Роль родителей в воспитании детей 6-7 лет
статья (подготовительная группа)
Очень важный и переломный период в развитии ребенка - это возраст 6 лет, сопровождающийся своими возрастными особенностями и кризисами, которые родители обязаны знать, вовремя увидеть и правильно действовать. В данной статье рассмотрены основные возрастные особенности, кризисы детей 6-7 лет. Даны рекомендации родителям о продуктивных способах общения с ребенком в этот период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_roditeley_v_vospitanii_detey.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Кукса Мария Юрьевна
Роль родителей в воспитании детей 6-7 лет.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может, как формировать положительные черты и качества человека, так и быть источником его будущих проблем в общении, самореализации, самооценке. Чтобы этого не произошло, родители должны со всей ответственностью подходить к воспитанию ребенка.
Очень важный и переломный период в развитии ребенка - это возраст 6 лет, сопровождающийся своими возрастными особенностями и кризисами, которые родители обязаны знать, вовремя увидеть и правильно действовать.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Седьмой год жизни ребенка является продолжением крайне важного периода детского развития, длится который с пяти до семи лет. Последний год характеризуется продолжением становления психологических образований, которые появились у ребенка в пять лет. Однако последующие развертывания этих новых образований является базой для создания психологических условий, которые послужат появлению все новых направлений и линий развития. Какие же они?
- Изменения в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития.
- возраст шести-семи лет является сензитивным периодом для морального развития детей. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни.
- Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными.
- Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.
- Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное).
- Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра – это обобщенная и упрощенная версия реальной взрослой жизни.
- Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.
- Этот период - сензитивный для развития фантазии.
Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов:
- Внимание. Увеличивается устойчивость внимания – 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
- Память. К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти.
Кризис детей 6-7 лет.
Кризис начинается с изменения поведения ребенка – он становится непослушным, упрямым, капризничает, кривляется, нарушает правила. Как и кризис 3 лет и подростковый кризис, кризис 6-7лет выражается в отрицании ребенком всего и вся. В этот период ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений, стремится занять более взрослое положение в жизни. Что же происходит с ребенком в этот период?
- Кардинально меняется самооценка ребенка. Если в 6 лет для ребенка свойственно положительное к себе отношение, то к 7 годам самооценка становится более адекватной. Ребенок начинает делать выводы о том, «какой я?», «как ко мне относятся другие?». Все это влияет на отношение ребенка к самому себе и делу, которым он занимается, заставляет его быть недовольным тем, что есть и искать что-то новое.
- Ребенок начинает осмысливать свои чувства, переживания, обобщать. Исчезает детская непосредственность. Если в младшем возрасте ребенок действовал спонтанно, сразу увлекался, что-либо делал, не задумываясь о последствиях (увидел лужу – наступил и не
задумался, что обувь намочил, брызги летят, просто это весело), то теперь он заранее оценивает результаты своих поступков (а что будет, если я сделаю так?).
- Возникает произвольность поведения и деятельности. Ребенок способен соблюдать правила, сознательно контролировать свое поведение.
- Растет познавательная активность. Ребенку уже скучно делать то, что он делал раньше, появляются новые увлечения, игры, интересы. Резко возникает потребность в новых знаниях, умениях.
- Изменяются отношения с взрослыми. Ребенок хочет самостоятельности, поэтому может не выполнять привычные требования родителей, но с удовольствием займется делом по своей собственной инициативе.
- Если память дошкольника носила кратковременный характер, то с младшего школьного возраста память улучшается, события начинают оседать в сознании ребенка, он уже может припоминать, вспоминать.
- Начинается переосмысление чувств. Ребенок не просто радуется, а понимает, что радуется по какой-то определенной причине.
- Взгляд на мир становится более реальным. Ребенок уже не верит в Бабу Ягу и Мойдодыра. Мир фантазии еще богат, он с удовольствием послушает про них сказки, но правду от вымысла уже четко отличает.
Как вести себя родителям в этот период?
Прежде всего, родителям необходимо запастись знаниями о кризисе 6-7 лет, чтобы быть готовым не только действовать, но и анализировать свои действия. Поскольку, как правило, родители усугубляют положение, споря с ребенком, доказывая ему что-либо, пытаются сохранить старые формы воспитания и общения с ребенком, но они уже неэффективны. Вам нужно найти новые продуктивные способы общения с ребенком, чтобы кризис разрешился.
