Консультации для родителей
консультация

Лукиных Екатерина Юрьевна

В ФГОС ДО сказано, что индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Одной из форм работы, которая помогает реализовать индивидуальныйподход как в работе с ребёнком, так и с его семьёй, является индивидуальное консультирование. Часть консультации посвящается трудностям обучения детей. Индивидуальные консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, как эффективнее обучать и воспитывать своих детей.

Индивидуальная консультация помогает родителям и педагогу принять общее верное решение той или иной возникшей проблемы так, чтобы не нанести вред ребенку.Многим родителям индивидуальная консультация помогает раскрыться. Родители, прислушиваясь к педагогу, начинают понимать проблемную ситуацию так, как она выглядит на самом деле, а не так как они видят ее со своей стороны.

Пригласив родителей на индивидуальную консультацию нужно вести себя правильно. Всегда улыбайтесь. Улыбка-это маленький ключик к положительным эмоциям и легкому общению. Обязательно обращайтесь к родителям по имени, отчеству. Всегда умейте слушать и слышать, выслушивайте не перебивая. Посмотрите на возникшую проблему глазами родителей, а не только своими глазами, тогда можно увидеть с какой стороны лучше подойти к этой проблеме, как правильно преподнести ее решение без ущерба для ребенка и его родителей.

Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Родители могут быть скованными, или наоборот импульсивными. Педагог должен найти особый подход, чтобы индивидуальная консультация состоялась. Необходимо подобрать интонацию голоса, быть внимательным, вежливым. Беседуя смотреть на родителей, а не в сторону. Отношения должны быть доверительные. При этих условиях индивидуальная консультация приносит огромную пользу в роботе с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседы с родителями будущих первоклассников.

«Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии,

в каком они даны природой, - мы заботимся об их воспитании и обучении,

чтобы хорошее стало много лучшим,

а плохое изменилось и стало хорошим».

Советы психолога родителям будущих первоклассников

Первый год обучения в школе - очень сложный и важный период и для самих родителей, так как именно в этот период закладываются основы взаимоотношений с ребенком на долгие годы обучения. Ребенку требуется помощь, а родителям - терпение и понимание.

          Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Она определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку: ответственное отношение к учебе, степень произвольности управления своим поведением, способность выполнять умственную работу, обеспечивающую сознательное усвоение знаний, устанавливать со взрослыми и сверстниками контакты на основе совместной деятельности.

     Прежде всего следует обратить внимание на мотивационную, волевую, интеллектуальную, социальную готовность и уровень развития зрительно-моторной координации.

Мотивационная готовность определяется наличием у детей желания учиться. Большинство родителей скажут, что их дети хотят пойти в школу и, следовательно, в этом плане они подготовлены. Однако это не совсем так: желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок стремится в школу, так как у него будет новый ранец, не надо будет спать днем, как в садике и т.п. В этом возрасте очень сильно привлекает детей все новое. А в школе для ребенка все будет впервые: и классы, и учительница, и занятия. Однако это еще не значит, что он осознает важность учебы и готов прилежно трудиться.

Развитие мотивационной готовности должно происходить следующим образом. Рассказывайте детям о том, что значит быть школьником, что им необходимо будет при этом делать. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьных правил. При этом, безусловно, следует исключить какое-либо давление на ребенка и ни в коем случае не использовать угрозы. Кроме того, родители непременно должны выражать уверенность в том, что учеба пойдет успешно и первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования. Интерес к процессу обучения является первым этапом развития мотивационной готовности. Как показывает практика, в течение 2-3 месяцев заинтересованность ребенка внешней стороной его нового положения постепенно сменяется интересом к содержанию занятий, получению новых знаний, то есть возникает познавательная мотивация.

Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно это является главной составляющей общей готовности к школе, а ее основа – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Однако это убеждение нередко является причиной ошибок родителей при подготовке ребенка к школе.

     На самом деле интеллектуальная готовность не представляет наличия каких-либо уже сформированных знаний и умений, хотя конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Главное – это уровень психологического развития, который обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, способность читать, считать, мысленно решать определенные задачи и умение планировать и контролировать свою деятельность.

     У будущих первоклассников должны быть сформированы элементарные математические навыки, они должны понимать, что означают понятия «прибавить», «отнять», «одинаковое количество», счет до 10 и обратно. Они должны уметь определять положение предметов в пространстве. Знать слова, обозначающие местоположение (впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед), и правильно понимать их значение. Кроме того, ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больше, меньше, равно).

Рекомендации по развитию интеллектуальной готовности. Сформировать необходимые представления в один прием невозможно, хотя времени для этого нужно немного.  Учите детей сравнивать предметы, выделять общий признак в словах, находить лишнее, развивайте умение обобщать; закрепляйте названия основных цветов, развивайте воображение у детей. Тренировку можно проводить на различном материале. Например, потренироваться в определении местоположения можно, расставляя на столе столовые приборы: тарелка в центре, вилка слева, нож справа, правильно называя и употребляя понятия. Или устроить с ребенком такую игру: попросить его достать до левого уха правой рукой, и т.п.

          Волевая готовность. Речь идет об умении не столько слушаться, сколько слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ребенку нужно научиться понимать и принимать задание учителя. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

Каким образом развивать такое умение у детей? Очень просто, давая им различные несложные задания. При этом обязательно просите повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что ребенок все услышал и правильно понял.

     Для тренировки волевой готовности часто используют рисование геометрических фигур в определенной последовательности под диктовку или по заданному образцу. Можно так же попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или фигуру в предложенном тексте. Такие упражнения развивают внимание, умение сосредотачиваться на задании. Если качество выполняемой ребенком работы стабильно, можно говорить о его волевой готовности.

     И самое главное - занимаясь с ребенком, старайтесь не критиковать его и обязательно хвалите за хорошо выполненную работу.

Социальная готовность. Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – это умение сотрудничать, считаться с интересами и мнениями других людей.

Рекомендации родителям: понаблюдайте за тем, как ваш ребенок общается со сверстниками, выясните, умеет ли он подчиняться требованиям старших, внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим. Обсуждайте с ребенком различные ситуации общения, научите его правильно оценивать свое поведение и поступки других людей.

Анкета для родителей «Готов ли ребенок к школе»?

Поставьте, пожалуйста, галочки в клетках против высказываний, с которыми Вы согласны.

Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?
Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут ?
Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?
Умеет ли он составлять рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений?
Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
Умеет ли он изменять существительные по числам?
Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целым словам?
Умеет ли он считать до 10 и обратно?
10 Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы?
11 Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую руку» (при использовании пишущих предметов)?
12 Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?
13 Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?
14 Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?
15 Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных?
16 Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?
17 Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т. д.?

Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Телевизор и компьютер: друзья или враги?»

Телевизор и компьютер могут показаться хорошим способом,  занять дошкольника. Некоторые родители считают, что это простая и доступная возможность расслабиться и спокойно отдохнуть.

Выходной, выспаться бы! Но ненаглядное чадо подходит к вам в 8 утра, и вы даёте «добро» на мультики. В течение дня телевизор или компьютер будет по-прежнему включен.

В наши дни телевизор и компьютер прочно вошли в жизнь детей. Во многих семьях, как только ребёнок научится сидеть, его устраивают перед экраном, который всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом.

Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для физического здоровья ребёнка, но для его психического здоровья.

Главное право ребёнка  право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Сажая дошкольника перед экраном и освобождая себя от утомительных занятий с ним, взрослые лишают его этого права и нарушают основные законы развития психики ребёнка. Полноценное человеческое развитие ребёнка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства, никакие, даже самые совершенные приспособленные средства массовой информации не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.

Но чем дольше ребенок сидит перед «голубым экраном», тем меньше остаётся времени для активной и творческой игры.

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка игрушкой или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени.

Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне… Современные дети превратились в телеманов. При включенном телевизоре дети играют, общаются с друзьями и родителями, едят и спят.

         Они зависят от мерцания голубого экрана почти в той же мере, что и взрослые от алкоголя или сигарет. Последствия этого пристрастия могут быть довольно серьезными.

Дети, которые много смотрят телевизор, обычно имеют избыточный вес, менее подвижны, у них выше уровень  холестерина в крови.

Советы родителям:

  • Откажитесь от привычки спихивать  ребенка на телевизор, как на электронную няньку, даже если вы очень заняты. Вместе этого подыщите  ему какое-нибудь дело - пусть учится рисовать или лепить, слушать музыку, развивайте интерес к книге.
  • Выберите достойные передачи. Просмотрите заранее программу на неделю  и отметьте те передачи или фильмы, которыми, на ваш взгляд, следовало бы ограничиться.
  • Назначьте один день без телевизора. Объясните, что все, в том числе мама и папа, должны подыскать  себе на этот день более  полезные занятия.
  • Не ставьте телевизор в детской, если только  не  хотите окончательно потерять  контроль над тем, какие передачи  и в какое время смотрит ребенок.
  • Не оставляйте телевизор включенным  для создания  шумового фона. Если ребенок хочет  услышать  что-нибудь, пока рисует или занимается, включите радио.
  • Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
  • Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
  • В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
  • Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
  • Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
  • Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
  • В процессе игр ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
  • После игры с компьютером нужно сделать зарядку для глаз.
  • Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями или играми.



Предварительный просмотр:

Знаете ли Вы  права и обязанности своих детей?

 «Права и обязанности» — это довольно распространенная тема для обсуждения в нынешнем обществе. Нам работникам образовательных учреждений, всё время приходит в голову один и тот же вопрос: «Почему нынешнее поколение, затронув тему прав и обязанностей, вспоминают только о своих правах?» Все очень активно отстаивают свои права, зная их «на зубок», но как только дело доходит до обязанностей, то все сразу умолкают, ни вспомнив о том, что если существуют права, то где-то рядом, непременно бродят и обязанности. Человек этого века, причём не один, а всё наше новое, сменяющее старое, некультурное общество, знает только одну фразу: «Ты обязан», «Вы обязаны»! А где же мы потеряли фразу, часть смысла нашей жизни: «Я обязан»!?!

Уважаемые родители, давайте рассмотрим эти обе части в отдельности. Начнём с прав человека. Самым важным и неотъемлемым правом для каждого человека является его право на жизнь. Разумеется, человек ни у кого не спрашивает разрешения, появляться ему на свет или нет. И никто не вправе запретить ему это сделать, как никто не может запретить женщине рожать детей.

Право человека — это возможность что-либо делать, поступать определённым образом, иметь что-то. Каждый ребёнок рождается, чтобы быть счастливым. С равными для всех правами на жизнь, развитие, любовь и заботу. Права — это не подарок за хорошее поведение и не привилегия, а такая же необходимость, как воздух и солнце.   Жизнь ребёнку дают родители, а право на жизнь гарантирует ему государство. Оно предоставляет и другие жизненно важные для ребенка права.

В Конвенции о правах ребёнка, принятой ООН в 1989 году, сказано, что каждый ребёнок имеет право знать своих родителей. Они несут ответственность за ребёнка и должны обеспечить ему нормальные условия жизни. Но так часто это право нарушается взрослыми, родителями.

Помимо права на жизнь у каждого человека есть то, что называется личной жизнью. Это та сфера, в которую государство не имеет право вмешиваться и которая не подлежит контролю с его стороны, более того, эта сфера его деятельности охраняется законом. Человек может самостоятельно решать, с кем дружить, а с кем нет, как вести переписку.

Права и обязанности – взаимосвязанные понятия. Человек, имеющий только права и не имеющий обязанностей, в конечном итоге приходит к вседозволенности и обретает безусловную свободу. Другая крайность – только обязанности – является трагедией конкретного человека. Бесправный человек – не свободен и не реализован. Для достижения гармонии нужно избегать этих двух крайностей. Реализуя свои права и развиваясь как личность, двигаться к намеченной цели, не забывая при этом об ответственности и обязанностях, которые мы несем перед окружающими людьми и перед обществом в целом.

«Имею право и обязан» – это и есть гармония.

Права и обязанности ребенка дошкольного возраста.

Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек считается взрослым.

У детей, как и взрослых, есть свои права и обязанности.

Права – это установленные и охраняемые государством нормы и правила.

Права ребенка – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Обязанности – это определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка – это, к примеру, обязанность уважать и почитать взрослых.

Родившись, ребенок имеет право:

— На гражданство, с самого рождения он является гражданином государства, в котором живет;

—   На имя, отчество и фамилию;

— Жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;

— На заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими); на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором, судом;

— На самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

—  На охрану здоровья и медицинское обслуживание;

—  На образование, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

— Выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

—  Иметь  право собственности на имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка).

С 6 лет ребенок вправе самостоятельно заключать:

— мелкие бытовые сделки;

— сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

— сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или, с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Обязанности.

Законом не урегулированы обязанности дошкольников, поэтому смело можно утверждать, что настоящие обязанности появляются у детей с момента начала обучения в школе, то есть, как правило, с 6-7 лет. Это, конечно, не означает, что у дошкольников нет никаких обязанностей, но эти обязанности устанавливают для них сами родители и тут все зависит от правил, сложившихся в конкретной семье. Из обязанностей дошкольников следует выделить наиболее часто встречающиеся:

♦   Слушаться родителей и лиц их заменяющих, принимать их заботу и воспитание за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего обращения, эксплуатации;

♦ Уважать взрослых;

♦  В этом возрасте для ребенка могут быть установлены некоторые бытовые обязанности, полив комнатных цветов, помогать  родителям по хозяйству.

♦ Самообслуживание, такие как уборка в собственной комнате, убрать за собой игрушки, просмотренные книжки, помыть посуду или помочь вымыть посуду, убирать за собой вещи, держать идеальный порядок в своем шкафу.

♦  забота о людях, любовь к своей семье;

♦  посильная помощь взрослым;

♦  помощь младшим и забота о них;

♦ Так же соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях.

Обязанности детей старшего дошкольного возраста значительно шире. И это понятно. Ребенок уже больше умеет, больше знает.

Хозяйственно-бытовой труд — это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду.

Итак, уважаемые родители, какие обязанности имеет ребенок-дошкольник.

Мы все говорим о правах детей, пропуская тот момент, что обязанности у детей тоже должны быть.

А как же? Дети должны быть правой рукой родителей и обязанности детей должны в этом помогать. Но обязанности детей должны соответствовать их возрасту и возможностям.

Обязанности детей 3х лет:

*Собирать  и складывать свои игрушки на место самостоятельно

*Класть книжки и журналы на полку

* Класть салфетки на стол, относить туда же тарелки, посуду и другие столовые приборы.

*Убирать на столе после обеда. Приводить в порядок своё место за столом.

*Самостоятельно уметь раздеваться и при небольшой помощи родителей, одеваться.

*Следить за собой, соблюдать правила личной гигиены: самостоятельно умываться, чистить зубы, причесываться…

*Убирать за собой, если вдруг произошла «детская неожиданность».

Обязанности детей 4-х лет.

*Самостоятельно накрывать стол даже к празднику, с некоторой помощью родителей, накладывать еду на тарелки во время семейных  обедов.

* Помогать маме с покупкой продуктов в супермаркете.

* Кормить вовремя домашних любимцев, убирать за ними.

*Помогать младшим застилать и расстилать кровать.

*Помогать маме мыть посуду, прибирать во дворе, готовить  бутерброды и заливать овсяные хлопья молоком.

*Вытирать мебель, развешивать бельё, помогать при складывании белья и полотенец.

* Ставить родителей в известность, если идет куда-то сам.

* Делиться игрушками с младшими и товарищами.

Обязанности детей 5 лет:

*Готовить себе  и младшим простые завтраки и бутерброды.

* Помогать маме с готовкой и покупкой пищи.

* Одеваться самому  и убирать  за собой одежду.

*Чистить зеркала, раковины, ванну.

*Самостоятельно сортировать бельё для стирки,  складывать его после стирки и убирать на место.

*Отвечать, если звонят по телефону.

* Помогать родителям прибирать двор, мыть машину, выносить мусор.

* Оказывать посильную помощь в уходе за младшими братьями и сестрами.

* Делать мелкие покупки самостоятельно.

Обязанности детей 6 лет.

*Одеваться самостоятельно, учитывая погоду и случай.

*Пылесосить коврики.

