Лук от семи недуг
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая группа)
Проект.
Теория.Посадка лука, дневник наблюдения. Интересное о луке. Сказки...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luk.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход занятия: Дети сидят на полу. -Загадываю загадку: Сидит дед, во сто шуб одет, Кто его раздевает – тот слезы проливает. (в руках у воспитателя луковица) Появляется медвежонок. -Здравствуй, Медвежонок, что у тебя случилось? Почему ты такой грустный? Медвежонок: Хотел поиграть с зайкой, а он говорит, что ему некогда. Пришло время устраивать огород. А я не знаю, что это такое. -Дети, поможем Мише. Что такое огород? -Какие овощи вы знаете? Воспитатель обращается к Мишке: Мишка, ты запомнил, какие овощи растут на огороде? Миша: А где же зайка будет устраивать свой огород? -Мы тебе сейчас покажем и расскажем. - Что это? -Давайте рассмотрим луковицу. - Какую форму имеет луковица? - Какого цвета шелуха? Предлагает взять луковицу и обследовать её: -Потрогайте его пальцем и скажите, лук твердый или мягкий? -Вот сейчас я разрежу луковицу. И что может произойти? Почему? Понюхайте, чем он пахнет? Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (дать попробовать лук на вкус и чем-нибудь заесть его). -А вы помните, почему говорят: «Лук - от семи недуг»? Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов. Все основные витамины скапливаются именно в стрелках, поэтому очень важно употреблять в пищу зелёный лук. В луке содержатся витамины группы С. Эти витамины защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа. Физминутка. А теперь, ребята, давайте с вами поиграем. Илья у нас будет луком? Есть у нас огород, там зеленый лук растет Вот такой вышины, вот такой ширины. Ты, лучок, сюда спеши И немного попляши. Молодцы, ребята. А что нужно сделать, чтобы выросли зеленые перышки лука? Миша просит показать, как сажать лук. Ребята, а где у нас в группе можно организовать небольшой огород? Мы по лесу пойдём, по дорожке узенькой пройдём и в наш огород попадём! Садятся вокруг стола. – Посмотрите-ка сколько лука! – Мы сегодня будем сажать лук в землю и понаблюдаем, что же произойдет. Кто знает что вырастет из лука? (росток) У лука они называются пёрышки или стрелки, потому что на них похожи. Воспитатель показывает, как правильно и последовательно сажать луковицу. Нужно сделать лунку, вставить луковицу в лунку, чтобы была видна чуть-чуть из земли. Сажать надо корешками вниз. Затем пальчиками плотно прижать землю вокруг луковицы. – А теперь вы сами будете сажать. – Рассмотрите ещё раз свою луковицу. Как правильно посадить луковицу? Какой частью её надо сажать в землю? Найдите, где у лука корешки. А теперь сажайте в землю. Возьмем луковицу за верхушку и посадим донцем в землю. Чтобы лук рос, луковицу сажают в землю корешком, росток вверх. Посадить луковичку надо так, чтобы её верхняя часть выступала из земли. – Давайте вспомним, какие условия необходимы для жизни растений? Да, правильно. Всё это у нас есть. Чтобы лук хорошо рос, что нужно сделать еще? Куда поставим горшочки с луком? Воспитатель обращает внимание, что получился большой огород на окне. -Ну вот, Миша, теперь ты знаешь, что такое огород, как можно вырастить лук. Ты запомнил всю последовательность посадки лука? Миша рассказывает, дети ему помогают. Миша благодарит детей и уходит. Раздаются дневники наблюдений. Подведение итогов! Нацеливание на дальнейшую работу. | Дети: Это лук! Там растут разные овощи. Перечисляют. Лук круглую жёлтая, коричневая, бежевая, золотая Твёрдый Плакать будут, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать Горький Да, лук помогает лечить людей. (На голову ребенку надеть ободок с изображением луковицы) РЕБ СО СТОРОНЫ забегает в круг и пляшет 1-2 раза играем луковицу нужно посадить На столе, подоконнике. Длинные зелёные листики. Рассмотрение и показ верхушки и донца. Самостоятельная посадка луковиц детьми. Индивидуальная помощь Свет, тепло, вода и почва - необходимы для жизни растений. Полить водой. На окно., чтобы было тепло и светло от солнышка. |
1. Постановка проблемы.
2. Исследовательский этап
3. Практико-исследовательский этап
ЛУКОВИЦА, МЕДВЕЖОНОК, НОЖ, ТАРЕЛКА.
ГОРШКИ, СТАКАНЧИКИ С ЗЕМЛЁЙ, ЛОЖКИ, салфетки И СЕВОК. ВСЁ ПРИКРЫТО!
ЛЕЙКИ, МЕСТО НА ПОДОКОННИКЕ.
СТОЛЫ ВМЕСТЕ
Огород на подоконнике
« Лук от семи недуг»
Тип проекта:
исследовательско-творческий
Предметно-содержательная область:
экологическое воспитание, познавательное развитие.
Цель проекта:
привлечение детей к самостоятельной посадке лука, ухода за ним с дальнейшем представлением результата своей деятельности.
ЗАДАЧИ:
- Дать и расширить представления детей о репчатом луке, его строении и свойствах, полезных качествах, технологии его выращивания в комнатных условиях.
- Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения.
- Развивать у детей познавательный интерес к выращиванию лука;
- развивать речь детей, активизировать словарь: корень, луковица, посадить, углубления, перышки.
- Воспитывать желание добиваться результата, доводить дело до конца, участвовать в общем деле.
Предварительная работа:
- дидактические игры по ознакомлению с овощами,
- обсуждение комнатных растений и условия их выращивания,
- просмотр и обсуждение мультфильма про Лунтика «Лук»,
- прочтение рассказа про 3-х братьев(3 вида лука) о лечебных свойствах лука.
Вывод эксперимента: объяснить детям, что растение-живое и ему нужны для роста вода, свет, тепло, что во время развития оно меняется (появляются, растут корни и листья).
Материал: луковицы, ящик с землёй, лейка, бумажные салфетки для рук, фартуки.
Словарная работа: верхушка, чешуйки, донце, стрелки.
Предварительная работа: рассматривание луковицы;
Материал: луковицы, ящик с землей, стаканчики, лопатки, лейки, палочки длиной 25 см.
Проектная идея: создать в группе огород на подоконнике
По продолжительности: среднесрочный
По характеру участия: воспитатели, дети, родители
Форма представления: презентация в бумажном виде.
Вид проекта: групповой
Методические задачи: образовательные
Методические задачи: учить создавать ситуацию опыта; развивать наблюдательность - умение замечать.Актуальность проекта: Актуальность данной работы заключается в следующем. Лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща и целебного средства чуть ли не от всех болезней. Мы все хорошо знаем что лук – обязательная приправа супов, котлет и разных других мясных, рыбных и овощных блюд. А каким образом он попал на стол? Как его вырастить? Эти и другие вопросы часто задают начинающие огородники. Конечно, со временем у каждого начинающего овощевода приобретается личный опыт. Такой опыт решили приобрести и мы.
При составлении данного конспекта, я опиралась на возрастные особенности детей 3-4 лет.
- ТРИ БРАТА ЛУКОВКИ
К мальчику Илюше подбежали три брата: один — маленький и черненький, другой — побольше, в золотистом костюмчике с зелеными перышками, а третий — самый большой, румяный и крепкий, в золотистых латах и с большим зеленым луком в руках.
— Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, — по очереди поклонились они Илюше и сказали:
— Мы все братья. Нас тетушка Тыква послала проведать, все ли у тебя в порядке. Ведь мы, луки, — известные защитники, как и наш братец Чеснок.
— А кого вы защищаете? — спросил Илюша.
— Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед да болезней, — гордо ответили луки.
— Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым защитником, — сказал Илюша.
— Это очень просто: нужно только всегда заботиться о тех, кто рядом с тобой, — объяснил маленький лук Чернушка. Я, например, самый маленький, просто луковое семечко, но без меня наш средний брат — лук Севок не вырастет. Посадят меня в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели, что мои перышки любому на помощь прийти готовы, свой самый первый стебелек я изгибаю в виде лука.
— Без меня наш старший брат — Репчатый лук, никогда не вырастет, — сказал лук Севок. — Как только меня в землю весной сажают, я для старшего брата начинаю медные латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные, сочные перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза!
— Я, все что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям моим за их заботу добром отплатить, — сказал Репчатый лук. — В каждой чешуйке у меня тысячи храбрых, летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов. Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя ни один вредный микроб.
— Но почему, Репчатый лук, у тебя такой дух едкий? У меня всегда щиплет в глазах и в носу, когда мама для салата лук режет, — спросил Илюша.
— Это потому, что мои воины-фитонциды сразу же в атаку бросаются, стоит их только на волю выпустить: ведь в воздухе и на любом человеке всегда полно вредных микробов, — объяснил Репчатый лук. — С помощью фитонцидов я любую болезнь вылечиваю. Недаром про меня говорят: «Кто сеет лук, тот избавится от мук». Если хочешь избавиться от моего едкого духа, подержи меня несколько минут в холодной воде, прежде чем резать.
— А как ты своим братьям добро возвращаешь? — поинтересовался Илюша.
— Для того чтобы род наш не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья — семена-чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето короткое, я не успеваю зацвести. Бывает два-три лета проходят, прежде чем я смогу семена вырастить.
— Какие вы все дружные! — с уважением произнес Илюша.
— Нас трое братцев в роду лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот братцев-луков, и все они дружат, — засмеялся лук Репчатый.
— Такая огромная семья, — восхитился мальчик. — Расскажите мне о своих братьях.
— Про всех братьев мы тебе не сможем рассказать. Многие из них растут в диких местах, и человек их еще не приручил. Но о самых выдающихся членах луковой семьи мы тебе расскажем сказку.
ЛУКОВАЯ СЕМЬЯ
В воскресный день пошла хозяйка на базар за луком, да никак не могла выбрать, какой же лук ей лучше купить. В конце концов, она купила на пробу все луки, которые продавались в тот день на базаре. Так попали в одну корзинку братья луки из разных луковых семей. Вечером, когда все ушли с кухни, луки разговорились.
— Не расскажите ли, братцы, что-нибудь интересное о себе, — подал голос Репчатый лук с зелеными перьями на макушке. — Скучно лежать молча.
— Да, действительно, жизнь у тебя скучная и вкус горький, — откликнулся Лук-слизун, гордо расправив свои светлые и темно-зеленые длинные листья. Вот мой вкус гораздо более приятный. Когда распускаются мои белые и фиолетовые шары-соцветия, огород превращается в прекрасный сад. Из всех луков я самый красивый и самый урожайный. Ты, Репчатый, — тихоня: по пять лет растешь и всего одну луковицу выращиваешь; а один мой двухлетний куст дает до тридцати луковиц. Дети меня просто обожают. У одной девочки я даже вылечил малокровие.
— Вот расхвастался, — откликнулся Шнитт-лук. — Как будто ты один красив и целебен. У меня листья тоже очень нежные, а ярко-красные и фиолетовые соцветия до того хороши, что глаз не оторвать.
— Все-таки мы, луки, не цветами должны гордиться, а луковицами, — вступил в разговор Многоярусный лук. — Ты, Лук-слизун, хоть и выращиваешь много луковиц, да они у тебя не настоящие, а ложные, как, впрочем, и у Шнитт-лука. Ваши так называемые луковицы — просто небольшие утолщения в нижней части пера. Я же на своем цветочном стебле выращиваю настоящую прикорневую луковицу и множество маленьких деток-луковичек. Представляете, как удобно: не надо ждать, когда семена прорастут — сразу готовые луковички. Они у меня идут на размножение, а прикорневые луковицы едят.
— Братцы, главное в нас не только то, как выглядят наши цветы и луковицы, — примирительно сказал Лук-порей, взмахнув веером своих длинных листьев, — главное, что все мы служим людям нашими витаминами. Особенно мы богаты витамином С, как вы все знаете. Я, например, научился даже в зимний период его не расходовать, а, наоборот, накапливать. Мои молодые листья и стебли в свежем, вареном, сушеном и консервированном виде необыкновенно вкусны и питательны, и укрепляют человеку голос.
Долго братцы-луки своими достоинствами друг перед другом хвастались, пока не устали. Один Репчатый лук все время молчал, будто язык проглотил.
— А ты что молчишь? — обратились к нему братья.
— Да что говорить: обо мне и так все известно, — скромно произнес Репчатый лук. — Вы на огородах — редкие гости, а меня в каждом огороде полным-полно. Не смотря на мой горький характер, люди давно взяли меня к себе на службу, и я помогаю им всем, чем могу.
В эту минуту в кухню вошли хозяйка и ее дочка.
— Ой, как больно, — плакала девочка. — Зачем эта злющая оса ужалила меня? Посмотри, мама, у меня рука опухает.
— Подожди, не плачь, — сказала хозяйка, доставая из корзины репчатый лук. Она разрезала луковицу пополам и велела дочке:
— Скорее натри больное место половинкой луковицы. Старайся, чтобы на укус попало как можно больше лукового сока.
Девочка натерла луком больное место, и боль прошла, а от опухоли и следа не осталось.
— Видишь, как быстро помог тебе репчатый лук, — сказала мама. — Всегда с ним дружи. Когда у нас с твоим папой свадьба была, нам сплели огромный золотистый венок из репчатого лука, на счастье.
— Разве счастье от лука зависит? — засмеялась девочка.
— Счастье, может, и не от лука зависит, но древние обычаи не зря придуманы, — задумчиво сказала мама. — Помню дедушка рассказывал нам о страшной чуме, которая пол города убила. Однако в те дома, где лук был ежедневным гостем, чума не посмела заглянуть. А бабушка рассказывала, как она свою любимую корову от страшной эпидемии спасла. Повесила ей на шею луковый венок, и буренка ее осталась жива, когда другие коровы падали одна за другой. Наши предки не глупее нас были, не зря они детям на грудь луковки вешали, как талисман от всех бед и болезней. Если ты, доченька, каждый день будешь съедать хотя бы по луковке, никакие болезни тебе не страшны.
— Как хорошо, что у нас есть такой защитник, — ласково сказала девочка и вышла вместе с мамой из кухни.
— Вот, оказывается, какой удивительный наш братец, Репчатый лук, — уважительно сказал Лук-порей. — Долго растет, да много пользы приносит.
— Тише едешь, дальше будешь, — тихо прошептал Лук-слизун, и все луки почтительно склонили зеленые листья в сторону своего Репчатого собрата.
«Лук на гряде»
Автор сказки: Ирис Ревю
На грядке в огороде творилось что-то невероятное. Стоящий рядом с грядой куст Чёрной Смородины внимательно наблюдал за происходящим. Ещё вчера этот участок земли был ровным и гладким, а сегодня…Земля взбугрилась, словно её изнутри кто-то переворошил.
— Что там происходит? – напряжённо думал Черносмородиновый куст.
Вскоре всё выяснилось. На гряде появились ростки.
— Ты кто, друг? – спросил Черносмородиновый куст у одного из ростков.
— Я друг, я лук, — ответил росток. — Люди уверены, что я от семи недуг. А ещё они говорят, что во мне много витамина С.
— Вот здорово, — сказал куст Чёрной Смородины. И во мне тоже много этого витамина. Давай дружить!
С этого момента Лук и куст Чёрной Смородины подружились. В ненастную погоду крепкий куст прикрывал своими ветвями ростки Лука. В жаркий полдень Черносмородиновый куст давал спасительную тень. Лук тоже помогал кусту. Он отпугивал назойливых насекомых, вредителей огородо-садовых культур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Лук от семи недуг"
Проект "Лук от семи недуг" был осуществлен с детьми младшего дошкольного возраста. Была выбрана тема проекта, разработана документация. В проект была включена теоретическая, практическая и продуктивна...
лук от семи недуг
лук от семи недуг...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Лук от семи недуг"
Материал для показа детям, который содержит информациию о луке....
Проект "Лук от семи недуг"
Долгосрочный проект для детей старшего возраста "Лук от семи недуг"...
"Лук от семи недуг"
Познавательно-иссседовательская деятельность...
Конспект занятий по экологии в подготовительной группе "Лук от семи недуг"
Занятие обрашает внимание детей на полезные свойства лука. Рассказывает об его применении в различных областях. Учит детей наблюдать за ростом растений, прививает интерес к овощам....
Занятие по экологии в средней группе «Лук — от семи недуг»
Цели:• дать детям представление о происхождении лука, приёмах его возделывания и применении;• дать детям представление о разных видах лука• активизация и обогащение словарного запаса детей (луковица, ...