Консультация для родителей
консультация

Гурьева Виктория Николаевна

Организация работы в семье по развитию музыкальных способностей дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы в семье по развитию музыкальных способностей дошкольников

Большой вклад в развитие музыкальных способностей дошкольника может внести его ближайшее окружение. Часто это происходит, когда семья музыкальная: кто-то из родителей, бабушек или дедушек хорошо поет или играет (пусть даже непрофессионально) на музыкальном инструменте, или старший брат или сестра занимаются в музыкальной школе. Эти сведения обязательно должны быть у музыкального руководителя дошкольного учреждения, чтобы при планировании работы по развитию музыкальных способностей ребенка он мог учитывать и их. В семье, особенно музыкальной, необходимо больше внимания уделять развитию музыкальности ребенка.

Для этого можно использовать несколько вариантов:

 домашние задания родителям, с предварительным объяснением цели задания или даже обучение членов семьи (нотам, игре на металлофоне, ксилофоне, цимбалах, триоле и других музыкальных инструментах);

совместные занятия ребенка и родителей или членов семьи;

обучение ребенка в присутствии родителей или членов семьи.

Также можно использовать задания, записанные на магнитофон, или видеозаписи (если это музыкально-ритмические или театрализованные задания). Эффективно разучивание совместных семейных музыкальных номеров, которые можно использовать в различных формах работы детского учреждения: на занятиях (особенно интегрированных, блочных), досугах, концертах, утренниках, конкурсах, на которых дошкольник и его семья могут стать если не победителями, то дипломантами. И если даже только участниками, то и это, несомненно, доставит радость ребенку, его близким людям, педагогам и зрителям.

В работе по развитию музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах, освоению нотной записи может помочь семья совсем даже не музыкальная, с которой музыкальный руководитель проводит предварительную работу, ориентируя родителей на конкретно поставленные задачи, постепенно усложняя их, обогащая новыми элементами навыков и умений.

Одной из активных форм работы по развитию музыкальных способностей дошкольников может стать организация кружка совместной деятельности детей и родителей (старших сестер и братьев и других членов семьи) по изготовлению музыкальных инструментов, которые смогут украсить как детские утренники, досуги, концерты и другие мероприятия в дошкольном учреждении, так и семейные торжества, домашние концерты. Этот кружок может особенно заинтересовать детей музыкально одаренных и их родителей. Самодельные инструменты, соединенные в ансамбле с фабричными детскими музыкальными инструментами, а также с фортепиано, баяном, аккордеоном, скрипкой необычно звучат — красиво и весело.

В кружке (а также дома) вместе с детьми можно сделать следующие музыкальные инструменты.


Треугольник. Металлический прут толщиной в один сантиметр согнуть в треугольник и подвесить за отогнутые ушки на красивой ленточке или тесемке. При ударе металлической палочкой, деревянной, толстой пластмассовой или трубчатой из металла он издает громкий звенящий звук.

Гребенка. На расческу (она может быть большой и маленькой) положить небольшой кусочек папиросной бумаги вдоль всей гребенки. Плотно прижимая ее к губам, выдувая воздух, нужно напевать мелодию без слов. Бумага будет вибрировать, придавая голосу оттенок, напоминающий звуки скрипки или губной гармошки.

Ксилофон. Берутся палочки различной длины и толщины, например, из старой сухой паркетной древесины или дерева любой породы, но обязательно сухого. Для получения желаемой высоты звука пластинку нужно подпилить: чем меньше масса пластинки, тем выше будет звук. Затем расположить пластинки в ряд по высоте тона или подвесить на раме. Их звук будет вполне удовлетворительным. Играть на инструменте нужно деревянным молоточком или толстой барабанной палочкой. Чтобы ксилофон лучше звучал, палочки следует расположить на двух узких резиновых шнурах или лоскутах.

Металлофон. Строится таким же образом, как и ксилофон, но вместо палочек используют металлические пластинки или трубочки. Ударяют по ним металлическим молоточком или металлической палочкой.

Гвоздефон. Изготовить можно из гвоздей различного размера, которые кладутся на резиновые шнуры слева направо в порядке убывания длины. Играют, ударяя металлической палочкой.

Петрофон. Это своеобразный ксилофон из камушков различной величины (гальки, морских). Ударять по ним нужно металлической палочкой — получается довольно громкий и чистый звук.

Стеклофон. Инструмент из стеклянных бутылок и банок различного размера (можно и одинаковых), наполненных водой. В бутылку наливается вода до тех пор, пока тон, издаваемый бутылкой или банкой, не будет точным по отношению к общему звучанию инструмента. Бутылки и баночки можно подвесить на специально сделанную рамку-стойку. Ударять деревянной палочкой или из оргстекла. Звук получается звонкий и приятный.

Барабан. Для его изготовления подойдет металлическая посуда (кастрюля, бадья, самовар без крышки и др.), глиняная (горшок, кувшин), деревянная (лоханка, бадья и др.). На посуду сверху натягивают кожу или полиэтиленовую пленку, пергаментную бумагу. Деревянную палочку на одном (ударяющем) конце оборачивают мягкой (меховой) тканью. Звук у всех барабанов — разный и зависит от металла, из которого сделано основание.

Маракасы. В металлическую баночку с пластмассовой крышкой насыпают немного (¼) сухого гороха или очень мелких камешков. Закрывают крышкой, обматывают ее изолентой или скотчем и раскрашивают. Можно изготовить несколько баночек с различными наполнителями (крупа, пшено, рис и др.).

Семью музыкально одаренного ребенка нужно постоянно информировать об осуществленной и запланированной на ближайшее время работе с их ребенком, давать советы.

С такими семьями уместно провести «Фестиваль семейного творчества», на котором может выступать одна или несколько семей. Можно организовывать музыкальные и творческие конкурсы, которые готовятся совместно с музыкальным руководителем дошкольного учреждения. Такое мероприятие, как «семейные встречи» может стать не только незабываемым праздником для ребенка и его родителей, но и активизировать обмен опытом воспитания и общения с одаренным ребенком.

     Подобных мероприятий можно придумать множество. Главное, чтобы преследовалась основная цель — развитие музыкальности дошкольника, утверждение его как личности. Кроме того, все эти формы работы учат детей важным  моментам успешной жизни — умению общаться с другими, терпеливо переносить  неудачу и сочувствовать  неудаче сверстников,  радоваться своему и чужому успеху.



Предварительный просмотр:

Влияние  музыки  на психику ребенка

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).

В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.

Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок-концертах) побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т. к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.

Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться, и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на" берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется, и отдыхает каждая часть его тела.

Еще с древних времен люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием. Так, звук восточного духового инструмента панги вводит змею в состояние, подобное гипнозу. Вибрации человеческого голоса в одном случае имеют лечебное действие (что издавна использовалось народными целителями), а в другом — причиняют человеку вред.

Речь человека является сильнейшим фактором воздействия как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в ее интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь откладывает отпечаток на психологическом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребенка сильный испуг и состояние оцепенения. Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чем-либо, произнесенный спокойным, мягким, сочувствующим голосом помогает ребенку легче примириться с неудовлетворенностью его желания.

Дошкольники очень хорошо чувствуют эмоциональную выразительность музыки, наслаждаются ею, понимают красоту звуков. Слушайте музыку вместе с детьми, предпочтение отдавайте классической музыки, музыки для детей, тем самым вы заложите основу музыкальной культуры вашего ребенка. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.



Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей

«семейные торжества»

дни рождения

В каждой семье дни рождения празднуются по-своему. Но везде, традиционно, в этот день виновнику торжества дарят подарки, поздравляют, желают здоровья, счастья, успехов.

В этот день собираются гости, звучит веселая музыка, песни, дети и взрослые читают стихи, играют на музыкальных инструментах, разыгрывают забавные сценки-шутки.

С особенным нетерпением ожидают этот праздник дети. С ним связаны у них самые приятные воспоминания. Не только подарки, приход гостей радуют именинника. Самым важным событием для ребенка оказывается то, что в этот день он становится на год старше. Взрослые должны знать, что именно дни рождения запоминаются, особенно ярко и надолго сохраняются в памяти детей. От взрослого зависит глубина впечатлений этого праздника.

В некоторых семьях существует обычай в день рождения отмечать на стене рост ребенка. Пусть он видит, насколько подрос за год. Детям нравятся такие наглядные показатели их роста.

В каждый день рождения неплохо фотографировать ребенка — одного и в кругу родных. Эти фотоснимки тоже убедительно свидетельствуют о взрослении.

Необходимо подумать и о подарках. Каждая игра, игрушка должны развивать способности ребенка, его мышление, память, внимание. Кубики, мячики, скакалки, кегли, альбом для рисования, фломастеры, книжки-картинки — все вызовет живой интерес ребенка и сможет его порадовать.

Подарки не должны быть чрезмерно дорогими, но непременно полезными для детей, развивающими. Нужно постараться, чтобы подарки отвечали интересам, ожиданиям ребенка, соответствовали его возрасту.

Хорошо завести в семье традицию ответных подарков. Родители дарят ребенку в день рождения свои подарки, а тот им в ответ — свой. Это может быть нехитрая, выполненная своими руками картинка, потом какая-нибудь несложная, но полезная самоделка, наконец очень нужная в мамином хозяйстве вещь. Любые, сделанные с любовью, от души, сувениры всегда приятно и получать, и дарить.

Не менее важным является участие детей в общей подготовке праздника, их посильная помощь взрослым в предпраздничных хлопотах. Нужно помнить, что особого внимания требуют к себе гости. Поэтому необходимо продумать и подготовить игры, забавы, аттракционы, которыми станут развлекать пришедших. Изготовление оригинальных пригласительных билетов гостям, необычное украшение комнаты тоже можно поручить детям (разумеется, с учетом их возраста).

Праздновать дни рождения желательно с учетом возрастных особенностей ребенка.

Как правило, малыши быстро утомляются, не могут сидеть долго и фиксировать внимание на чем-то одном. Самые простые, достаточно подвижные игры можно провести с ними. В предпраздничных хлопотах их участие минимальное, чисто символическое. У дошкольников внимание более устойчивое и им можно предложить кукольный театр, театр картинок и игрушек, игры на ловкость и сообразительность, несложные аттракционы, зимой — в комнате, летом — на открытом воздухе. Дети постарше более активно участвуют в подготовке и проведении праздников. Они с удовольствием организуют домашний концерт, показывают фокусы, обычно проявляя максимум ответственности за порученное.

Трудно не согласиться с мнением некоторых педагогов, считающих большой ошибкой со стороны взрослого стремление всю свою фантазию и выдумку применить только для организации детского праздника. Не менее ярко и интересно должны проводиться в семье и дни рождения близких ребенку людей: мам, пап, бабушек, дедушек. У детей не должно складываться впечатления, будто они являются центром внимания и заботы. Нужно предоставить детям возможность почувствовать, насколько для взрослых радостны подарки, сделанные детьми с учетом их практического применения в домашнем хозяйстве. Например, подарок маме: фартук, прихватка для горячей посуды, дощечка для резки овощей — своеобразный               кухонно-хозяйственный набор.

Поздравить родителей и близких можно в самых разных жанрах: в стихах, песенке, рисунке. В домашних концертах ведущей торжественно объявляет: «Концерт посвящается маме». Хороши праздничные фотовыставки, например, «Наша мама» или «Наш папа», на которых изображены самые важные события из жизни близкого человека. Очень трогателен семейный концерт из любимых песен бабушек и дедушек.

В дни рождения своих родителей и близких дети получают наилучшую возможность выразить им свою любовь и признательность.

Вниманию родителей предлагается небольшой сценарий, который можно использовать как составляющую часть праздника для ребенка. По желанию наполнить его играми, шутками и развлечениями не составит большого труда.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАШИ

        Пришедшие на праздник гости образуют круг. Ребенок, чей день рождения отмечается, встает в середину этого круга.

Взрослый. С днем рождения поздравляем! Что мы Маше (Сереже) пожелаем?

Дети отвечают, высказывая свои пожелания, например:

«Будь веселой», «Будь здоровой», «Будь послушной» и

т. д. Все хором поют Маше песню, в которой звучат

слова: «К сожалению, день рожденья только раз в году».

После песни несколько ребят подбегают к Маше и

прихорашивают ее: прикалывают цветок или значок,

приносят стульчик и сажают виновницу торжества

в центре круга.

Дети.         Сколько Маше лет? (Маша отвечает.)

Мы пять (шесть, семь) раз в ладоши хлопаем Подружней. (Дети хлопают.)

Мы пять (шесть, семь) раз Ногою  топаем Веселей! (Дружно топают.)

Ну-ка, Маша (Сережа), Повернись,

                                      Ну-ка, Маша, поклонись, Поклонись.

                                            Маша танцует, дети хлопают в ладоши.

После танца Маша садится, а дети становятся полукругом или рассаживаются на места.

Взрослый. Кто станцует, кто споет,

Кто стихи сейчас прочтет?

Дети читают стихи, поют песни, дарят Маше  подарки. Под музыку в подарок может быть исполнен танец. Взрослый предлагает детям поиграть в подвижную игру «Пирожок». Дети становятся в круг. Ребенок, исполняющий роль «пирожка», становится в   центре, а ребенок-поваренок за кругом. Все дети берутся за руки и, напевая текст на мелодию известной русской народной плясовой «Из-под дуба», идут по кругу.

Повар наш муку носил,

Тесто густо замесил,

На доске его катал,

Сладким  соком  поливал.

            Дети поют, и приплясывают (притопывают то правой, то левой ногой). «Пирожок» танцует на месте.

Не простой пирожок,

Подрумяненный  бочок,

Хоть весь свет обойдешь,

А такого не найдешь.

      Дети поднимают сцепленные руки, «пирожок» убегает, а поваренок его ловит. Игра проводится несколько раз.

Закончить эту часть праздника можно песней «Каравай». В конце песни Маша приглашает на танец одного из гостей, затем в пляску вовлекаются все присутствующие.

Как на Машин день рожденья испекли мы каравай.

Вот такой ужины, Вот такой ширины,

Вот такой нижины, Вот такой вышины.

Каравай, каравай, Кого любишь, выбирай!

Дети выполняют движения по тексту: сужают и

расширяют круг, присаживаются и встают, подняв руки

как можно выше.

 примечание.

 В сценарий праздника можно включить игру «Праздничное путешествие». Все дети рассаживаются, в импровизированные вагоны поезда и отправляются в праздничную поездку, делая остановки на станциях. На каждой из них детям нужно проявить какие-то свои способности. Перед «путешествием» взрослый должен объяснить, что за правильно выполненное задание ребенок получит фишку. Часть заданий — это упражнения в физической ловкости или задания, требующие от детей внимания и сосредоточенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...