* Ухаживать за домашними растениями.

*Чистить картошку

*Помогать маме вешать бельё после стирки

*Самому класть или вешать одежду в шкаф

*Помогать отцу собирать дрова для костра

*Выгуливать собаку

*Самому завязывать шнурки.

*Выносить мусор и следить за чистотой мусорного ведра.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей подготовительной группы «Наказания, поощрения или… диалог?»

Как эффективно управлять поведением ребенка? Как избежать конфликтов, возникающих на почве отсутствия взаимопонимания? На наш взгляд, основная причина в том, что родители не пытаются принять интересы и желания ребенка, понять его потребности и мотивы его поступков, не умеют правильно воздействовать на них. Интерес к психологии и педагогике детских желаний, к мотивации поведения детей, к детским побуждениям растет с каждым годом.

Объясняется это просто: понять поведение ребенка можно лишь раскрыв лежащие в его основе побуждения – реальные движущие силы. И разумеется. Воспитывать детей, изменять сколько-нибудь их поведение в желаемом направлении невозможно без перестройки побуждений. Богатый и разносторонний материал о закономерностях, возрастных и индивидуальных особенностях развития побуждений детей пока не получил достаточно полного и систематического освещения в популярной педагогической литературе, предназначенной для родителей.

Дефицит элементарных знаний в данной области зачастую сопровождается их недооценкой, неизбежно приводит к грубым педагогическим просчетам: потакание всем прихотям и капризам ребенка или, наоборот, постоянное ограничение любых детских желаний; предоставление полной свободы или, напротив, ограничение всякой самостоятельности; стремление добиться послушания благодаря наградам и поощрениям или, напротив, использование исключительно угроз и наказаний…

Такие ошибки родители совершают, рассуждая примерно так: «Дела, поступки характеризуют и формируют ребенка. Главное, чтобы он делал то, что от него требуется. И не все ли равно, что его побуждает, когда он выполняет требование взрослого?». Однако далеко не все равно, какими средствами воспитатель добился от ребенка требуемого поведения: используя его собственные, внутренние побуждения или искусственно созданные стимулы – поощрения и наказания. При использовании в воспитании лишь искусственных стимулов, оставленные без внимания внутренние побуждения детей развиваются стихийно, уже без ведома родителей, а подчас и вопреки их желаниям. Со временем родители неизбежно начинают жаловаться на отсутствие взаимопонимания, контакта с детьми. И такой исход вполне закономерен…

Что стоит за активностью ребенка – теми или иными его действиями, высказываниями, а иногда и капризами? Далеко не всегда нам, взрослым, удается увидеть за нежеланием ребенка подчиняться нашим указаниям проявление инициативы и самостоятельности. Так, в примере действия мальчика, который самостоятельно находит себе то одно, то другое занятие, воспринимаются родителями сначала как помеха, затем как капризы и, наконец, как баловство и прямой вызов их родительскому авторитету.

Первое, на что обращают внимание родители. – неподчинение их требованиям. При этом истинный источник такого поведения нередко ускользает из поля зрения взрослых: за поступками они не всегда видят лежащие в их основе побуждения. По-видимому, одна из основных причин непонимания – разнообразие мотивов, лежащих в основе внешне сходных поступков. Активность ребенка, с одной стороны. Часто оказывает неоценимую услугу взрослым – ребенок сам делает то, чего от него хотят. В этом случае он воспитывается и обучается «сам». Здесь деятельность ребенка внутренне мотивирована самим своим содержанием, и функции взрослого сводятся к тому. Чтобы регулировать и направлять активность ребенка, например, предоставлять ему соответствующий (игровой, учебный, художественный) материал. С другой стороны, гораздо чаще активность ребенка становится преградой на пути обучения и воспитания – содержание предлагаемой взрослым деятельности его не привлекает. И тогда встает задача направлять и стимулировать извне деятельность ребенка, используя тактику поощрений и наказаний. Следует отметить, что эти две противоположные по своему психологическому содержанию тактики имеют общий характер. Они типичны для всего спектра задач воспитания, для всех возрастных периодов. С ними взрослые сталкиваются и требуя от дошкольника, чтобы он убрал игрушки после игры, и пытаясь предотвратить внутренний отход от школы, начинающийся у некоторых школьников уже во втором-третьем классах, и стараясь повлиять на процесс профессионального самоопределения в юношеском возрасте… Примером деятельности, имеющей внутреннюю мотивацию, для ребенка может быть игра. Играя, он испытывает положительные эмоции от того, что является причиной определенных изменений в окружающей действительности. В игре главным действующим лицом является ребенок. Данное обстоятельство необходимо учитывать при организации игр: мало предоставить игровой материал и сообщить правила игры, необходимо также, чтобы они давали простор инициативе, воображению и созидательному творчеству. Недаром самые любимые игрушки детей обычно отличаются «послушностью» - принимают на себя любые роли, которые им назначил ребенок.

