Сказка – замечательный жанр, который активно используют в работе с дошкольниками и родители, и воспитатели. Востребована и популярна сказкотерапия для детей, позволяющая в легкой ненавязчивой форме решить серьезные проблемы психики малышей. Ведь этот небольшой по объему текст учит правильно относиться к злу и добру, на примере персонажей выяснять, к чему ведут те или иные поступки. Кроме того, сказки интересны детям и понятны им.
Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом данной терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию.
Использоваться обособленно сказкотерапия начала относительно недавно, но быстро нашла большое число поклонников среди профессиональных психотерапевтов и родителей. Как отдельная ветвь психотерапии была выделена благодаря Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой, в дальнейшем успешно использовалась в работе как с детьми, так и со взрослыми.
Суть метода такова: переживание конфликта происходит при помощи системы заместителей – сказочных персонажей, на месте которых ребенок (или взрослый) начинает представлять себя. Значим также и сюжет. За счет своей метафоричности сказка становится сильнейшим развивающим и психотерапевтическим средством. Проживая вместе с персонажами определенные события, малыш учится понимать их смысл и значение.
Цель терапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.
Задачи можно выделить следующие:
• формирование эмоционального опыта;
• преодоление внутренних противоречий;
• получение образца поведения в различных ситуациях.
Нередко сказка становится средством развития личности, воображения, памяти
Специалисты советуют начать использовать сказки с 2 лет, поскольку младшие дети еще не в состоянии провести простейший анализ и разобраться в причинно-следственных связях, то есть работа будет неэффективной. А с 2 лет вполне можно использовать простые терапевтические сказки, помогающие успокоить малыша, предотвратить истерику, дать пример положительного поведения.
В 3 года использовать сказкотерапию можно уже более активно, в том числе и в сочетании с другими методами арт-терапии.
Принято выделять несколько направлений сказкотерапии:
• Помощь в сложной жизненной ситуации. На примере персонажей можно рассмотреть альтернативные варианты поведения, поразмышлять, к каким последствиям приводит каждый из них.
• Выявление проблемы, с которой столкнулся ребенок, в простой и доступной форме.
• Передача опыта. Родитель не поучает ребенка, а делится с ним своим жизненным опытом и знаниями через сказочный сюжет.
• Развитие мышления, воображения, памяти. Форма работы применяется с детьми от 3 лет, родители предлагают не просто послушать текст, а ответить на ряд вопросов, что-то домыслить, объяснить поступки и характеры героев.
• Коррекция поведения. Ребенок при помощи героев смотрит на себя со стороны, видит собственные негативные качества, а также пример того, как можно исправить их.
• Психопрофилактика. Всегда лучше избежать проблемы, чем устранять ее, а сказка – очень удобный для этого способ.
Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она помогает решить широкий комплекс проблем как у детей, так и у взрослых.
Принято выделять такие функции сказкотерапии:
• Возможность быстро наладить контакт терапевта и клиента, вне зависимости от возраста последнего.
• Многие проблемы психики скрыты глубоко в подсознании. Небольшой текст сказки помогает извлечь их на поверхность и проанализировать.
• Герои помогут найти выход из сложных ситуаций и рассмотреть варианты альтернатив.
• Сказки позволяют лучше разобраться в себе и избавиться от внутренних противоречий.
• Этот текст дает возможность терапевту получить всю информацию, даже если клиент (чаще взрослый) пытается что-то скрыть.
Сказки – отличный способ победы над фобиями, помогут они и привить необходимые для полноценной жизни навыки, дадут возможность разобраться с тем, что есть добро, а что – зло, раскрыть индивидуальность собственной личности, преодолеть жизненные трудности. И, что самое удобное, использовать такой метод могут родители, даже не имея профессионального образования.