Лук от семи недуг
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая группа)

Миникаева Татьяна Николаевна

Проект.

Теория.Посадка лука, дневник наблюдения. Интересное о луке. Сказки...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon luk.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия:

Дети сидят на полу.

-Загадываю загадку:

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает – тот слезы проливает.

(в руках у воспитателя луковица)

Появляется медвежонок.

-Здравствуй, Медвежонок, что у тебя случилось? Почему ты такой грустный?

Медвежонок: Хотел поиграть с зайкой, а он говорит, что ему некогда. Пришло время устраивать огород. А я не знаю, что это такое.

-Дети, поможем Мише. Что такое огород?

-Какие овощи вы знаете?

Воспитатель обращается к Мишке: Мишка, ты запомнил, какие овощи растут на огороде?

Миша: А где же зайка будет устраивать свой огород?

-Мы тебе сейчас покажем и расскажем.

- Что это?

-Давайте рассмотрим луковицу.

- Какую форму имеет луковица?

- Какого цвета шелуха?

Предлагает взять луковицу и обследовать её:

-Потрогайте его пальцем и скажите, лук твердый или мягкий?

-Вот сейчас я разрежу луковицу. И что может произойти? Почему?

 Понюхайте, чем он пахнет?

 Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (дать попробовать лук на вкус и чем-нибудь заесть его).

-А вы помните, почему говорят:

«Лук - от семи недуг»?

Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов.

 Все основные витамины скапливаются именно в стрелках, поэтому очень важно употреблять в пищу зелёный лук.

В луке содержатся витамины группы С. Эти витамины защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа.

Физминутка.

А теперь, ребята, давайте с вами поиграем.

Илья у нас будет луком? 

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой вышины, вот такой ширины.

Ты, лучок, сюда спеши

И немного попляши. Молодцы, ребята.

А что нужно сделать, чтобы выросли зеленые перышки лука?

Миша просит показать, как сажать лук.

Ребята, а где у нас в группе можно организовать  небольшой огород?

Мы по лесу пойдём, по дорожке узенькой пройдём и в наш огород попадём!

Садятся вокруг стола.

Посмотрите-ка сколько лука! 

– Мы сегодня будем сажать лук в землю и понаблюдаем, что же произойдет. Кто знает что вырастет из лука(росток)

У лука они называются пёрышки или стрелки, потому что на них похожи.

Воспитатель показывает, как правильно и последовательно сажать луковицу. Нужно сделать лунку, вставить луковицу в лунку, чтобы была видна чуть-чуть из земли. Сажать надо корешками вниз.

Затем пальчиками плотно прижать землю вокруг луковицы.

А теперь вы сами будете сажать.

– Рассмотрите ещё раз свою луковицу.

 Как правильно посадить луковицу? Какой частью её надо сажать в землю?

 Найдите, где у лука корешки. А теперь сажайте в землю.

  Возьмем луковицу за верхушку и посадим донцем в землю. Чтобы лук рос, луковицу сажают в землю корешком, росток вверх.

Посадить луковичку надо так, чтобы её верхняя часть выступала из земли.

– Давайте вспомним, какие условия необходимы для жизни растений?

Да, правильно.  Всё это у нас есть.

 Чтобы лук хорошо рос, что нужно сделать еще?

 Куда поставим горшочки с луком?

Воспитатель обращает внимание, что получился большой огород на окне.

-Ну вот, Миша, теперь ты знаешь, что такое огород, как можно вырастить лук. Ты запомнил всю последовательность посадки лука?

Миша рассказывает, дети ему помогают.

Миша благодарит детей и уходит.

Раздаются дневники наблюдений.

Подведение итогов! Нацеливание на дальнейшую работу.

Дети:

 Это лук!

Там растут разные овощи.

Перечисляют.

Лук

круглую

жёлтая, коричневая, бежевая, золотая

Твёрдый

Плакать будут, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать

Горький

Да, лук помогает лечить людей.

(На голову ребенку надеть ободок с изображением луковицы)

РЕБ СО СТОРОНЫ забегает в круг и пляшет

1-2 раза играем

луковицу нужно посадить

На столе, подоконнике.

Длинные зелёные листики.

Рассмотрение и показ верхушки и донца.

Самостоятельная посадка луковиц детьми. Индивидуальная помощь

Свет, тепло, вода и почва - необходимы для жизни растений.

Полить водой.

На окно., чтобы было тепло и светло от солнышка.

1. Постановка проблемы.

2. Исследовательский этап

3. Практико-исследовательский этап

ЛУКОВИЦА, МЕДВЕЖОНОК, НОЖ, ТАРЕЛКА.

ГОРШКИ, СТАКАНЧИКИ С ЗЕМЛЁЙ, ЛОЖКИ, салфетки И СЕВОК. ВСЁ ПРИКРЫТО!

ЛЕЙКИ, МЕСТО НА ПОДОКОННИКЕ.

СТОЛЫ ВМЕСТЕ


Огород на подоконнике

« Лук от семи недуг»

Тип проекта:

исследовательско-творческий

Предметно-содержательная область:

экологическое воспитание, познавательное развитие.

Цель проекта:

привлечение детей к самостоятельной посадке лука, ухода за ним с дальнейшем представлением результата своей деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • Дать и расширить представления детей о репчатом луке, его строении и свойствах, полезных качествах, технологии его выращивания в комнатных условиях.
  • Закреплять знания детей  об условиях, необходимых для роста растения.
  • Развивать у детей познавательный интерес к выращиванию лука;
  • развивать речь детей, активизировать словарь: корень, луковица, посадить, углубления, перышки.
  • Воспитывать желание добиваться результата, доводить дело до конца, участвовать в общем деле.

Предварительная работа:

- дидактические игры по ознакомлению с овощами,

- обсуждение комнатных растений и условия их выращивания,

- просмотр и обсуждение мультфильма про Лунтика «Лук»,

- прочтение рассказа про 3-х братьев(3 вида лука) о лечебных свойствах лука.

Вывод эксперимента: объяснить детям, что растение-живое и ему нужны для роста вода, свет, тепло, что во время развития оно меняется (появляются, растут корни и листья). 


Материал: луковицы, ящик с землёй, лейка, бумажные салфетки для рук, фартуки.

Словарная работа: верхушка, чешуйки, донце, стрелки.

Предварительная работа: рассматривание луковицы;

    Материал: луковицы, ящик с землей, стаканчики, лопатки,  лейки, палочки длиной 25 см.

Проектная идея: создать в группе огород на подоконнике

По продолжительности: среднесрочный

По характеру участия: воспитатели, дети, родители

Форма представления: презентация в бумажном виде.

Вид проекта: групповой

Методические задачи: образовательные

Методические задачи:  учить создавать ситуацию опыта; развивать наблюдательность - умение замечать.Актуальность проекта: Актуальность данной работы заключается в следующем. Лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща и целебного средства чуть ли не от всех болезней. Мы все хорошо знаем что лук – обязательная приправа супов, котлет и разных других мясных, рыбных и овощных блюд. А каким образом он попал на стол? Как его вырастить? Эти и другие вопросы часто задают начинающие огородники. Конечно, со временем у каждого начинающего овощевода приобретается личный опыт. Такой опыт решили приобрести и мы.

При составлении данного конспекта, я опиралась на возрастные особенности детей 3-4 лет.


  1. ТРИ БРАТА ЛУКОВКИ

К мальчику Илюше подбежали три брата: один — маленький и черненький, другой — побольше, в золотистом костюмчике с зелеными перышками, а третий — самый большой, румяный и крепкий, в золотистых латах и с большим зеленым луком в руках.

— Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, — по очереди поклонились они Илюше и сказали:

— Мы все братья. Нас тетушка Тыква послала проведать, все ли у тебя в порядке. Ведь мы, луки, — известные защитники, как и наш братец Чеснок.

— А кого вы защищаете? — спросил Илюша.

— Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед да болезней, — гордо ответили луки.

— Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым защитником, — сказал Илюша.

— Это очень просто: нужно только всегда заботиться о тех, кто рядом с тобой, — объяснил маленький лук Чернушка. Я, например, самый маленький, просто луковое семечко, но без меня наш средний брат — лук Севок не вырастет. Посадят меня в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели, что мои перышки любому на помощь прийти готовы, свой самый первый стебелек я изгибаю в виде лука.

— Без меня наш старший брат — Репчатый лук, никогда не вырастет, — сказал лук Севок. — Как только меня в землю весной сажают, я для старшего брата начинаю медные латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные, сочные перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза!

— Я, все что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям моим за их заботу добром отплатить, — сказал Репчатый лук. — В каждой чешуйке у меня тысячи храбрых, летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов. Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя ни один вредный микроб.

— Но почему, Репчатый лук, у тебя такой дух едкий? У меня всегда щиплет в глазах и в носу, когда мама для салата лук режет, — спросил Илюша.

— Это потому, что мои воины-фитонциды сразу же в атаку бросаются, стоит их только на волю выпустить: ведь в воздухе и на любом человеке всегда полно вредных микробов, — объяснил Репчатый лук. — С помощью фитонцидов я любую болезнь вылечиваю. Недаром про меня говорят: «Кто сеет лук, тот избавится от мук». Если хочешь избавиться от моего едкого духа, подержи меня несколько минут в холодной воде, прежде чем резать.

— А как ты своим братьям добро возвращаешь? — поинтересовался Илюша.

— Для того чтобы род наш не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья — семена-чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето короткое, я не успеваю зацвести. Бывает два-три лета проходят, прежде чем я смогу семена вырастить.

— Какие вы все дружные! — с уважением произнес Илюша.

— Нас трое братцев в роду лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот братцев-луков, и все они дружат, — засмеялся лук Репчатый.

— Такая огромная семья, — восхитился мальчик. — Расскажите мне о своих братьях.

— Про всех братьев мы тебе не сможем рассказать. Многие из них растут в диких местах, и человек их еще не приручил. Но о самых выдающихся членах луковой семьи мы тебе расскажем сказку.


ЛУКОВАЯ СЕМЬЯ

В воскресный день пошла хозяйка на базар за луком, да никак не могла выбрать, какой же лук ей лучше купить. В конце концов, она купила на пробу все луки, которые продавались в тот день на базаре. Так попали в одну корзинку братья луки из разных луковых семей. Вечером, когда все ушли с кухни, луки разговорились.

— Не расскажите ли, братцы, что-нибудь интересное о себе, — подал голос Репчатый лук с зелеными перьями на макушке. — Скучно лежать молча.

— Да, действительно, жизнь у тебя скучная и вкус горький, — откликнулся Лук-слизун, гордо расправив свои светлые и темно-зеленые длинные листья. Вот мой вкус гораздо более приятный. Когда распускаются мои белые и фиолетовые шары-соцветия, огород превращается в прекрасный сад. Из всех луков я самый красивый и самый урожайный. Ты, Репчатый, — тихоня: по пять лет растешь и всего одну луковицу выращиваешь; а один мой двухлетний куст дает до тридцати луковиц. Дети меня просто обожают. У одной девочки я даже вылечил малокровие.

— Вот расхвастался, — откликнулся Шнитт-лук. — Как будто ты один красив и целебен. У меня листья тоже очень нежные, а ярко-красные и фиолетовые соцветия до того хороши, что глаз не оторвать.

— Все-таки мы, луки, не цветами должны гордиться, а луковицами, — вступил в разговор Многоярусный лук. — Ты, Лук-слизун, хоть и выращиваешь много луковиц, да они у тебя не настоящие, а ложные, как, впрочем, и у Шнитт-лука. Ваши так называемые луковицы — просто небольшие утолщения в нижней части пера. Я же на своем цветочном стебле выращиваю настоящую прикорневую луковицу и множество маленьких деток-луковичек. Представляете, как удобно: не надо ждать, когда семена прорастут — сразу готовые луковички. Они у меня идут на размножение, а прикорневые луковицы едят.

— Братцы, главное в нас не только то, как выглядят наши цветы и луковицы, — примирительно сказал Лук-порей, взмахнув веером своих длинных листьев, — главное, что все мы служим людям нашими витаминами. Особенно мы богаты витамином С, как вы все знаете. Я, например, научился даже в зимний период его не расходовать, а, наоборот, накапливать. Мои молодые листья и стебли в свежем, вареном, сушеном и консервированном виде необыкновенно вкусны и питательны, и укрепляют человеку голос.

Долго братцы-луки своими достоинствами друг перед другом хвастались, пока не устали. Один Репчатый лук все время молчал, будто язык проглотил.

— А ты что молчишь? — обратились к нему братья.

— Да что говорить: обо мне и так все известно, — скромно произнес Репчатый лук. — Вы на огородах — редкие гости, а меня в каждом огороде полным-полно. Не смотря на мой горький характер, люди давно взяли меня к себе на службу, и я помогаю им всем, чем могу.

В эту минуту в кухню вошли хозяйка и ее дочка.

— Ой, как больно, — плакала девочка. — Зачем эта злющая оса ужалила меня? Посмотри, мама, у меня рука опухает.

— Подожди, не плачь, — сказала хозяйка, доставая из корзины репчатый лук. Она разрезала луковицу пополам и велела дочке:

— Скорее натри больное место половинкой луковицы. Старайся, чтобы на укус попало как можно больше лукового сока.

Девочка натерла луком больное место, и боль прошла, а от опухоли и следа не осталось.

— Видишь, как быстро помог тебе репчатый лук, — сказала мама. — Всегда с ним дружи. Когда у нас с твоим папой свадьба была, нам сплели огромный золотистый венок из репчатого лука, на счастье.

— Разве счастье от лука зависит? — засмеялась девочка.

— Счастье, может, и не от лука зависит, но древние обычаи не зря придуманы, — задумчиво сказала мама. — Помню дедушка рассказывал нам о страшной чуме, которая пол города убила. Однако в те дома, где лук был ежедневным гостем, чума не посмела заглянуть. А бабушка рассказывала, как она свою любимую корову от страшной эпидемии спасла. Повесила ей на шею луковый венок, и буренка ее осталась жива, когда другие коровы падали одна за другой. Наши предки не глупее нас были, не зря они детям на грудь луковки вешали, как талисман от всех бед и болезней. Если ты, доченька, каждый день будешь съедать хотя бы по луковке, никакие болезни тебе не страшны.

— Как хорошо, что у нас есть такой защитник, — ласково сказала девочка и вышла вместе с мамой из кухни.

— Вот, оказывается, какой удивительный наш братец, Репчатый лук, — уважительно сказал Лук-порей. — Долго растет, да много пользы приносит.

— Тише едешь, дальше будешь, — тихо прошептал Лук-слизун, и все луки почтительно склонили зеленые листья в сторону своего Репчатого собрата.

«Лук на гряде»
Автор сказки: 
Ирис Ревю

На грядке в огороде творилось что-то невероятное. Стоящий рядом с грядой куст Чёрной Смородины внимательно наблюдал за происходящим. Ещё вчера этот участок земли был ровным и гладким, а сегодня…Земля взбугрилась, словно её изнутри кто-то переворошил.

— Что там происходит? – напряжённо думал Черносмородиновый куст.

Вскоре всё выяснилось. На гряде появились ростки.

— Ты кто, друг? – спросил Черносмородиновый куст у одного из ростков.

— Я друг, я лук, — ответил росток. — Люди уверены, что я от семи недуг. А ещё они говорят, что во мне много витамина С.

— Вот здорово, — сказал куст Чёрной Смородины. И во мне тоже много этого витамина. Давай дружить!

С этого момента Лук и куст Чёрной Смородины подружились. В ненастную погоду крепкий куст прикрывал своими ветвями ростки Лука. В жаркий полдень Черносмородиновый куст давал спасительную тень. Лук тоже помогал кусту. Он отпугивал назойливых насекомых, вредителей огородо-садовых культур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Лук от семи недуг"

Проект "Лук от семи недуг" был осуществлен с детьми младшего дошкольного возраста. Была выбрана тема проекта, разработана документация. В проект была включена теоретическая, практическая и продуктивна...

лук от семи недуг

лук от семи недуг...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Лук от семи недуг"

Материал для показа детям, который содержит информациию о луке....

Проект "Лук от семи недуг"

Долгосрочный проект для детей старшего возраста "Лук от семи недуг"...

"Лук от семи недуг"

Познавательно-иссседовательская деятельность...

Конспект занятий по экологии в подготовительной группе "Лук от семи недуг"

Занятие обрашает внимание детей на полезные свойства лука. Рассказывает об его применении в различных областях. Учит детей наблюдать за ростом растений, прививает интерес к овощам....

Занятие по экологии в средней группе «Лук — от семи недуг»

Цели:• дать детям представление о происхождении лука, приёмах его возделывания и применении;• дать детям представление о разных видах лука• активизация и обогащение словарного запаса детей (луковица, ...