Представим, однако, парадоксальную ситуацию: игрушка вдруг «становится непослушной» и «отказывается подчиняться ребенку». Что произойдет в этом случае? Игра как внутренне мотивированная деятельность возможна, если за ребенком сохраняется реальное или хотя бы иллюзорное положение руководителя игры. Там, где этого нет, игра оказывается невозможной – разрушается и прекращается. За порогом психологической лаборатории, в реальной жизни,к таким отрицательным результатам приводит практика непоследовательных воспитательных воздействийпоощрений и наказаний. Эти воспитательные санкции являются результатом либо неустойчивости характера родителей, либо частых расхождений в оценке поступков ребенка, и неизбежно лишают ребенка уверенности в том, что его активность приведет к планируемым последствиям. А ее отсутствие лишает саму деятельность смысла, препятствует становлению внутренних мотивов. Каждый воспитатель хорошо знает, как важно установить и поддерживать взаимопонимание, психологический контакт с ребенком. В этом убеждает каждодневная практика воспитания, а не те представления о процессе воспитания, которых осознанно или неосознанно придерживаются родители. Дело в том, что сложившаяся практика семейного воспитания находится в плену двух давно устаревших концепций.

Вероятно, почти каждый читатель после непродолжительного размышления должен будет признать, что и он сам является сторонником одной из них. Сторонники первой концепции рассматривают развитие ребенка как автономный процесс, либо изначально определенный (биологической или социальной наследственностью, либо постоянно самоопределяющийся (психологическими или социальными условиями). «Ребенку надо предоставлять полную свободу, все воспитательные и образовательные воздействия пойдут во вред, если не будут соответствовать его врожденным данным». Ребенок здесь – автономно развивающееся существо, взрослый – создает условия, поставляет материал для этого развития. Сторонники второй концепции рассматривают развитие ребенка как всецело внешне обусловленный процесс. Они говорят: «Взрослые должны постоянно развивать ребенка, если они хотят, чтобы он стал нормальным человеком. Нет плохих детей, есть плохие воспитатели. Все в руках взрослых». Здесь ребенок – «чистая доска». Взрослый – автор, произвольно заполняющий ее необходимым, по его мнению, содержанием. Действительно, житейский здравый смысл подсказывает нам, что отказ от одного из обобщенных представлений о природе воспитательного процесса приводит к признанию другого. Иначе говоря, развитие ребенка – это либо его формирование «извне», либо его созревание. И хотя возможны компромиссы, все же они полностью исчерпываются этими двумя точками зрения.

Преодоление альтернативы «созревание – формирование» возможно лишь при диалогическом воспитательном процессе: организации деятельности, в которой ребенок не объект воспитательных воздействий, а такой же субъект, как и взрослый.

При этом процесс развития рассматривается как взаимодействие, диалог или взаимосвязь процессов развития ребенка и взрослого. Длительный перерыв в общении, ложные представления друг о друге, внутренний отход от общения, вызванный каким-то новым интересом или делом, - все эти обстоятельства разрывают диалог. Сужают сферу взаимодействия и взаимопонимания. Нарушение взаимопонимания между ребенком и взрослым не отменяет объективной необходимости их общения.

В условиях дефицита или отсутствия взаимопонимания взрослый добивается послушания, прибегая к компенсирующим воспитательным тактикам – поощрениям и наказаниям, систематическое использование которых является верным симптомом дефектов диалога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...