"Мастерим солнечные часы"
консультация (старшая, подготовительная группа)
Солнечные часы человечество использовало с древних времен. Первые упоминания о солнечных часах появились в Китае в 1100 г. до н.э.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solnechnye_chasy.docx | 456 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Мастерим солнечные часы»
Солнечные часы человечество использовало с древних времен. Первые упоминания о солнечных часах появились в Китае в 1100 г. до н.э. Существуют различные виды солнечных часов. Сегодня мы будем говорить об изготовлении классических горизонтальных солнечных часов. Для этого нам потребуется:
- картон,
- линейка,
- циркуль,
- транспортир,
- канцелярский нож или ножницы,
- компас.
Для начала чертим и вырезаем круг диаметром 36 см (если нет циркуля, обводим таз или миску подходящего размера). Проводим через центр линию так, чтобы у нас получилось два равных полукруга (рисуем диаметр). Разбиваем один из полукругов на 12 частей/секторов по 15 градусов. Каждый из секторов нумеруем слева направо цифрами: 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 1, 2, 3, 4, 5 – как показано на фото. Мы получили циферблат, именуемый кадраном.
Он отличается от привычного на механических часах, но объясняется это отличие довольно просто. Солнечные часы показывают время, исходя из перемещения солнца над горизонтом. За сутки оно описывает круг относительно Земли, за светлое время суток описывает полукруг, который мы и отразили на нашем циферблате.
Теперь делаем гномон. Гномон – это треугольник-стрелка, которая будет отбрасывать тень на циферблат и по краю этой тени мы будем определять время по солнечным часам. Итак, приступим. Отмеряем на картоне 16 см. Теперь с одной из сторон нужно отложить острый угол, равный географической широте вашего местонахождения (города). Например, для Запорожья – это 47 градусов, для Москвы – 55 градусов. Широту вашего города вы можете посмотреть на этом сайте.
Далее, на стороне, которая образует нужный нам угол, отмеряем 40 см и формируем треугольник. Для наглядности я сделала отдельное фото гномона со сторонами 16, 40 см и углом 47 градусов.
На циферблате проводим линию, соединяющую центр часов и отметку 12. Прорезаем на этой линии отрезок равный 15 см от центра к границе круга и вставляем в него гномон перпендикулярно циферблату. Гномон вставляется основанием (16 см) вниз, так чтобы угол широты совпадал с центром часов. Если у вас недостаточно плотный картон, то гномон можно приклеить.
Наши солнечные часы готовы. Теперь выносим их на улицу в солнечную погоду и ориентируем гномон строго на север, так чтобы торчащий вверх уголок был направлен на полярную звезду (север). Время определяем по краю тени, которую отбрасывает гномон. На часах вы увидите солнечное время в вашем регионе. Оно может (и скорее всего, будет) отличаться от официального времени. У нас эта разница составляет около 45 минут.
Выгорание цвета на солнце
Для демонстрации этого явления, я предлагаю вам сделать некий трафарет. Мы взяли, оставшиеся после Нового года заготовки: елку и балерину. Прикрепили их к цветной бумаге и повесили на окно с солнечной стороны, чтобы солнышко могло сделать красивый рисунок на бумаге без нашего участия.
Через неделю мы трафареты аккуратно сняли и увидели изменения в цвете, которые произошли на цветной бумаге. К моему удивлению, изображение елки оказалось более четким и ярким, нежели цвет балерины, хотя красная краска обычно выгорает сильнее.
Выгорание цвета происходит из-за влияния ультрафиолетовых лучей, которые разрушают молекулы красителя, и пигмент теряет свой цвет. Чтобы этого не происходило, в чернила добавляют УФ добавки, которые поглощают часть ультрафиолетового спектра, тогда бумага выгорает меньше. Возможно, наша красная бумага и имела такой защитный фильтр.
Длина тени в разное время суток
Обратите внимание ребенка на то, как изменяется длина тени в разное время суток. Для наглядности предложите ребенку обрисовать его тень и измерить ее длину в разное время (в начале и в конце прогулки), а потом сравните ее длину с фактическим ростом ребенка. Вот что у нас получилась: рост 105 см, длина тени в 15.00 – 85 см, длина тени в 17.00 – 150 см. Обратите внимание ребенка и на изменение интенсивности тени.
Расскажите малышу, что длина тени зависит от местонахождения источника освещения (в нашем случае это солнце) и высоты самого объекта. Чем выше на небосклоне солнце, тем короче тень, и наоборот, чем ниже солнце, тем тень длиннее. Чтобы было понятнее, можете продемонстрировать образование тени с помощью настольной лампы и фонаря. Тогда ребенок сам сможет управлять источником света и менять длину тени. Если возраст вашего ребенка достиг 6-7 лет, то можете предложить ему задание: нарисовать тень от предмета, изображенного на рисунке в зависимости от расположения солнца/уличного фонаря. А в помощь ему будет этот мультфильм:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Солнечные часы»
Мы определяем время по часам!...
Конспект открытого занятия «Профессия программиста» по основам информационных технологий в рамках клубного часа «Солнечный город профессий»
Конспект открытого занятия «Профессия программиста» по основам информационных технологий в рамках клубного часа «Солнечный город профессий» разработан для детей среднего и стар...
Мастер-класс :" Солнечные часы"
Для наблюдения за солнцем , его движением, мы изготовили солнечные часы.Это отличное развивающее пособие для итзучения времени и движения солнца.Солнечные часы состоят итз стрелки указателя(эта стрелк...
Конспект занятия "Солнечные часы"
Конспект занятия по изготовлению солнечных часов...
Солнечные часы
Будни в нашей подготовительной группе проходят весело и занимательно. У ребят нет времени скучать. Мы с ребятами уже знакомились со временем и приборами для его измерения. Что это за приборы? Дети ...
"Солнечные часы"
quot;Солнечные часы"...
Конспект мастер-класса для родителей и детей 6-7 лет «Часы. Мастерим сами».
Конспект мастер-класса для родителей и детей 6-7 лет«Часы. Мастерим сами»....