Значение сказок в жизни детей
консультация (младшая группа)
Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной
и ночной труд, вечное чтение.
А.П. Чехов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Значение сказок в жизни детей».
Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной
и ночной труд, вечное чтение.
А.П. Чехов
При выборе книг и последующем ознакомлении с ними ребенка обратите внимание на следующее:
• Книга для ребенка дошкольного возраста должна быть иллюстрирована. Картинки должны быть органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображать наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. Желательно, чтобы иллюстрации сопровождали текст, но не преобладали над ним. Чем старше ребенок, тем меньше может быть иллюстраций. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображения животных, людей, предметов реалистичны.
• Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребенка. Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста интересны истории о других детях, волшебные и бытовые сказки.
• Читайте старшим дошкольникам объемные («толстые») книги. Чтение каждой части длинной книги (чтение с продолжением) должно сопровождаться припоминанием того, что прочитано накануне. Спросите ребенка: «На чем мы вчера остановились?» Обязательно пользуйтесь закладкой.
• Старайтесь читать по определенной системе, например, познакомьте ребенка с несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги независимо от возраста ребенка обязательно назовите имя писателя или поэта , жанр и название произведения. Например: «Я прочитаю тебе русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»» Чередуйте чтение произведений разных жанров: рассказов, сказок и стихотворений.
• Перечитывайте знакомые книги по многу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как можно больше приносят больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка поверхностно относиться к книге.
• Не используйте литературных героев в качестве образца для исполнения правил поведения (надо помыть руки, как книжный герой). Воспитательная функция художественных произведений самодостаточна. Ребенок не должен воспринимать книгу как свод правил, в противном случае он начнет ее тихо ненавидеть, а порой и противостоять тому, о чем в ней говорится.
• Объясните до начала чтения значения тех слов, без понимания которых ребенку будут неясны основной смысл текста, характер героев. Если произведение не будет воспринято, понятно ребенком, оно не достигнет своей главной цели: не будет содействовать формированию личности подрастающего человека.
• Читайте выразительно, стремясь донести до ребенка эмоции, содержащиеся в художественном произведении. Если взрослый в процессе чтения не определяет свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это сможет сделать ребенок.
Рассказывание сказок ребенку очень важная ступень в развитии ребенка! Благодаря сказкам, мы можем научить малыша различать добро и зло, мы закладываем в нем стремление к прекрасному. Благодаря сказкам у ребенка развивается образное мышление и память. Мысленно он создает образы невиданных ранее стран, больших замков, доблестных рыцарей и прекрасных принцес.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.
Корней Чуковский писал - цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Я своим детям обязательно рассказываю сказку, они засыпают быстрей, погружаясь во сне в дивный сказочный мир, полный тайн и чудес. Часто, я замечаю, что во сне они улыбаются. Наверно им снятся добрые, красочные сны, где царит добро и любовь!
У каждого взрослого самое теплое воспоминание-это детство, а детство это непременно сказки, которые рассказывали мамы, бабушки, няни, а
кому-то папы и дедушки. Среди множества сказок дети отдают предпочтение своим любимые сказкам. Эти сказки дети знают наизусть и часто подсказывают их содержание тем, кто им рассказывает или читает. Дети всегда помнят, что- же сказал тот или иной герой, и какие события будут разворачиваться дальше. Свои первые книжки, которые перелистываются бессчетное количество раз, люди помнят до глубокой старости.
Что же это за таинственный мир волшебной сказки, который так манит и раздвигает просторы детских воображений? Мы, взрослые помним, как страстно любили героев, желали быть на их месте, и всей чистой детской душой ненавидели злодеев.
Мы задавали своим родителям тысячу вопросов «почему?», «где?» и «как?», а выйдя гулять, сражались с воображаемыми Змеями Горынычами, колдунами и великанами и за две секунды побеждали их. Все без исключения «рыцари» или «пираты» были вооружены до зубов и освобождали «принцесс», добывая несметные богатства. «Принцессы», «королевы» в одежде, сияющей от драгоценных камней, сидели на троне, карете, в худшем случае на лошади, и непременно ожидали своих рыцарей. Мечтой же номер один считалось и считается, почти всех детей, найти, в своем или соседском дворе клад. В детстве верится, что его можно выкопать палочкой, совочком, руками.
Найденные предметы - металлическая пуговица, корешок, камешек другая палочка - эквивалентны по своей стоимости с сокровищами мира. Через минуту эти «сокровища» могут быть выброшены, но не дай Бог, чтобы родители забрали их в целях гигиены. Сказка нарушена, а горечь и обида может остаться на всю жизнь. Как же родителям, в своей взрослой круговерти, не нарушить призрачные границы детского мира? Нужно помнить, что детский мир – хрупок и он необходим нашим детям для нормального развития, как воздух.
