"Что, где, когда?"
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» города Чебоксары Чувашской Республики
Настольно-дидактическая игра
«Что? Где? Когда?»
для детей дошкольного возраста
Выполнила: воспитатель 1 кв.категории
Сергеева Лариса Николаевна
Июнь 2021 год
Цель:
- формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени;
- активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций;
- воспитание осознанного и правильного отношения к родной природе и животным родного края;
- развивать мелкую моторику рук.
Игра «Когда это бывает»
Задачи:
- Закрепить знания о природных явлениях.
- Формировать представления о временах года.
- Развитие внимания, зрительного восприятия, логическое мышление, память, фантазию, воображение.
- Учить соотносить каждое время года с определенным цветом.
- Способствовать формированию математических представлений: счет от 1 до 10; умение называть последовательность месяцев в году.
- Учить детей называть времена года.
- Развивать связную речь, формировать умение составлять описательный рассказ; умение слышать друг друга.
- Активизировать и обогащать словарь.
Описание игры: Подобрать предметы, соответствующие определенному времени года.
Правила: вспомнить характерные особенности данного времени года.
Помогать друг другу в ходе игры.
Вариант 1.
Разместить несколько несоответствующих картинок в разных секторах и предложить детям разложить правильно.
Вариант 2.
Устроить соревнование: одни дети расставляют, а другие определяют правильность выбора.
Вариант 3.
На основе картинки о времени года дети раскладывают их с определенным временем года.
Вариант 4.
Дети берут карточки с месяцами, на которых написана примета, каждому ребенку нужно составить рассказ по карточке и запомнить примету.
Вариант 5.
Можно использовать вариант игрового упражнения «Исправь ошибку».
Вариант 6.
Угадать время года по стихам и загадкам.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою! (А. Плещеев)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я ... (Осень).
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча)
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня ... (Зима).
Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит,
И подсолнух зернами
Черными набит. (С. Маршак)
Игра «Наш огород»
Задачи:
- Учить определять пространственное расположение предметов;
- Уточнить знания детей об овощах, о месте их произрастания, о пользе овощей для человека;
- Учить различать овощи по внешнему виду, описывать их по характерным признакам;
- Учить использовать обобщающее понятие «Овощи»;
- Обогащать словарный запас за счет обозначения качеств;
- Развивать внимание, память, координацию движений, мелкую моторику рук.
Описание игры: Подобрать предметы растущих на грядке и назвать их.
Правила: вспомнить овощи выращивающих в нашей Республике. Помогать друг другу в ходе игры.
Вариант 1.
Педагог просит ребёнка собрать урожай. Ребёнок поочередно снимает с грядок овощи и называет их. Выполняя задание, ребёнок закрепляет названия овощей.
Вариант 2.
Предложить ребёнку разместить на «грядке» определенное количество овощей.
Например: посадить 2 моркови и 3 тыквы.
Сажая на «грядках» овощи, дети могут закреплять расположение предметов в пространстве.
Например: педагог предлагает детям посадить морковь, слева от неё капусту, а справа тыкву.
Вариант 3.
Педагог загадывает ребёнку загадку об овощах. Ребёнок должен выбрать отгадку и расположить её на «грядке»
Например: Я длинный и зелёный,
Вкусен и солёный,
Вкусен и сырой.
Кто же я такой? (Огурец)
Сидит в темнице
А коса на улице. ( Морковь)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява
Кто любит щи-
Меня в них ищи. (Капуста)
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет. (Лук)
Игра «Дикие животные нашего края»
Задачи:
- Формировать обобщённые представления у детей о диких животных нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
- Учить узнавать диких животных по внешнему виду, по написанию и находить их на картинках.
- Развивать память, внимание, речь.
- Воспитывать любовь к природе родного края.
Вариант 1.
Назвать по порядку.
На картинки посмотри
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.
(6-7 предметных картинок по теме).
Вариант 2.
Узнавать животных по описанию.
- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
Вариант 3.
Угадать какие голоса подают дикие животные.
- Скажите, как подают голос звери?
- Что делает волк - (воет).
- Что делает лиса - (тявкает).
- Что делает медведь - (ревет).
- Что делает белка - (цокает).
Вариант 4.
Образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка
Лиса – лисичка.
Вариант 5.
Образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок
Медведь – медведи – много медведей
Вариант 6.
Употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
У медведицы - (медвежонок, медвежата).
У лисицы - (лисенок, лисята).
У белки - (бельчонок, бельчата).
У волчицы - (волчонок, волчата).
У ежихи - (ежонок, ежата).
У зайчихи - (зайчонок, зайчата).
Вариант 7.
Назвать диких животных, их семью.
Папа - медведь, мама - (медведица), детеныш - (медвежонок).
Папа - волк, мама - (волчица), детеныш - (волчонок).
Папа - еж, мама – (ежиха), детеныш - (ежонок).
Папа - заяц, мама – (зайчиха), детеныш - (зайчонок).
Папа - лис, мама - (лисица), детеныш - (лисенок).
Вариант 8.
Подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.
Медведь (какой)…(бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой)…(серый, зубастый, злой).
Заяц (какой)…(длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая)…(хитрая, рыжая, пушистая).
Медведь (что делает)…(спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает)…(воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает)…(выслеживает, бежит, ловит).
Список использованной литературы
Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет.- М.: Просвещение, 1988.
Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозайка – синтез, 2010.
Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации – М.: Мозаика – синтез, 2008.