Дыхательная гимнастика
консультация

Дыхание – это основа жизни любого организма. Дыхательная система обеспечивает доставку кислорода в легкие и удаление из них углекислого газа. Частота и глубина дыхания регулируются нервной системой – ее центральными (дыхательный центр) и периферическими (вегетативными) звеньями. В дыхательном центре, расположенном в головном мозге, имеются центр вдоха и центр выдоха. Дыхательный центр представляет совокупность нейронов, расположенных в продолговатом мозге центральной нервной системы. При нормальном дыхании центр вдоха посылает ритмические сигналы к мышцам груди и диафрагме, стимулируя их сокращение. Ритмические сигналы образуются в результате спонтанного образования электрических импульсов нейронами дыхательного центра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_dyhatelnaya_gimnastika.pptx2.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дыхательная гимнастика Рекомендации для родителей Выполнила: учитель-логопед Винская Ю.Н МБДОУ №7 «Одуванчик» г. Дивногорск

Слайд 2

Дыхание – это основа жизни любого организма. Дыхательная система обеспечивает доставку кислорода в легкие и удаление из них углекислого газа. Частота и глубина дыхания регулируются нервной системой – ее центральными (дыхательный центр) и периферическими (вегетативными) звеньями. В дыхательном центре, расположенном в головном мозге, имеются центр вдоха и центр выдоха. Дыхательный центр представляет совокупность нейронов, расположенных в продолговатом мозге центральной нервной системы. При нормальном дыхании центр вдоха посылает ритмические сигналы к мышцам груди и диафрагме, стимулируя их сокращение. Ритмические сигналы образуются в результате спонтанного образования электрических импульсов нейронами дыхательного центра .

Слайд 3

Процесс дыхания делят на две главные фазы: вдох и выдох . Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, отдвигая органы брюшной полости в живот, тем самым увеличивая объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышцы диафрагмы расслабляются, поднимаются кверху и вместе с межрёберными мышцами сжимают грудную клетку. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении. Диафрагма обязательно задействована во всех трех типах дыхания. Различаются следующие основные типы дыхания : Верхнерёберный (грудной) – участие диафрагмы слабое, дыхательные движения совершаются в верхнем и среднем отделах грудной клети. Вдох напряженный, плечи поднимаются, при выдохе нагрузка падает на мышцы плечевого пояса и груди. Недостаточная активность мышц диафрагмы и брюшного пресса приводит, к препятствию длительного и ровного выдоха. Этот тип дыхания способствует переизбытку воздуха и утомлению голоса .

Слайд 4

2. Диафрагмальный (брюшной ) – в нижнем отделе грудной клетки осуществляются дыхательные движения. Позитивная сторона этого типа дыхания в легкости и быстроте вдоха. При вдохе происходит сильное опускание диафрагмы, на выдохе она поднимается. Инертность верхнего и среднего отделов грудной клетки ухудшает качество звука. 3. Диафрагмально-рёберный (грудобрюшной) – происходит взаимодействие всей дыхательной мускулатуры, что, обеспечивает одновременное действие мышц грудной клетки и брюшного пресса. Этот тип дыхания наиболее оптимальный и в норме постепенно формируется у детей по мере их физического развития . Детям с нарушениями речи, соматически ослабленным, для развития диафрагмально-рёберного (грудобрюшной) типа дыхания, необходима помощь в виде специальных дыхательных упражнений, которые стимулируют диафрагму и повышают её роль в процессе дыхания. В возрасте 3-6 месяцев у малышей идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. В 4-6-летнем возрасте, грудобрюшное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования. Простые речевые задачи осуществляются на основе сформированного речевого выдоха. При речевом выдохе дети произносят простые трех-, четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Усложнение речевой задачи детьми 5-6 лет в виде четырех-, пяти- и шестисловных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого дыхания, при этом появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания, т.е. высказывание прерывается, и не имеет интонационной завершенности . К 10 годам, становление речевого дыхания завершается .

Слайд 5

При обследовании детей с нарушениями речи, посещающих логопедическую группу, можно отметить следующие особенности дыхания. 1. Физиологическое дыхание поверхностное, верхнерёберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. 2. При речевом высказывании у детей отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. 3. Присутствие дополнительных движений на вдохе и выдохе, например поднимание плеч, запрокидывание головы назад, дрожание век, а также повышенный мышечный тонус мышц шеи и лица. 4. Воздушная струя слабая, короткая, рассеянная. В работе над звукопроизношением одним из основных коррекционных направлений, является выработка воздушной струи, которая является началом образования звуков речи . Таким образом, дошкольникам с нарушениями речи необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания, так как это является базой для формирования речевого дыхания.

Слайд 6

Упражнения для развития грудобрюшного типа дыхания Ребенок находится в положении лёжа, для контроля работы диафрагмы кладём на живот любую легкую игрушку (рыбка, кораблик и т.д.). Можно подключить тактильные ощущения, для того чтобы правильно выполнить упражнение. Инструкция : «посмотри, как игрушка поднимается , когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох ». Упражнение сопровождаем коротким стихотворением: Качаю мышку на качели, То вверх (вдох), То вниз (выдох) Качается на мне .

Слайд 7

Упражнение 2. Ребенок , находится в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы . Работа диафрагмы воспринимается ребенком зрительно , и тактильно (ощущается ладонью). Инструкция : «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как животик поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». Упражнение можно сопровождать рифмовкой: Бегемотики лежали, Бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох) , То животик опускается (выдох) .

Слайд 8

Упражнение 3. Ребенок , находится в положении сидя (стоя), кладет ладонь на область диафрагмы. Контролируем зрительно и тактильно работу диафрагмы. Инструкция : «сядь (стоя), положи ладонь на животик и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». Упражнение можно сопровождать рифмовкой: Толстячки мишутки животики надули, Худенькие зайчики животики втянули.

Слайд 9

«Свистульки» Цель: развитие сильного длительного плавного выдоха, активизация мышц губ. Оборудование: деревянные или пластмассовые свистульки. Предлагаем ребенку подуть в свистульку. Дыхательные игры

Слайд 10

«Мыльные пузыри» Цель : отработка выдоха различной силы и длительности, активизация мышц губ . Оборудование : мыльные пузыри в бутылке или небольшая ёмкость с мыльным раствором, колечко для выдувания пузырей. Ребенок выдувает несколько мыльных пузырей, различных по объёму.

Слайд 11

«Листья» Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха. Оборудование: вырезать из картона или искусственные разноцветные листья на ниточках. Предлагаем ребенку подуть на наши листики, как ветерок. Контролируем чтобы ребенок дул плавно, длительно, не надувая щёки.

Слайд 12

При работе с дыханием родителям следует обратить внимание на следующие принципы: Дыхательные упражнения рекомендуется выполнять во время всего срока коррекционной работы над звукопроизношением. Помещение должно быть хорошо проветренное. Упражнения выполняем дозированно. Ребенок дует не более 3 – 5 раз за один прием в течение нескольких секунд. Наблюдаем за состоянием ребенка во избежание гипервентиляции легких. Контролируем! Ребенок делает вдох глубоко, спокойно, через нос, не поднимая плечи. Выдох плавный, длительный, достаточной силы, без напряжения. Если ребенок дует щёки, то их необходимо придерживать руками и укреплять мышцы щёк с помощью артикуляционной гимнастики.

Слайд 13

ЛИТЕРАТУРА Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи». Воробьева Т. А., Воробьёва П. А. «Дыхание и речь». Бурлакина О. В. «Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания». Буйко В. «Чудо- обучайка ». Часть фотографий, картинок в свободном доступе на интернет ресурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...