ между собой и другими людьми. Они, с одной стороны, позволяют себе нарушать границы других детей – пристают к ним, вмешиваются в их игры, с другой, – не умеют держать свои границы. Поэтому сверстники могут их спокойно обижать, брать их игрушки. Игнорируемый ребенок – это тревожный, не имеющий социальных навыков, в особенности не умеющий интересно играть. Нередко при этом такой ребенок может прекрасно общаться с взрослыми, комфортно чувствовать себя именно в их среде. Стоит иметь в виду, что мнение взрослых очень важно при выработке отношения детей друг к другу. Если значимый взрослый, воспитатель или родитель отторгает ребенка, вероятнее всего, его отвергнут и дети. Большую роль в общении детей играют подражательность и соревновательность. Если что-то есть у одного, то обязательно нужно другому, причем в тот же самый момент. Часто это приводит к конфликтам. Не быть первым, не победить – осознание дошколенком этого факта может довести до слез. Взрослым это тоже нужно знать, чтобы правильно оценивать поступки своих детей. К 4-5 годам у нормального ребенка обычно учащаются агрессивные проявления. 

Делаем выводы

Если мы хотим, чтобы ребенок был социально привлекательным, он должен уметь отстаивать свои интересы, не нарушая интересы других. Это важнейшее умение закладывается в дошкольном детстве. Поэтому так важно в это время предоставить ребенку время и место для свободного общения, для игры, в процессе которой оно и происходит. Общение в процессе обучения на курсах подготовки к школе, секциях этого не заменит, поскольку осуществляется под контролем взрослых. Конечно, если в семье есть дети погодки, это облегчает ситуацию. Но поскольку многодетные семьи у нас редки, то детский сад или прогулки вдвое с большим количеством сверстников (последний вариант при условии, что мама не будет вмешиваться в конфликты) – вот что нужно ребенкудошкольнику. А что если ребенок часто болел и не мог ходить в детский сад или же провел дошкольное детство с няней? И опыта общения со сверстниками у него недостаточно? Нужно «зажать свое сердце в кулак», потому что ребенка будет очень жалко, и предоставить ему возможность самостоятельно общаться со сверстниками прямо сейчас! Да, ему будет трудно, но будем укреплять в нем веру в себя, анализировать ошибки в общении, помогать делать правильные шаги. И все обязательно получится! Главное помнить – социальные навыки, заложенные в раннем детстве, пригодятся ребенку в течение всей будущей жизни.

«Мою подружку зовут Аней. Мы с ней вместе играем в дочки матери. Я – папа, она – мама. Мы с ней вместе живем в одном доме. У нас есть дети. Они иногда слушаются, а иногда нет».

Саша, 6 лет

«В детском саду у меня много друзей: Саша, Максим, Владик и Паша. Они сильные, смелые, мы вместе играем. А Миша не нравится. С ним неинтересно дружить. Он неинтересно играет. За это его все не любят».

Вася, 4 года

«Прихожу за сыном в детский сад. Их осталось двое, он и еще одна девочка. Сын недоволен:
– Зачем ты сейчас за мной пришла. Я хочу, чтобы ты меня последним забрала, уходи!
Девочка говорит:

– Это я последняя, а ты не последний. Сын замахивается на девочку.
– Вы вдвоем последние, – успокаиваю я их».

Татьяна, мама Васи, 4 года

– Давай я тебе расскажу про Таню. Это у нас девочка в детском саду. Ее все обижают.
 – А тебе она нравится?

 – Нет. В тихий час не спит. Наглая она. Встает, начинает злиться, драться. А еще она нарисовала вишню. А воспитательница ее поставила в угол. За три минуты надо было нарисовать с картинки банан, грушу, вишню. А Таня болтала с мальчиком и не успела. А мальчик только яблоко нарисовал

 – Его тоже в угол поставили?

 – Нет, только Таню. А еще у нас есть Никита и Егор. Они плохо говорят. Они из других стран. А Антон не ест омлет, дерется, кричит на всех. Когда терпение у воспитательницы лопнуло – поругала. Он не понимает, когда воспитательница говорит ему: «Ешь».

Настя, 6 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как научить ребёнка дружить"

Ребёнок нуждается в друзьях. И заинтересованность в этом родителей отнюдь не меньше, чем детей. Дружба — это фактор умств...

Консультация для родителей "Как научить ребёнка дружить".

Консультация предназначена для родителей....

Консультация для родителей "Как научить ребёнка дружить"

Что же такое дружба? Определений этому слову огромное множество. Но если обобщить их и применить к взаимоотношениям между детьми, то дружба – это близкие и добровольные отношения, являющиеся для...

Консультация для родителей: "Как научить ребёнка дружить"

Консультация для родителей: "Как научить ребёнка дружить"...

Консультация для родителей на тему: "Как научить ребёнка дружить и общаться со сверстниками"

Родителям необходимо внимательно относится к детской дружбе. Дружба взаимообогащает детей, расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость или огорчения...