Зачем и как родителям играть со своими детьми.
материал (старшая группа)
Детская игра обладает огромной ценностью для развития. Чем больше играет ребенок, тем выше его способности познавать, раскрываться, внутренне расти и радоваться миру. В чем смысл детской игры, умеем ли мы понять и поддержать ее?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_i_zachem_igrat_roditelyam_s_detmi.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачем и как родителям играть со своими детьми.
Детская игра обладает огромной ценностью для развития. Чем больше играет ребенок, тем выше его способности познавать, раскрываться, внутренне расти и радоваться миру. В чем смысл детской игры, умеем ли мы понять и поддержать ее?
Игры окружают нас повсюду; игра – это не только каша в пластмассовом ведерке, игра – это политика и флирт, субкультурные традиции и религиозные ритуалы, театральные постановки и поведение на бизнес-переговорах, футбольные матчи и научные открытия. Играют взрослые, дети и даже животные. Собака, бегущая за мячом, дельфины, выпрыгивающие из воды, медведи в несерьезном спарринге - все демонстрируют игровое поведение.
После всех проведенных исследований ученые сделали вывод - что игровое поведение – жизненная необходимость, она помогает приспособиться к любым условиям. Кроме того, игра позволяет испытать себя, примерить новый опыт, развить самоконтроль, прожить состояние потока – особое состояние концентрации, которое дарит массу энергии.
Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка - игровая. Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период – через игру. Этим ребенок и занимается практически все время, свободное ото сна. Период важный и очень продуктивный; это возможность развиваться, знакомиться с «взрослым» миром на детском языке, постигать правила жизни, учиться взаимодействию и взаимопомощи.
Как легче объяснить ребенку «что такое хорошо и что такое плохо?»
Как научить его – не прибегая к нудным увещеваниям – выражать свои симпатии и антипатии? Как помочь ему находить общий язык с другими людьми? Конечно в игре!
Приходит педагог к детям и говорит: «А давайте поиграем!» А дети хором: «Неа, не хотим!» Они не хотят, потому что знают: сейчас учитель будет радостно улыбаться, радостно прыгать, а потом попытается впихнуть в них что-то ненужное. (Может, оно и нужное, но вряд ли – раз его насильно впихивают под видом игры).
Разумеется, можно оставить ребенка один на один с игрой: мол, сам разберется, сам все поймет. Есть же, в конце концов, друзья, ровесники, воспитатели в детском саду.… Только не стоит удивляться потом, откуда у ребенка такие странные, не близкие вам представления о жизни, критерии добра и зла, почему ему не хочется расти и взрослеть.
А как же тогда играть «по- настоящему»? У настоящей игры есть несколько признаков.
- Очевидная бесцельность, процесс ради процесса. Когда взрослый от радости делает колесо несколько раз, а не для того, чтобы показать, как выглядит буква Х сбоку.
- Добровольность. Если кто-то из участников заставляет себя понарошку есть песок, это уже не игра, а истязания.
- Неотъемлемая привлекательность. Игра манит, затягивает, выглядит интригующе, ради нее не жалко пожертвовать и обоями.
- Свобода от времени. Только что сел после завтрака поиграть, а за окном почему-то стемнело.
- Ослабление самосознания. Разгорячился и показываешь удава, совсем забыв, что удавы – не твоя сильная сторона.
- Потенциал для импровизации. О нет, только не это! Удав запел арию.
- Желание продолжать. Несмотря на стук соседей по батарее.
Если наша деятельность не соответствует этим пунктам, нужно задать себе вопрос, а чем мы тут, собственно, занимаемся?
Ролевые игры – известные всем «Дочки-матери», «Семья» - с вашим участием заиграют новыми красками. Как правило, ребенок неохотно берет на себя «детскую» роль: в игре он всегда старший, сильный, умный и главный – папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь ребенок копирует ваше поведение, ваши интонации и жесты. Игра поможет вовремя уловить зарождающееся непонимание между вами и сыном или дочерью, понять, что тревожит или огорчает ребенка и вовремя изменить ситуацию к лучшему.
При совместной игре родители могут подсказать и показать более сложную модель поведения, чем пришла бы в голову самому трехлетнему или пятилетнему ребенку, поднять непростую проблему и помочь найти выход.
Ролевая игра с родителями помогает ребенку развивать и обогатить речь. Представьте: одно дело придумать игру и самому в нее играть, как получится, не пытаясь объяснить что – то взрослым; совсем другое дело, когда нужно маме – взрослой, «ведомой» в этой игре – объяснить основную идею, распределить роли, согласовать с ней главные сюжетные ходы. Кстати, при обсуждении сюжета родители тоже имеют право голоса – и это поможет, не заостряя внимания, как бы, между прочим, донести до ребенка те идеи, которые вам хотелось бы с ним обсудить.
Нередко слышишь от родителей: «Я не умею играть! Мне не интересно! Я домой прихожу – мне бы лечь, а не мечом махать или с куклами возиться». Игра должна доставлять удовольствие всем участникам, иначе она не принесет ни пользы, ни радости. Отложите кукол в сторону до выходных и подключите фантазию – вашу и вашего ребенка. Вы валитесь с ног? Падайте! На диван, а лучше – на пол, на ковер. И играйте! Вы – Эверест, ребенок – Отважный Покоритель Горных Вершин, вы – Большая Белая Медведица, он – Медвежонок Умка.… Фантазируя, вы будоражите и поощряете воображение ребенка, побуждаете его думать и фантазировать. А еще для дальнейшей жизни очень полезно уметь подняться над обыденностью, посмотреть на мир с точки зрения другого – с позиции мамы или дедушки, великана или комара, Новой Картонной Коробки или Старого Башмака.
С ребенком постарше уже можно заняться играми по правилам.
Незаслуженно забытые «ходилки» - бросаешь кубик и передвигаешь фишку по кружкам, от старта до финиша – научат соблюдать очередность; случайность выигрыша и проигрыша поможет спокойнее принять поражение надеяться на победу в следующий раз.
Любимая игра нашего детства «Морской бой» тренирует внимание и память: очень сложно держать в уме большое игровое поле, запоминать сделанные ходы и планировать свои действия, поэтому начинать следует с двух – трех «корабликов», постепенно увеличивая «флотилию».
Развитию памяти, внимания и быстроты реакции послужит и лото – старая семейная забава. Лото хорошо тем, что в него можно играть не только вдвоем с ребенком, но и взять в компанию бабушек, дедушек, младших и старших братье и сестер.
Кстати, в последнее время возрождается и другая семейная игра – бирюльки, которая, помимо внимания и умения сосредоточиться, отлично тренирует мелкую моторику кисти.
Конечно, ребенок может играть со сверстниками. И наверняка будет играть с ними. Но научить понимать и принимать правила игры, показать, как достойно проигрывать и выигрывать без злорадства, могут только родители. Их задача – сделать это тактично и терпеливо, учитывая психологические особенности своего чада, иначе неизбежны слезы и огорчения, а зачастую на всю жизнь остается неприятие игры «на победителя»- из-за страха проиграть, оказаться неуспешным. Избежать же ситуации соревнования и в школьные годы, и в дальнейшей жизни невозможно, поэтому родителям легче помочь ребенку развить эти умения в раннем возрасте, чем корректировать у более взрослого человека.
Игра, как ничто другое, развивает воображение. И опять же, именно родители побуждают ребенка пользоваться воображением для продвижения вперед, для познания нового и неизведанного в мире и не дают задерживаться на уже знакомых образах и сюжетах. А роль творческого воображения в жизни человека трудно переоценить.
Многие родители считают игру чем-то бесполезным, пустой тратой времени и сил. Поэтому не поощряют, а скорее, подавляют игровую деятельность или, в крайнем случае, стараются направить в «полезное» русло – в ход идут кубики Зайцева, карточки Домана, блоки Дьеныша, рамки-вкладыши Монтессори, уникуб Никитиных…. Это тоже достойные и полезные занятия, в которых участие родителей необходимо: без взрослых ребенок не идет вперед, а останавливается, многократно повторяя уже пройденный путь, или теряет к занятиям интерес. Но манипуляции с предметами не должны заменять ролевые и другие игры, ведь они направлены на развитие только познавательной сферы, а другие стороны личности остаются в зачаточном состоянии, обедняются. А «не доигравший» ребенок гораздо труднее приспосабливается к окружающему миру – ведь то, что его ровесники «прошли» в игре с родителями в сензитивный (благоприятный для развития) период, ему приходится осваивать самому, причем сразу же в «боевых» условиях, зачастую не имея права на ошибку.
Позвольте себе побыть ребенком, воспользуйтесь возможностью иногда возвращаться в детство – и давайте играть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"А вы давно играли со своими детьми?"
Данная статья предназначена для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста, для воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования, а так же методистов дошкольных образов...
Приложение к статье для родителей " Поиграйте со своими детьми"
Практические рекомендации при использовании малых форм фольклора в играх с детьми....
Практикум для родителей «Игры ПДД своими руками»
Задачи:• Познакомить родителей с дидактическими, настольно-печатными и подвижными играми по ПДД;• Вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному ...
ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ «ИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ!»
Игра-ведущий вид деятельности дошкольника, но родители невсегда осознают её значимость в развитии ребенка. Развеить все сомнения поможет данный материал, подготовленный учителем-дефектологом для забот...
Консультация для родителей "Зачем и как родителям играть со своими детьми"
Как легче объяснить ребенку «что такое хорошо и что такое плохо»? Как научить его – не прибегая к нудным увещаниям - выражать свои симпатии и антипатии? Как помочь ему находить...
Играйте со своими детьми
игры с детьми...
Развитие связной речи через сказки и игры. «Играйте со своими детьми!»
Огромной любовью пользуются у детей сказки и игры. Сказка-учит человека жить, вселяет веру в торжество добра и справедливости.За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения...