«Как понять, что ваш ребёнок одарённый, и что с этим делать»
консультация
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.
Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят.
В данной статье даны ответы на вопрос "Как понять, что ваш ребенок одаренный, и что с этим делать?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lukshina_v._kak_ponyat_chto_vash_rebyonok_odaryonnyy_i_chto_s_etim_delat.docx | 773.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовил: воспитатель ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Смышляевка
СП «Детский сад «Самоцветы»»
Лукшина Валерия
«Как понять, что ваш ребёнок одарённый, и что с этим делать»
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.
Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят.
Кто такой одаренный ребенок?
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Американский психолог Джозеф Рензулли (Joseph Renzulli) считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации.
Одарённых детей часто называют «вундеркиндами» (от немецкого «чудо-ребёнок»), но эти понятия следует различать.
Одарённые дети отличаются высокой нормой развития, то есть потенциалом, который может развиться в талант или заглохнуть. Одарённым в той или иной сфере считается каждый пятидесятый ребёнок.
Вундеркинды же с ранних лет опережают нормы развития и демонстрируют культурно значимые достижения. Например, Вольфганг Амадей Моцарт создал свои первые фортепианные произведения в пять лет, а математик Блез Паскаль в девять написал научный трактат. Вундеркинд рождается один на миллион человек.
Различие между “одаренным” и “способным”
Необходимо понимать, что одаренные дети являются не просто умными. Это послужит для вас первым шагом в понимании того, какая именно помощь нужна ребенку, чтобы стать успешным. Кристофер Тайбби, специалист в области образования одаренных детей, рассказывает о четырех принципиальных различиях между одаренными и способными детьми:
- Умные дети упорно трудятся, а вот одаренным детям быстро становится скучно;
- Умные дети знают ответы на вопросы, а одаренные дети задают вопросы;
- Умным детям нравятся уроки, а вот одаренным детям – нет (зачастую);
- Способные дети умны, в то время как одаренные дети оригинальны.
Типы одарённости
Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:
- Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
- Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
- Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
- Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
- Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.
Как понять, что у вас одарённый ребёнок?
Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.
Одарённость определяется не уровнем IQ или школьными тестами и контрольными. Её можно заметить, только внимательно наблюдая за ребенком.
Итак, 6 главных признаков того, что ребёнок одарён самой природой.
1. Он внимателен и наблюдателен
Одарённый ребенок словно губка. Запоминает абсолютно всё, что видит и слышит. Любую фразу из рекламы или научный факт, про который другие уже забыли. Он может обладать в совершенстве одним из видов памяти. Нарисовать в деталях картину из музея или воспроизвести услышанную однажды мелодию.
2. Он слишком быстро говорит.
Не стоит путать с невнятной речью. Такие дети говорят много и быстро. Мыслей и идей в голове намного больше, чем лимит слов в минуту. Уже в два года одарённые дети могут составлять более сложные предложения, чем сверстники. Речевые конструкции, которые строит малыш, могут быть на удивление выразительными и меткими.
3. Он тянется к общению и знакомствам
Талантливый ребёнок хочет, как можно больше узнать о мире, а особенно о людях. Одарённые дети часто тянутся к общению со старшим поколением. Они знают, к кому и какой подход требуется. Умение в детстве руководить даже небольшой группой детсадовских ребят или быть душой компании – тоже часть одарённости.
Но есть и малая часть одарённых детей, которые не проявляют инициативы в общении.
4. Он любит мечтать и фантазировать
Не только вслух, но и наедине с собой. Иногда ребёнок замечтается настолько, что не замечает ничего вокруг. Да и делать домашнее задание часто приходится вместе, под строгим контролем.
Да, одарённые дети не ассоциируются с хорошей дисциплиной и усидчивостью. Они сочиняют масштабные выдуманные истории и не лгут, а просто приукрашивают реальность!
5. Он увлечён
Тем, чем занимается. И чаще всего это только одна область занятий. Если ему интересны рисование и музыка, то на других уроках он будет разрисовывать поля. Если литература, то на математике он будет читать под партой книжку.
Интересный факт: большинство гениев отличает неаккуратный торопливый почерк!
6. Он проявляет инициативу и самостоятельность
Одарённый ребёнок открывает энциклопедию не потому, что заставили, а потому что стало интересно, как летает самолёт по небу. Им хочется узнать, как можно больше о мире, приходится много бегать, говорить и спрашивать. Столько, что у взрослых не хватает времени и ответов!
Советы родителям одарённых детей
Часто одарённость не замечается ни родителями, ни учителями. А все эти качества списываются на «детскую непосредственность».
Совет 1. Обращайтесь к специалистам
Если вы заметили, что ребёнок демонстрирует нетривиальные способности, обратитесь к специалистам. Психолог поможет определить тип одарённости, а тьютор — подобрать подходящую программу развития.
Психолог может помочь выявить способности, оценить степень тревоги и напряжения, помочь родителю найти ресурс и расставить приоритеты в создании условий для развития сильных сторон ребёнка.
