«Гимнастика для язычка»
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика –
упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык
должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Что такое артикуляционная гимнастика или гимнастика для язычка? Наверное, не один родитель задавался таким вопросом?! Гимнастика для рук и ног – дело для каждого привычное.
Благодаря гимнастике мышцы нашего тела становятся более гибкими, ловкими, сильными. И язык тоже не исключение. Наш язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Когда у ребенка появляются первые слова, как правило, это слова простые по артикуляции, где задействованы губы (мама, папа), но самые трудные группы звуков требуют участия язычка (шипящие, свистящие, сонорные звуки).
Таким образом, возникают многие трудности от неподготовленности речевого аппарата к становлению правильной речи. А недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними).
У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас.
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них “каша во рту”.
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Гимнастика для язычка.
«Заборчик»
Улыбка. Зубы сомкнуты. Удерживать 5 – 10 сек
«Грибок»
Улыбка. Рот открыт. Прижать язык всей плоскостью к небу (присосать), удерживать в таком положении 5 – 10 сек. Язык будет напоминать шляпку гриба, а подъязычная уздечка – его ножку
«Гармошка»
Выполнять «Грибок» и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.
«Вкусное варенье»
Улыбка. Рот открыт. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Нижняя челюсть неподвижна.
«Чашечка»
Улыбка. Рот открыт. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. Удерживать 5 – 10 сек. Нижняя челюсть неподвижна
«Лошадка»
Улыбка. Рот открыт. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (присосать язык) и со щелчком оторвать. Нижняя челюсть неподвижна.
«Часики»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
«Чистим зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
«Футбол»
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».
МАДОУ «Детский сад №242»
Памятка для родителей
«Гимнастика для язычка»
Подготовила: Воспитатель
Матвеенко Е.Ю.
Барнаул - 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика "Веселый язычок"
В данном пособии находится практический материал из опыта работы для постановки свистящих, шипящих и сонорных звуков...
Комплекс артикуляционной гимнастики "Озорной язычок"
Представлен комплекс артикуляционной гимнастики...
Артикуляционная гимнастика "Веселый язычок"
Это небольшое театрализованное представление можно показать как родителям, так и сотрудникам и другим воспитанникам детск...
Артикуляционная гимнастика "Веселый язычок"
Это небольшое театрализованное представление можно показать как родителям, так и сотрудникам и другим воспитанникам детск...
Артикуляционная гимнастика "Веселый язычок"
Это небольшое театрализованное представление можно показать как родителям, так и сотрудникам и другим воспитанникам детск...
Что такое "Артикуляционная гимнастика" или просто "Гимнастика для язычка"
Мы выполняем гимнастику для рук и ног, чтобы они стали сильными и ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов....
Гимнастика Веселого Язычка
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильныхпроизношений звуков....