Для этого:
- создавать максимально благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка (включая питание, лечение, одежду, все необходимое для учебы в школе и занятий в секциях и кружках);
- обеспечивать защиту ребенка в психологическом и социально-экономическом плане: поддерживать, учить искать выход из сложных ситуаций, знакомить с опасностями внешнего мира и учить им противостоять;
- давать опыт создания семьи, сохранения и преумножения семейных ценностей, воспитания детей, уважительного отношения к старшим; прививать необходимые навыки и умения (в том числе и трудолюбие), развивать умственный и творческий потенциал, учить самообслуживанию и помощи близким людям;
- воспитывать чувство собственного достоинства;
- закладывать основы для успешной реализации личности; готовить к жизни в социуме.
- проявляйте интерес ко всем переживаниям ребенка, разделяйте его радость, удивление, восторг.
- обращайте внимание на его вкусы, желания, начинайте душевную беседу при любой его фразе «мне нравится».
- разделяйте его интересы, делитесь своими детскими воспоминаниями о похожих вещах. Это не только создает доверительную атмосферу, но и объединяет еще больше.
- никогда не осмеивайте, небрежно «задвигая» чувства ребенка, который пришел поделиться с вами своей бедой.
- дайте ребенку право на «свою территорию». У него должны быть личные секреты.
- нельзя заставить ребенка быть откровенным насильно! Наоборот!
- не бойтесь признавать свою неправоту, просить за нее прощения у ребенка. Это даст ему правильный пример поведения, покажет, что вы общаетесь с ним на равных, вам можно доверять.
- не стесняйтесь демонстрировать ребенку свои чувства к супругу, стараясь скрыть серьезные проблемы ваших отношений (решайте их вдвоем).
При этом особенно важно строить отношения с детьми на основе взаимопонимания, доверия и сотрудничества, всегда проявлять родительскую любовь, ласку и заботу, быть внимательными и сопереживающими. Однако это вовсе не значит, что нужно всецело посвящать себя воспитанию, отказавшись от самореализации в жизни, карьерного роста и работы как таковой. Как показывает практика, самые гармоничные отношения складываются между детьми и родителями в семьях, где родители работают, но при этом уделяют должное внимание ребенку. Такие дети учатся лучше, растут более самостоятельными. Почему? Дети испытывают гордость за успехи родителей, начинают больше ценить время, проведенное с ними. Они избавлены от чрезмерной опеки взрослых. У ребенка появляется понимание того, что человек не может принадлежать кому-то одному, у него есть обязательства перед семьей, обществом, он несет ответственность за свои поступки. На примере родителей дети, начиная с дошкольного возраста, видят, как важно иметь в жизни цели, увлечения.
И если хотите, чтобы ребенок рос полноценным и счастливым, позаботьтесь о том, чтобы он не чувствовал себя заброшенным, лишним, чтобы был уверен в вашей безоговорочной любви к нему, постоянно ощущал на себе вашу заботу и внимание, был уверен в вашей защите и поддержке.
Семья, как первый институт в жизни человека – это сложно и ответственно. Но правильно построенные отношения между членами семьи способствуют становлению гармонично развитой, успешной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Роль родителей в воспитании детей»
Семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали и отношения к людям. Велика роль семьи в воспитании у ребёнка культуры поведения, дисциплинированности, организованности, честности, ...
Консультация «Роль родителей в воспитании детей»
Семья и дети — это главная цель, на которую мы должны тратить все наши силы. Поэтому родители должны создавать условия для развития детей, чтобы в будущем они могли познать счастье и успех, а, главное...
Консультация для родителей "Роль родителей в воспитании детей"
Ошибки родителей в воспитании детей...
Консультация для родителей "Роль родителей в воспитании детей"
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях...
Роль родителей в воспитании детей
То, каким вырастет маленький человек, во многом зависит от условий воспитания, созданных в семье. Каждый знает, что детей нужно любить. При этом не все понимают, что истинная любовь есть истинное благ...
Статья для родителей ."Роль родителей в воспитании детей старшего дошкольного возраста".
Все родители - нравственные учителя. Наша цель - показать ребенку моральные ценности и научить жить в соответствии с ними....
консультация для родителей "Роль родителей в воспитании детей 6-7 лет"
консультация для родителей...