Самомассаж рук
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Самомассаж рук при подготовке детей
с речевыми нарушениями к школе
У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, наблюдается низкая координация движений ее частей. В данный период у них еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев. Поэтому самомассаж рук у детей с речевыми нарушениями необходимо проводить уже в это время, тем более что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости и графоморфных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая.
Важно отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в обоих полушариях. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку давать только на фоне «разогретых рук»
Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений. Специальные упражнения по самомассажу способствуют развитию внимания, переключению движений- торможению ненужных и активизации необходимых.
При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками пальцев при массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков. Используются при массаже грецкие орехи, ребристые карандаши, резиновые игрушки, бусы, различные крупы и т.д. Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам, дети выполняют упражнения по словесной инструкции взрослого. Выполнение упражнений можно сопровождать стишками, использовать музыкальное сопровождение или счетом на 4 для каждой руки.
Упражнения по самомассажу рук
Растирание ладони
«Ручки греем»- упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки- ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Добываем огонь»- энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо.
Мы как древние индейцы
Добываем огонек:
Сильно палочку покрутим-
И огонь себе добудем.
«Стряпаем»- имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо
Мы постряпаем ватрушки,
Будем сильно тесто мять.
Колобков накатаем,
Будем маме помогать.
Растирание пальцев
«Братцы»- обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного пальца по мизинец), растирание каждого пальчика по 2 раза.
Ну-ка, братцы, кто сильнее?
Кто из вас поздоровее?
Все вы, братцы, молодцы,
Просто чудо - удальцы!
«Точилка»- сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево- вправо каждый пальчик по 2раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
«Точим ножи»- активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.
Ножик должен острым быть.
Будем мы его точить,
Чтобы чистил нам морковку
И картошку на готовку.
«Пила» - Ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.
Пилим, пилим мы бревно-
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
Растирание предплечья
«Надеваем браслеты»- одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево- вправо, -выполняем по 2 раза на каждой руке.
Мы браслеты надеваем,
Крутим, крутим, продвигаем.
Влево- вправо, влево- вправо,
На другой руке сначала.
«Пружинка»- спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.
Мы пружинку нарисуем
Длинную и крепкую.
Мы сперва ее растянем,
А затем обратно стянем.
«Гуси»- пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.
Гуси травушку щипали,
Громко, весело кричали:
«Га-га-га, га-га-га,
Очень вкусная трава!
«Человечки»- указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки-«маршируют», «прыгают», «бегут»).
Вариант для «маршировки»
Человечки на двух ножках
Маршируют по дорожке,
Левой-правой, левой-правой
Человечки ходят браво
Вариант для прыжков
Человечки на двух ножках
Стали прыгать по дорожке,
Прыг-скок, прыг- скок,
Все быстрее: прыг- да- скок.
Вариант для бега
Человечки на двух ножках
Побежали по дорожке.
Побежали, побежали,
Вдруг споткнулись и упали.
Пальчиковые игры
Игра «У Лариски две редиски» - бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и образно на ударные слоги стихотворения:
У Лариски - две редиски,
У Алешки - две картошки,
А у Вовки - две морковки,
А у Петьки - две редьки.
Игра «Грибочки»- дети прокатывают мяч-прыгун по спирали, пальцами правой или левой руки.
Хочет белка все грибочки
Поразвесить на сучочки,
Чтоб, когда придет зима,
Вдоволь кушала она.
Игра «Хоровод»- используется подставка под горячее с клеточками. Дети «ходят»
указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стихотворение, делая по шагу.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
Игра «Грибочки»- на каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки одного пальца зубной щеткой.
Вылезли на кочке
Мелкие грибочки:
Грузди и свинушки,
Рыжики, волнушки.
Даже маленький пенек
Удивленья скрыть не мог.
Выросли опята,
Скользкие маслята,
Бледные поганки,
Встали на полянке.
Игра «Мячики-ежики»- дети массажируют фаланги пальцев на каждый ударный слог мячиками-ежиками.
Вырос у нас чеснок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немного горошка.
Овощи мы собирали.
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг огород.
Самомоссаж ладоней
Логопедическими перчатками (с нашитыми пуговицами), мочалками для чистки раковин, щеткой для волос- на ударные слоги.
Гладила мама ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат
Массаж «четками», перебирание бисера, массаж воздушными шарами – шалунами, игрушка собачка (наполнители-соль, мука, рис, мелкие камушки). Массаж пальчиков с помощью фасоли.
Массировать пальчики, приговаривая различные фразы, например,:
И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у сына есть,
И у дочки есть,
Чтобы его узнать-
Надо вслух назвать. (Имя.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/14/picture-33244.jpg)
Японская методика пальцевого массажа и самомассажа
Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа. Японский ученый НАМИКОШИ ТОКУХИРО считает, что массаж каждого пальца полож...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/07/picture-37440-1491588744.jpg)
Самомассаж по активизации речи, развитию мелкой моторики пальцев рук и повышению иммунитета с использованием грецкого ореха.
Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтерова, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не тольк...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/17/picture-42390.jpg)
Самомассаж ушной раковины для дошкольников.
Самомассаж ушной раковины - один из наиболее доступных и эффективных видов массажа, которому легко научить даже дошкольников....
«Игровой самомассаж для развития мелкой моторики руки»
Буклет для родителей, рассказывающий о массе рук и пальчикой гимнастики для подготовки руки к письму....
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-94222-1504951224.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина, самомассаж кистей рук)
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина,самомассаж...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/16/picture-607317-1458138249.jpg)
Комплексы самомассажа для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения ...