Рекомендации для родителей «Как приучить ребенка вас слушать и слушаться»
материал (младшая группа)

Рыбина Анна Александровна

Есть ли у вашего ребенка привычка вас слушаться? "Слушаться или не слушаться родителей" - это определяется не только тем, что и как говорят родители, это определяется еще и просто привычками ребенка. Есть дети, у которых привычка бездумно слушаться всех, а есть дети, у которых привычка так же бездумно не слушаться никого. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей «Как приучить ребенка вас слушать и слушаться»

        Есть ли у вашего ребенка привычка вас слушаться? "Слушаться или не слушаться родителей" - это определяется не только тем, что и как говорят родители, это определяется еще и просто привычками ребенка. Есть дети, у которых привычка бездумно слушаться всех, а есть дети, у которых привычка так же бездумно не слушаться никого.

        Слушаться "всех" или "никого" - одинаково плохие привычки, а вот привычка слушаться избирательно, а именно слушаться родителей - отличная привычка! Приучите вашего ребенка вас слушать и слушаться, и у вас появится ваш родительский авторитет, у вас появится возможность воспитать из вашего ребенка развитого и думающего человека. Сложно ли добиться, чтобы у ваших детей появилась такая привычка? Многое зависит от возраста: подростка приучить слушаться родителей – сложно, для многих мам почти нереально (папы чаще силовики и поэтому проще решают эти вопросы), а выработать такую привычку у маленького ребенка - задача решаемая. В принципе, чем раньше вы начнете вырабатывать у вашего ребенка привычку вас слушать и слушаться, тем вам будет проще.

        Самый простой метод, который вам в этом поможет, это метод "Восьми шагов". Идея его в том, чтобы приучать ребенка слушать, начиная с самых простых, элементарных вещей, и постепенно шаг за шагом переходить к вещам более трудным. От простого - к сложному. Возраст, в котором алгоритм «Восьми шагов» работает наилучшим образом - от 2 до 12 лет. После 12 лет ребёнок уже должен стать вашим другом и помощником, вы осуществляете уже не столько его воспитание, а помогаете ему в его самовоспитании, помогаете ему лучшим образом решать встающие перед ним жизненные задачи.

А теперь к делу. Что это за шаги?

Шаг 1: Пристройка. Как говорил Король из сказки Антуана Сент-Экзюпери "Маленький принц", управлять восходом солнца легко, нужно только знать, когда восход происходит. Скажите в нужный момент: "Солнце, поднимайся!", и вы станете властелином восходящего солнца... Также и ребенок: если ребенок вас пока не слушается, он все равно что-то делает. Идите от того, что есть, пристраивайтесь к тому, что он делает, и направляйте его активность в нужную вам сторону.

Ребенок бегает, вы ему кричите: "Молодец, быстрее, быстрее!" - он радостно добавляет скорости. Сели за стол, вы знаете, что ребенок любит, к чему он все равно будет тянуться. Опередите его: "Бери свои любимые хлебцы!" Вы сказали - он взял. Маленький Никита любит хлопать в ладошки. "Как Никита хлопает в ладоши? - Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи, как гудит машина! ... Замечательно!" - вы приучаете его делать то, что вы ему говорите.

Ему полтора года, и он уже приучается вас слушать и слушаться. Не можешь справиться - возглавь. Не можете (пока) управлять поведением ребенка - пристраивайтесь к тому, что он все равно делает, и что хочется делать ему самому.

Шаг 2: Приручение: приучить приходить, когда зовут.

Вы знаете, что такое "привадить"? Рыбак кидает в речку подкорм - приваживает рыбу. Когда древний человек решил приручать диких собак, он также начинал с приваживания, затем начинал их подкармливать, после - поглаживать, а постепенно приучил их подбегать к нему, когда он их зовет. А вы своих детей уже приручили? Они прибегают к вам, когда вы их зовете?

Если ваши дети - еще «дикие», начинайте, как древний человек, с их приручения. Ваш ребенок любит «хрумкать» яблочки или грызть печеньки: ваша задача сделать так, чтобы доступ к этим сладостям был не свободным, а только через вас. В вазочке этого нет, а вы ребенку это дать можете.

Теперь вы не дожидаетесь, пока он начнет у вас клянчить, а сами, выбрав хорошее время, объявляете: "Кто хочет вкусное яблоко, быстро бежит ко мне!", "Печеньки, печеньки, вкусные печеньки для послушных детишек". Дети бегут, вы их угощаете и гладите по головке: "Молодцы, как вы быстро прибегаете к маме!". Вот охота и состоялась - вы уже приучаете детей приходить к вам, когда вы их зовете.