Совет 2. Пробуйте разное
Развивайте таланты своего ребёнка, посещая кружки и секции. Там он не только сможет узнать больше о любимом деле, но и познакомиться с единомышленниками.
Совет 3. Не давите
Бывает, что ребёнок не хочет заниматься тем, к чему имеет предрасположенность. Например, обладая абсолютным слухом, ненавидит петь и обожает хоккей. Он имеет на это право.
Не стоит требовать от ребёнка безоговорочного успеха во всём, чем он занимается. Это ведёт к развитию синдрома отличника, который может иметь печальные последствия.
Совет 4. Хвалите, но не перехваливайте
Как бы ни впечатляли способности, не стоит постоянно подчёркивать исключительность ребёнка. Вера в собственное превосходство едва ли поможет ему влиться в какой-либо коллектив. А если с возрастом ребёнок перестанет опережать других в развитии, его может постичь тяжёлое разочарование.
Совет 5. Уравновешивайте развитие
Если ребёнок — интеллектуал, он всё равно должен много двигаться и регулярно бывать на свежем воздухе. Юному спортсмену, в свою очередь, важно не забывать про математику, правописание и другие дисциплины.
Совет 6. Ищите близких по духу
У развитых не по годам детей нередко возникают сложности с общением. Сверстники сторонятся их, либо они сами избегают контактов с другими детьми. Важно помочь ребёнку найти компанию, в которой он станет своим. Это необязательно должны быть ровесники, возможно, ему будет интереснее с ребятами постарше. Главное, чтобы они понимали его образ мыслей и разделяли его интересы.
Совет 7. Проявляйте чуткость
Не дайте одарённости ребёнка стать барьером между вами. Если его увлечения вам не близки и вы даже не понимаете, о чём он говорит, ищите другие точки соприкосновения и поддерживайте связь. Каким бы развитым ни был ребёнок — он всё ещё остаётся ребёнком, и ему необходимы ваша любовь, поддержка и одобрение.
Совет 8. Любите ребёнка таким, какой он есть
Если с возрастом способности ребёнка усреднятся — не расстраивайтесь. Половина одарённых детей к 15 годам перестают выделяться среди ровесников, и лишь немногие вырастают в настоящих гениев.
Одарённость в детстве не гарантирует успех во взрослом возрасте. В свою очередь, не все талантливые взрослые в детстве проявляли одарённость.
Наличие или отсутствие у ребёнка каких-либо талантов ни в коем случае не должно влиять на ваше отношение к нему. Любите его таким, какой он есть, позволяйте ему быть собой. Ведь главное — вырастить не гения, а психически здорового и счастливого человека.
Почему важно определить одаренность ребенка
«Правильное определение, четкое объяснение и постоянная поддержка помогут одаренному ребенку адаптироваться» – Гейл Пост, доктор наук.
Невзирая на все трудности определения умственных способностей, оно все-таки необходимо для развития ребенка. К примеру, определение того, что ребенок умственно отсталый может играть решительную роль в том, преуспеет он или же потерпит неудачу. Это также относится и к одаренным детям.
Одаренные дети, чьи способности не удалось раскрыть, часто становятся предметом для насмешек и издевательств. Не стоит позволять, чтобы такое произошло. Более того, у одаренного ребенка есть потенциал стать лидером в этом сложном мировом обществе. В первую очередь, одаренного ребенка необходимо поместить в правильную среду и позволить ему добиться успеха, на его условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Плачет ребенок: как к этому относиться и что с этим делать?
Как относиться к плачу ребенка? Неопытные родители плача ребенка боятся: он для них обвинение, что они в чем-то виноваты. Ленивые мужчины от плача ребенка раздражаются: "вот, снова беспокоит!" Тревожн...
Почему ребёнок ругается и что с этим делать?
Причины нарушений поведения.Ø Способ привлечения внимания Ø Подражание и стремление быть на кого-то похожим Ø Компенсация неуспешностиØ Борьба за самоутверждени...
Почему ребёнок врёт и что с этим делать?
Ложь сопровождает человека в течение всей его жизни: все мы когда-либо лгали и продолжаем это делать. Когда же дети начинают врать?...
Как психика ребёнка подаёт сигналы SOS, и что с этим делать?
Признаки нервного перенапряжения, как помочь ребёнку в этой ситуации....
" Ребёнок кусается:почему это происходит и что с этим делать
Привычка кусаться - очень распространенная проблема у детей, начиная с полугодовалого возраста вплоть до младшего возраста. Обычно ребенок начинает кусать грудь кормящей его мамы. У детей двух-трех...
Ребёнок постоянно грубит, что с этим делать?
Каждый взрослый, переходя рамки нормального общения, может получить хамство и грубость в ответ. Но стоит ли отвечать тем же ребенку, который грубит и хамит Вам?...
Стеснительный ребёнок. Что с этим делать?
Не навешивайте ярлык. Не спешите говорить «он застенчивый», особенно при ребенке. Он привыкнет думать о себе именно так, и изменить ситуацию будет непросто!...