Консультация для родителей «Как развивать навыки экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)
Консультации для родителей о том, как организовать в домашних условиях поисково-познавательную деятельность детей посредством опытов и экспериментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie.docx | 191.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как развивать навыки экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила: Солнышкова Е.А.
Уважаемые родители!
Не секрет, что все мы хотим растить любознательных детей, обладающих живым умом, сообразительностью, находчивостью, познавательной активностью.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Мы взрослые можем направить их исследовательскую и познавательную активность на изучение мира природы.
Уважаемые родители, в ваших силах организовать в домашних условиях поисково-познавательную деятельность детей посредством опытов и экспериментов. В процессе ваших совместных занятий дети научатся преобразовывать объекты с целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы.
Занимательные опыты, эксперименты, фокусы побудят детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
2. активность ребенка, стимулированной взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе.
Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой.
Дети нуждаются в образовании, в расширении своего познавательного опыта.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы.
В домашних условиях мы рекомендуем следующие эксперименты:
- «Чай с молоком»
Приготовьте две баночки. В одну налейте воды и капните немного йода. Это «чай». В другую налейте воды и размешайте в ней ложку крахмала. Получится «молоко». Спросите у ребенка, что будет, если в чай добавить молоко? Он скажет «Чай с молоком». Проведите опыт. В итоге получаются чернила. Спросите у ребенка, почему так произошло.
- «Достань ключик»
Возьмите банку с водой, положите в нее железный ключик и покажите ребенку: «Я уронила ключ в банку с водой, надо достать вот этот ключик из банки. Но вот проблема. Руки мочить нельзя. Воду тоже выливать нельзя. Нельзя использовать палочки и ложечки для того, чтобы достать ключик. Как же можно достать ключик? Пусть ребенок размышляет, высказывает предположения. А затем возьмите магнит и с его помощью достаньте ключик, не намочив рук.
- Фокус «Танцующие монетки».
Для этого опыта вам понадобится картонка или фанерка, различные монетки в 10, 50 копеек и магнит. Положите монетки на картонку, а под низом держите магнит. Скажите ребенку: «Сейчас я заставлю монетки танцевать. Надо только напеть одну песенку». Далее вы напеваете и водите магнитом под картонкой. Монетки двигаются по картонке. Ребенок в восторге. Затем вы предлагаете ребенку научить монетки танцевать.
- Эксперимент «Что в бутылке?».
Пластиковую бутылку оборачивают бумагой, помещают в морозилку. Затем достают и помещают бутылку в блюдце с водой горлышком вниз. Наблюдают, как из бутылки выходит воздух.
- Опыт «Как поймать воздух?»
Возьмите целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Спросите ребенка: «Что произошло с пакетом? Что в них находится? Воздух? Какой он? Ты его видишь?»
- Опыт «Шарик в воде».
Надуйте воздушный шарик и опустите в емкость с водой. Наблюдайте вместе с ребенком, что происходит с шариком. Спросите его: «Почему шарик всплывает?» Сделайте вывод: воздух легче воды.
- Опыт «Полет на воздушном шаре».
Возьмите две емкости с теплой и холодной водой. На бутылку оденьте воздушный шарик. Поместите бутылку в емкость с теплой водой. Наблюдайте, что происходит с воздушным шариком? Почему он надувается? Сделайте вывод: вода нагревает воздух, он расширяется. Поместите бутылку в емкость с холодной водой: что произошло с воздухом? Сделайте вывод: воздух охлаждается, сжимается, шарик сдувается.
Уважаемые родители, проявляйте вашу фантазию и пробуйте различные эксперименты с детьми. Будем рады, если в ваших комментариях вы напишете об удачных экспериментах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. В связи с этим особый...
Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Экспериментирование – это как игра – ведущая деятельность дошкольника. Ребёнок учится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Задача роди...
Проект «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании посредством различных видов деятельности»
Приобщение к русской национальной культуре через знакомства с традициями и обычаями русского народа ( апрель 2017)...
Конспект образовательной деятельности по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница – вода»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН Конспект об...
Конспект образовательной деятельности по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Невидимка-воздух»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН Конспект об...
Конспект образовательной деятельности по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница – вода»
Конспект образовательной деятельностипо экспериментальной деятельностидля детей старшего дошкольного возраста«Волшебница – вода»...
Конспект образовательной деятельности по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Невидимка-воздух»
Конспект образовательной деятельностипо экспериментальной деятельностидля детей старшего дошкольного возраста«Невидимка-воздух»...