Приваживайте к себе вашего ребенка - и хвалите его, когда он к вам приходит! «Привадой» может быть не только еда, а все, что нравится ребенку: и выдавить крем на торт, и порезать хлеб, и время, когда вы можете поиграть с ребенком в игры, которые он любит. "У мамы есть пять минут! Кто быстро прибежит, может с нею поиграть в жмурки!". Важно: если ребенок прибегает, вы это подкрепляете: даете «приваду» и хвалите. Если ребенок не торопится прибегать, приходит потом и требует, вы «приваду» не даете: "Всё! Всё уже кончилось!", но подсказываете: "Когда мама зовет, надо прибегать быстро!". Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.

Шаг 3. Учимся договариваться.

Ваш ребенок будет разумным, а не капризным существом, если вы будете его учить пользоваться разумом. А для этого не жалейте время, объясняйте ребенку, что хорошо и что плохо - и учите его договариваться.

Можете пробовать разговаривать с ребенком даже в два года, а если вашему ребенку три годика - это уже обязательно. Учите ребенка договариваться и выполнять договоренности! Вы с ребенком на детской площадке, вам пора уходить, а ребенок уходить не хочет, ему хочется играть еще. Просто скомандовать?

- Ребенок может начать протестовать. Что делать? Договариваться.

Первая договоренность - перед тем, как прийти на детскую площадку. "Ты хочешь пойти на детскую площадку, но долго мы играть там не можем, мне нужно будет вернуться домой, готовить обед. Ты обещаешь мне, что когда я скажу что нам пора, ты не будешь плакать, а попрощаешься со всеми детьми и пойдешь со мной домой? Ты меня не задержишь?" Второй разговор - когда вам пора уходить.

Скорее всего, ребенок начнет ныть: "Мам, я еще немного!". Тут ваша задача спокойно отрезать его от играющих и обсудить, как в такой ситуации вести себя правильно. "Если обещал, что не будешь плакать, когда нужно идти домой - плакать нельзя. Иначе, как же тебе будут верить в следующий раз?" Тут важно, чтобы уважение к договоренностям поддерживали все близкие взрослые, позиция одна: "Договорились - нужно выполнять.

А кто не выполняет договоренности - тот нарушитель, каприза и маленький, ничего серьезного ему разрешать нельзя". Мы договариваемся и не капризничаем.

Шаг 4: Нет капризам.

Послушный ребенок не только ДЕЛАЕТ то, о чем вы его просите, он еще ПЕРЕСТАЕТ ДЕЛАТЬ то, что вам не нравится. Ребенок пробует бороться с волей родителей через свои капризы и истерики, и ваша задача на этом шаге - перестать на них как-либо реагировать.

Приучайтесь делать свои дела, не реагируя на капризы ребенка - в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все. Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка "Ну поиграй со мной!" будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек.

Приучайте ребенка к тому, что есть дела важные. Приучите ребенка к понятию: "Это важно".

Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: "Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой позже. Это важно!" - то скоро ребенок начнет вас понимать. Это - важно!

Шаг 5: Требования.

Ваш ребенок уже быстро прибегает к вам, когда вы его зовете с чем-то вкусненьким, перестал капризничать и уже не устраивает истерик. Как правило, он сделает то, о чем вы его попросили, но он еще не привык к тому, что вы можете от него что-то всерьез требовать.

Просьбы - мягкие, а требования - жесткие и обязательные. Вот прямо так и слушаться? На этом шаге снова действуйте последовательно, но аккуратно, вначале требуйте минимум и только тогда, когда вас поддержат все.

 Ребенок уже достаточно подрос, чтобы... не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно... - Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, даже бабушками.

Если ваших требований для ребенка многовато, если он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих - не давите. Как и политика, воспитание - искусство возможного. Сам Наполеон учил своих полководцев: "Отдавайте только те приказы, которые будут выполнены".

Тем не менее, постепенно убирайте «приваду» как нечто обязательное, начинайте звать ребенка уже без того, чтобы наградить его чем-то вкусным. Ребенка пора приучать к тому, что если мама (тем более папа) его зовут, нужно приходить просто потому, что его позвали. Если он сразу не идет - повторили, но добились.

А теперь обратили его внимание на то, что вам пришлось его ждать, и попросили приходить, когда мама зовет. Не надо ругаться, просто скажите: "Когда мама зовет, надо приходить сразу!", - и поцелуйте! Потихоньку ваш ребенок начнет это усваивать.

Шаг 6: Обязанности.

Требования - разовые, а обязанности - это система постоянных требований к ребенку. Пришла пора приучать ребенка к тому, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, и он должен участвовать в семейных делах наравне с мамой и папой.