Думаю, самое главное в период раннего развития, необходимость чаще
вспоминать родителям свое детство (точнее свои детские ощущения), и
помнить, что в развитии ребенка сказка и та ситуация, которая создает
сказочную атмосферу, имеет колоссальное значение. И, чтобы не выступать в роли родителей, которые все запрещают - организовывайте процесс, и направляйте его в нужное русло. Русло, в котором сказка имеет не только познавательную, но и воспитательную роль.
Задача родителя не ограничивать ребенка двумя десятками более известных сказок, а помочь в выборе сказок, несущих в себе глубокую информативность о культурных и моральных ценностях человечества всего мира. Поддерживать ребенка в создании сказочных образов и тематических игр на тему добра и зла. Это даст вашему ребенку не только закрепление понятий смысла социальных многоплановых ситуаций - что такое хорошо, что такое плохо, а также развитие образного мышления, памяти, познания
мира, активного мировоззрения и речевое развитие ребенка. Ребенок любит переноситься в волшебный мир, а это не что иное, как самоутверждение маленького человечка, которому хочется, чтобы он был «главным» т. е. важной персоной, которой подвластны осуществления невероятных желаний.
Здесь сказки ведут роль баласта психики в не оформившемся организме
малыша. Они помогают поверить, что если поставишь цель, то можно ее и добиться, а дойдя до цели - ты получаешь почет, любовь, уважение.
Позднее, когда ребенок созреет и психологическое формирование перейдет на другой рубеж, он начнет понимать (осознавать), что чтобы чего-то достичь, необходим труд. Позднее, ведущую роль займут романтические и приключенческие истории. А пока, необходимо поддерживать ребенка в тяге к сказке, которая учит жизни упрощенной, доступной для его понимания, схемой. Учит отношениям между мужчиной и женщиной (любовь, создание семьи), учит верной дружбе, уважению к старости, преодолению препятствий и различного рода негатива.
Когда, через сказку, ребенок знакомится с силами тьмы (в образе
Бабы-Яги, Бармалея, Змея Горыныча, Кощея Бессмертного, оборотней,
людоедов и прочих не хороших персонажей) - он получает порцию негативной психологической нагрузки с большим противовесом положительных эмоций.
Другими словами, создается стрессовая ситуация, которая строго
дозирована, которая призвана закалять ребенка, и дает возможность
приобретать «иммунитет» на отрицательные эмоции. Причем, необходимо обратить внимание, если ребенок тянется к «страшилкам», значит, этого ребенка домашние слишком оберегают. Если же ребенок не желает, что бы ему читали книги со злыми персонажами или сильно пугается их, то необходимо родителям серьезно обратить на это внимание. Это говорит о психологическом надломе в неустойчивой психике ребенка.
Помните, что сказка - это проводник между миром взрослых и детством. В мир вашего ребенка вы можете попадать, только через сказку -
неиссякаемый родник мудрости. Подбирая ребенку сказки, прочтите ее
вначале сами. Проанализируйте. Определите, на что акцентируется ее
содержание. После прочтения ее с ребенком, обговорите с ним события
сказки, героев, дайте ребенку самому определить ее суть. Если ребенок
чего-то недопонял, незаметно поправьте его. Обучение ребенка сказкой -
это одна из основных форм раннего развития ребенка. Предложите вашему малышу изобразить этих героев во время рисования, лепки пластилином и т.д.. Это углубит знания малыша и дополнительно даст возможность побывать ребенку (вместе с вами) в самом главном Мире детства - Сказке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Значение сказок в жизни наших детей»
Сказки имеют большое значение в развитии наших современных детей. В этой статье, я постаралась объяснить, почему?...
Консультация для родителей "Значение сказок в жизни человека"
У каждого человека есть своя первая и самая любимая сказка. Сказка, которую мы проносим в своем сердце через всю жизнь. И у каждого она разная. А почему? В чем здесь глубинный смыс...
Статья «Значение сказок в жизни наших детей»
Сказки имеют большое значение в развитии наших современных детей. Знакомство человека с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образцами устного народного тв...
Значение сказок в жизни ребенка
У каждого человека есть своя первая и самая любимая сказка. Сказка, которую мы проносим в своем сердце через всю жизнь. И у каждого она разная. А почему? В чем здесь глубинный смысл?...
Статья на тему «Значение сказок в жизни ребенка».
Статья на тему: «Значение сказок в жизни ребенка»....
Консультация для родителей: "Значение сказок в жизни ребенка"
Консультация для родителей: "Значение сказок в жизни ребенка"...
Значение сказок в жизни человека
Значение сказок в жизни человека (брошюра)...