Кризис семи лет и как с ним справится.
консультация
Рекомендации для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley.docx_4.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей.
Кризис семи лет и как с ним справится.
Старший школьный возраст - это переходная ступень в развитии, когда ребѐнок уже не дошкольник, но ещѐ и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребѐнок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Негативные симптомы кризиса, свойственные всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте. Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребѐнок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Какие выводы можно сделать, рассматривая старший дошкольный возраст как кризисный? Кризисы развития неизбежны и в определѐнное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребѐнок стал старше и готов к более серьѐзной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими. Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании - формирование внутренней социальной позиции. Появление кризиса в 6-7 лет говорит о социальной готовности ребѐнка к обучению в школе. Давно замечено, что кризисы развития в наиболее яркой форме проявляются в семье. Это происходит потому, что образовательные учреждения работают по определѐнным программам, в которых учитываются возрастные изменения детской психики. Семья в этом отношении более консервативна, родители, особенно мамы и бабушки, склонны опекать своих «малышей», невзирая на их возраст. Нередки расхождения мнений воспитателей и родителей в оценке поведения 6-7-летних детей: мамы жалуются на упрямство и своеволие ребѐнка, а воспитатель характеризует его как самостоятельного и ответственного, которому можно поручить серьѐзное дело. Психическое развитие ребѐнка представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов. В стабильные периоды развитие ребѐнка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счѐт накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребѐнка в начале и в конце стабильного возраста отчѐтливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период. Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом отличаются от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребѐнка. Развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный характер. При этом в очень короткий срок ребѐнок меняется весь. В психологии под кризисами имеются в виду переходные периоды от одного этапа детского возраста к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего. С точки зрения внешних проявлений критические периоды имеют ряд особенностей. 1. следует отметить неопределѐнность, размытость границ, отделяющих кризисы от смежных возрастов. Трудно определить начало и конец кризиса. 2. В эти периоды происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребѐнка. По мнению родителей и воспитателей, он становится совершенно другим. 3. Развитие в критические периоды часто носит негативный, «разрушительный» характер. В эти периоды ребѐнок не сколько приобретает, сколько теряет из приобретѐнного прежде. В кризисные периоды всякий ребѐнок становится «относительно трудновоспитуемым» по сравнению с самим собой в смежные стабильные периоды. Принято выделять 7 симптомов кризиса. Негативизм. Это такие проявления в поведении ребѐнка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания. Мотив непослушания - нежелание выполнять предложенное взрослым потому, что он не хочет делать чего-либо или хочет заниматься в это время чемто другим. Мотив негативизма - отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае оказываются бесполезными. Упрямство. Ребѐнок настаивает на чѐм-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребѐнок поступает таким образом потому, что «он так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности. Строптивость. Она, в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребѐнка, против привычного образа жизни. Ребѐнок отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают, и что с ним делают. Своеволие - стремление ребѐнка к самостоятельности, в желании всѐ сделать самому. Протест-бунт. Всѐ поведение ребѐнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительному поводу. Складывается впечатление, что ребѐнок специально провоцирует конфликты в семье. Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (ребѐнок говорит им «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвѐт книжки, ломает игрушки). В лексиконе ребѐнка появляются «плохие» слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых. В семье с единственным ребѐнком может наблюдаться ещѐ один симптом - деспотизм, когда ребѐнок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу - детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное место в жизни семьи. Как справиться с кризисом семи лет (рекомендации для родителей) 1 .Помните, что кризисы - это временные явления, их нужно пережить, как любые другие детские болезни. 2. Причина острого протекания кризиса - несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребѐнка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребѐнку больше свободы и самостоятельности. 3. Изменить своѐ отношение к ребѐнку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять. 4. Старайтесь не заставлять, а убеждать. 5. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми,это всегда помогает!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кризис семи лет и как с ним справится. Консультация для родителей
Старший школьный возраст - это переходная ступень в развитии, когда ребёнок уже не дошкольник, но ещё и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребёнок резко...
Консультвция для родителей по теме:"Кризис семи лет и как с ним справиться"
Старший дошкольный возраст - это переходная ступень в ра...
«Кризис семи лет и как с ним справиться» Консультация для родителей
Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребёнок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Негативные симптомы кризиса, свойственные всем перех...
Консультация для родителей "Кризис семи лет и как с ним справиться"
Старший школьный возраст - это переходная ступень в развитии, когда ребёнок уже не дошкольник, но ещё и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребёнок резко...
«Кризис семи лет и как с ним справиться»
laquo;Кризис семи лет и как с ним справиться»...
Консультация для воспитателей "Кризис семи лет и как с ним справиться"
Консультация для воспитателей "Кризис семи лет и как с ним справиться"...
консультация для родителей " Кризис семи лет и как с ним справиться?"
Старший школьный возраст - это переходная ступень в развитии, когда ребёнок уже не дошкольник, но ещё и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребёнок резко...