"Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников"
консультация (младшая группа)

Петушкова Любовь Анатольевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_palchikovye_igry.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя образовательная школа №5»

«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Воспитатель: Петушкова Л.А

г. Югорск, 2018

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…».

Учёными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту,  то и речевое развитие находится в пределах

нормы и наоборот.

М.М.Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук.

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга.

       Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так?

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то  есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

      Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы рефлекторно с ними связанные.

       По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и

ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

       «Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» - первые игры, с которыми знакомится ребёнок. Они передаются из поколение в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления ,  зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том  числе и речи, а в дальнейшем формированию письма. Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют  развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и использовать их в работе с дошкольниками.

        Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Например:

       О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

          Для развития мелкой моторики пальцев очень хорошо использовать Су-Джок-терапию. В переводе с корейского языка Су-кисть, Джок-стопа.

Что же такое Су-Джок? Это в первую очередь самомассаж, данный вид массажа не только полезен но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии.

-Нормализует мышечный тонус, развивает координацию движений и мелкой моторики;

-Активизирует области кары головного мозга, способствует установлению межполушарных связей;

Технология интересна тем, что подобные упражнения можно проводить не только логопедам и педагогам в детском саду, но и дома самими родителями.

Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Все движения шариком сопровождаются в соответствии с текстом стихов или потешек.

Массаж пальца эластичным кольцом (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, упражнение выполняется колечком-пружинкой сначала на правой руке а затем на левой, надувая на каждый пальчик руки)


Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного  мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Цель работы: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражненийЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.Совершенствоват...

«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Презентация на тему: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников». В прецентации сообщается о пальчиковых играх и их влияние на развитие....

План самообразования на тему: "Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников"

Данный материал- план самообразования по теме "Пальчиковые игры-основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников". Цель данной работы: повышение своего теоретического уровня и профессиональной ко...

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018...

Опыт работы «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений...

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)

Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)». Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня, профе...