Особенности психофизического развития детей с ОВЗ
статья

Койчуева Зиярат Муратхановна

Материал для родителей и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_psihofizicheskogo_razvitiya_detey_s_ovz.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Койчуева З.М.

воспитатель

ГБДОУ д/с № 82

 компенсирующего вида

Невского района

Статья

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР: речь и общение

Речь и общение

Для речи детей с ЗПР характерны следующие особенности:

- изменения темпа развития речи, нарушение словарно-семантической стороны речи, «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием;

- уровень спонтанной речи значительно ниже нормы по всем показателям: с позиции раскрытия темы – отражение лишь части предъявляемого материала; с позиции содержательной – фрагментарность, отражение в основном предметного содержания, отсутствие отражения динамики, трудности в соблюдении логичности связной речи;

- наиболее типичными являются системные недоразвития речи: непонимание смысловой стороны слова, которое не соотносится с чувственным образом предмета, использование слов усвоенных на чисто вербальной основе, эхолалии,  отсутствие развернутых высказываний из-за недостатка зрительных впечатлений;

- слабое использование неязыковых средств общения – мимики, пантомимики, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действиям и выразительным средствам, используемым зрячими.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от сверстников, возникающее в возрасте 4-5 лет, понимание и переживание своего дефекта в подростковом возрасте. Оценивая эмоциональное состояние, они выделяют и адекватно оценивают такие качества личности говорящего, как активность, доминантность, тревожность.

Установка лиц с ЗПР по отношению к себе имеет свои особенности в первую очередь, это связано с оценкой своей внешности. При этом самооценка именно этого фактора зависит от критерия, который они используют: либо за точку отсчета берется свое собственное представление о себе, построенное исходя из оценки своего положения, либо происходит ориентация на внешние оценки, идущие от зрячих.

Существенную психолого-педагогическую проблему представляют некоторые стили воспитания ребенка с ЗПР, приводящее к формированию негативных качеств личности:

- в атмосфере чрезмерной заботы: формируется чисто потребительская психология, тормозится образование таких необходимых качеств личности, как трудолюбие, самостоятельность, чувство личной ответственности и т.п.;

- деспотическое, подавляющее волю поведение родителей в отношениях со своим ребенком. Некоторые дети в этой ситуации уходят в себя, замыкаются, предаются мечтам. Ребенком растет либо несамостоятельным, либо вступает на путь непрерывного, хронического конфликта;

- эмоциональное отчуждение взрослых членов семьи и ребенка - приводит к отсутствию взаимопонимания между ними, к разрыву духовной близости. Слепой ребенок в такой семье живет своими интересами, замкнувшись в себе.

Сочетание высокой самооценки и низкого уровня притязаний слепых подростков, свидетельствуют о том, что их в большинстве случаев удовлетворяет средний уровень развития.

Для детей с ЗПР личностно значимым является сфера отношения со

сверстниками, близкими взрослыми, отношение к своему дефекту. Большинство неадекватно относится к своему дефекту, игнорируя его или вытесняя. Можно также наблюдать тенденцию к сравнению себя с другими, желание доказать, что они лучше их. В этом также проявляются глубокие внутренние конфликты и неадекватность поведения.

      Особенности деятельности

Для детей с ЗПР характерно замедленное формирование различных форм деятельности:

- двигательная сфера детей наиболее тесно связана с дефектом и его влияние на двигательные акты оказывается наибольшим;

- в дошкольном возрасте взаимозаменяемыми формами ведущей деятельности являются предметная и игровая, а в младшем школьном игра и учение;

- в возрасте до 3 лет значительное отставание в психическом развитии, в неточных представлениях об окружающем мире, в недоразвитии предметной деятельности, в замедленно развивающемся практическом общении;

- значительное расхождение между пониманием функционального назначения предмета и возможностью выполнить конкретное действие с предметом. Трудности усвоения предметных действий приводят к тому, что многие дети даже старшего дошкольного возраста в спонтанном поведении остаются на уровне предметно-практической деятельности;

- трудности слепых в овладении предметными действиями сказываются на формировании всех видов деятельности, в том числе и игровой: бедность игрового сюжета, содержания игры, схематизм игровых и практических действий;

- трудности организации совместной деятельности и предметного общения детей с ЗПР остаются и в младшем школьном возрасте;

- формирование учебной деятельности является длительным и сложным процессом.

Учение на первых порах имеет не учебную мотивацию. Мотивами, побуждающими младших школьников к развертыванию активной деятельности, являются непосредственный интерес, а побудительными мотивами интеллектуальной самостоятельности становится понимание поставленной цели, соотнесение ее со средствами выполнения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психофизического развития детей 5-го года жизни

Особенности психофизического развития детей 5-го года жизниЗначительное развитие получает изобразительная деятельность.Конструирование.Двигательная сфера ребенка.В среднем дошкольном возрасте улучшает...

Особенности психофизического развития детей с ОВЗ

В работе описаны психофизические особенности детей с 0 до подросткового возраста в норме и детей в ОВЗ-ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или)...

ДОКЛАД на тему: "Особенности психофизического развития детей четвертого года жизни".

Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организует...

«Возрастные особенности психофизического развития детей 2-3 х лет»

Исследование возрастных особенностей психофизического развития детей 2-3 х лет, обусловлено необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях разн...

Возрастные особенности психофизического развития детей (старшая группа)

В данном материале дается краткая характеристика возрастных особенностей психофизического развития детей шестого года жизни....

Консультация для родителей "Возрастные особенности психофизического развития детей средней группы (4-5 лет)"

Описаны возрастные особенности психофизического развития детей дошкольного возраста (4-5 лет).Интересно будет как воспитателям, так и родителям....

Консультация для родителей "Возрастные особенности психофизического развития детей младшей группы (2-3 года)"

Представленна информация о возрастных особенностях психофизического развития детей в возрасте 2-3 лет.Полезна будет как для воспитателей, так и для родителей....