Объяснив это ребенку, начинайте уверенно давать ему задания, но и здесь действуйте постепенно: пусть вначале выберет себе обязанности по силам, пусть он делает то, что ему несложно или тем более даже немного хочется. Это шаг, более трудный для мам, чем для ребенка.

Мамам очень хочется сделать все самим, «не напрягать» ребенка. Так вот, уважаемые мамы, родители, позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе.

У ребенка не должно исчезать понимание, что у него есть задания, и он это должен делать. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин - скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы - воспитатели, поэтому ваша задача удержать себя, не делать самим, а каждый раз поручать это ребенку.

Вначале ребенку приходится напоминать о его обязанностях, через какое-то время обязанность должна полностью лечь на самого ребенка. Помнить о своих обязанностях - тоже обязанность ребенка!

Шаг 7: Самостоятельность.

Когда ребенок уже знает, что такое обязанности, приходит пора приучать его к самостоятельности.

Умение подчиняться - основа умной самостоятельности. Самостоятельность послушного ребенка в том, что вы можете уверенно давать ему трудные задания, понимая, что он их выполнит вполне самостоятельно, без вашей помощи и подсказок.

Это уже не просто "Сходи в магазин" или "Вынеси ведро", а "Собери все вещи, которые будут тебе нужны в походе", "Бабушке нужно помочь на даче вскопать огород", "Заболел зуб? Звони в поликлинику, узнай, как работает врач, сходи и вылечи зубы".

Как обычно, не все будет складываться сразу, вначале ребенок будет нуждаться в ваших подсказках, помощи и поддержке, но чем чаще он начнет успешно справляться с трудными поручениями, тем быстрее у него проснется вкус к самостоятельности.

Итак, двигайтесь от простого к сложному, от подсказок плотных, частых и конкретных к подсказкам редким и общего плана, и постепенно переходите ко все более трудным и самостоятельным заданиям, на самом позитивном фоне, с мелкими нерегулярными подкреплениями и редкими крупными.

Шаг 8: Ответственность.

Ну вот, остался последний шаг - ответственность. Если вы поручаете ребенку ответственное дело, за это, в случае прокола, придется расплачиваться или ребенку, или вам.

Но дети растут, приходит пора знакомить их с ответственностью, и вы теперь поручаете ребенку не просто дела, а ответственные дела: те, за которые нужно отвечать перед другими людьми или, просто, за ошибки расплачиваться. Вы поручили ребенку расставить на столе дорогой сервиз. Или - положить деньги в банк.

Или - привести маленькую сестренку из садика... Не разобьет? Не потеряет? Не забудет? Берясь за ответственное дело, ребенок уже знает цену ошибки, и относится к поручению ответственно: все продумает, запомнит, проследит и проверит, а по итогам вам обязательно доложит. Когда ребенок научится и этому, вы можете гордиться - перед вами уже достаточно взрослый человек.

Вы - воспитали ответственного человека!

Помните, а начиналось все с тихих, аккуратных пристроек к совершенно непослушному ребенку? Конечно, и после этого никто не пообещает вам, что ваши дети станут ангелами и никогда вас не ослушаются. Это может произойти случайно, иногда - намеренно. Как на это реагировать? Спокойно. Если вы действуете грамотно, этот вопрос вы решите без труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как приучить ребенка слушать музыку"

Музыка, как известно, воздействует, прежде всего, на чувства человека, вызывает определнное настроение, сопереживание героям. Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями, содержащими разно...

Консультация для родителей "Как приучить ребенка слушать музыку дома"

Как приучить ребёнка слушать музыку дома?Первая рекомендация - создание в доме фонотеки. Мы советуем родителям вначале приобретать записи детских музыкальных сказок, таких, как: "Про зайчат"...

Рекомендации для родителей: как приучить ребенка к порядку.

Рекомендации для родителей: как приучить ребенка к порядку....

Рекомендации для родителей "Как приучить ребенка чистить зубы"

Научить ребенка чистить зубы правильно, быстро и весело!...

Рекомендации для родителей " Как приучить ребенка убирать за собой игрушки"

Несколько советов, что же делать, чтобы ребенок убирал игрушки по местам. Уборка через игру....

Рекомендации для родителей: "Как приучить ребенка к труду".

Рекомендации для родителей: «Как приучить ребенка к труду».Воспитание говорил К.Д. Ушинский – не только должно развивать ум, знания, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, бе...

Рекомендации для родителей «Как научить ребенка слушать сказки» Январь2023

Рассказывать сказки стоит не только для того, чтобы убаюкать ребенка передсном. Слушая сказки малыш тренирует внимание и память, учится правильностроить предложения и последовательно излагать мысли. Н...