Консультация для родителей: «Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста».
консультация (младшая группа)

Нурадилова Шамбике Савкатовна

Консультация для родителей: «Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста».

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей снизился? Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс.

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребенка, тем лучше развита его речь. Такая же связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Кроме того, известно, что у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Эта память включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем. Все мы пользуемся в своей жизни разными жестами, которые часто заменяют нам слова, придают им дополнительные оттенки, а иногда меняют смысл сказанного. Поэтому я хочу остановиться на пальчиковых играх.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребенка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Суть фольклорных текстов – действие. Действие персонажей, движение событий создают единственную, удивительную движущуюся стихию жизни.

И еще несколько советов:

  • включайте пальчиковые игры в ежедневные занятия с малышами. При этом не забывайте, что жесты и движения нужно обязательно сопровождать стихотворными словами;
  • перед проведением пальчиковых игр убедитесь в том, что у ребенка ручки теплые (предложите похлопать ручками, потереть ладошками или согреть теплой водой под краном);
  • тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь на народную мелодию;
  • не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 разных игр, новые вводите постепенно, исключая по одной из хорошо знакомых (но через время возвращайтесь к ней).

В нашей группе детей раннего возраста работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук мы начинаем с самого утра во время проведения утренней гимнастики, а также физкультминуток, в свободное время утром и после сна – по 2-3 минуты.

Пальчиковые игры.

Цель: развитие мелкой моторики, умения воспроизводить движения в соответствии с текстом, активизация словаря, создание положительных эмоций.

«Дай ладошечку».

Дай ладошечку, (ребенок подает ладоши, взрослый гладит их)

Моя крошечка,

Я поглажу тебя

По ладошечке.

На ладошечку (взрослый подает ладоши, ребенок гладит их)

Моя крошечка,

Ты погладь меня

По ладошечке.

«Наши ручки».

Где же наши ручки, (вытянуть ручки вперед, поворачивая кисти вверх и наружу)

Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки? (спрятать ручки за спину)

Нету наших ручек.

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки. (показать ручки)

Пляшут, пляшут наши ручки, (различные вращательные движения руками)

Пляшут наши ручки.

«Моя семья».

Этот пальчик – дедушка, (поочередно сгибать пальцы на руке, начиная с большого пальца)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (показать ладошку)

«Капусту солим».

Мы капусту рубим-рубим, (стучим указательными пальцами друг о друга)

Мы морковку трем-трем, (трем сжатыми кулаками друг о друга)

Мы капусту солим-солим, (перебираем пальцами, будто «солим»

Мы капусту жмем-жмем. (сгибаем-разгибаем пальцы рук)

«Раз цветочек, два цветочек».

Раз цветочек, два цветочек, (крутим то левой, то правой кистью рук)

Ёжики, ёжики. (встряхнули обе кисти рук)

Наковали, наковали (стучим кулачками друг о друга)

Ножницы, ножницы! (машем руками, перекрещивая их)

Бег на месте, бег на месте, (стучим ладошками по коленкам)

Зайчики, зайчики. (ставим указательные пальцы рук над головой)

Ну-ка дружно, ну-ка вместе: (хлопаем в ладоши)

Девочки и мальчики!

«Построим дом».

Молотком стучу, стучу. (стучать кулачками друг о друга)

Сто гвоздей заколочу.

Будем строить дом, дом, (ставить кулачки друг на друга попеременно)

Будем жить в нем, в нем. (соединить пальчики, сделав из них «крышу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста.

Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста...

консультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста"

Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира-предметы, животных,людей,их деятель...

Родительское собрание "Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста"

Тема:»Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста».Цель:1. дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка;2. заинтересовать проблемой;3. приобщить к паль...

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

«Пальчиковая гимнастика для развития речи детей младшего дошкольного возраста». Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития моторики рук, которая оказывает благопр...

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и речевое развитие детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и речевое развитие детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и речевое развитие ребенка младшего дошкольного возраста"

Пальчиковые игры и речевое развитие тесно взаимосвязаны между собой. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики....