Пальчиковые игры
учебно-методический материал
Практический материал для родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.
Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.
Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.
Основные правила пальчиковых игр.
1. Подбирайте игры, которые окажутся по силам малышу. Сначала покажите все действия с пальчиками, потом попросите повторить. Помогайте малышу делать всё правильно. Если игра пока сложна для малыша - упростите её.
2. Сопровождайте игры стихами, потешками.
3. В игре обязательно должен поучаствовать каждый пальчик малыша.
4. Каждый пальчик малыша должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе.
5. Подбирайте игры ,чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.
6. Чередуйте симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая рука делает одно действие, а левая другое, вводите к 5 годам.
7. Играйте в пальчиковые игры часто, но понемногу.
Игры для детей от 4 месяцев до года
игра «Веселые ручки»
Задача: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому лицу, а также попытки захватить одну ручку другой.
Условия: ребенок лежит на спинке.
весело декламируйте потешку и выполняйте нужные действия:
Ручки, ручки, не скучайте!
Обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики.
Где вы были? Отвечайте!
Перед лицом малыша сводите и разводите его ручки, держа их за локотки.
Посидели дома?
Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо.
И пошли к знакомым!
Проделайте ручками ребенка те же упражнения с вашим лицом.
игра «Колобки и пеньки»
Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.
Условия: малыш лежит на животе ( под грудью у него валик ).
положите перед ребенком шарик и весело скажите:
Колобок, колобок,
Отчего ты одинок?
Тесто бабушка месила,
На один всего хватило!
Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и продолжите:
Нет, хватило теста ей!
Вот второй!
Так веселей.
Малыш взял шарик? Положите третий:
Вот и третий колобок!
До чего румяный бок!
(Следите, чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика)
игра «Пианист»
Задача: стимулировать у ребенка попытку нажимать на клавиши инструмента, пока не удастся извлечь звук.
Условия: малыш лежит на животе, перед ним – музыкальный инструмент ( под грудь положите валик ), сначала поиграйте с клавишами сами. Затем дайте малышу возможность понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой.
Вот какой у нас артист,
Знаменитый пианист!
Заиграет он сейчас,
Пустит всех в веселый пляс!
Советы: помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу; разожмите детские пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.
Результат: малыш нажимает пальцами обеих рук на клавиши или ударяет по ним ладошками, извлекая звуки.
Игры от года до шести
1. Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли в садик погулять. (1-2 строчки – пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки.)
Ходим – ходим мы по лугу,
Там цветы растут по кругу. ( 3-4 строчки – указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой.)
Лепесточков ровно пять,
Можно взять и посчитать. (5-6 строчки – считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их.)
Затем читаем стихотворение снова и повторяет все движения на другой руке.
2. Поиграли – отдохните,
Ваши пальчики встряхните. ( 1-2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их.)
Сгибайте ваши пальчики,
Совсем как ушки зайчики. ( 3-4 строчки – Обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз.)
3. В домике сидит волчок,
Он глядит на вас в глазок, ( 1-2 строчки – из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу» или бинокль и приставляем к глазам.)
Может дверку приоткрыть
И за пальчик укусить. ( 3-4 строчки – из одной ладони делаем «волчью пасть», как в предыдущей игре, а пальцы другой руки подносим к «пасти» и захватываем их ею, выполняя поглаживающие движения подушечками.)
Если больно, то немножко
Разотри свои ладошки! ( 5-6 строчки – легкими движениями растираем ладони одна о другую)
4. Избушка на лужочке, ( 1 строчка – делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней.)
Двери на замочке. ( 2 строчка – соединяем пальцы в замок.)
Ключик быстро подберем
И избушку отопрем. ( 3-4 строчки – выполняем вращение большими пальцами обеих рук один вокруг другог o, не размыкая замка.)
Отряхнем ладошки,
Отдохнем немножко. ( 5-6 строчки – размыкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их.)
5. Крылья нашей мельницы
У ветерка как пленницы –
Как ветер переменится,
Так повернется мельница.
Прижимаем друг к другу ладони и выполняем растирающие вращательные движения. Пальцы при этом не соприкасаются.
6. «Пальчики здороваются» (2-3 года)
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
7. «Человечек»
Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Корни деревьев»
Корни деревьев сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
«Слоненок»
Средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный - ноги. Слоненок «идет» по столу.
«Паучок»
Указательный палец левой руки смыкается с большим правой, указательный палец правой - с большим левой. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большими поочередно проделывают остальные пальцы.
«Моторчик»
Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
«Перетяжечки»
Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.
«Колечки»
Сомкнутые большой и указательный палец правой руки - большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левой - малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочередно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой - большое.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение - двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
8. «Моя семья» (1-3 года)
Взрослый читает стихотворение, разжимая кулачок малыша по одному пальчику. После 2,5 лет малыш должен выполнять движения пальчиками самостоятельно.
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - дедушка,
Ну, а этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
На последней строчке малыш трясет раскрытыми ладошками.
9. Дом
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх (труба), кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию: балкон.
Чтобы дом построить новый,
Запасают лес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
10. Очки
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
На коне верхом
Сидит Пахом,
Книги читает,
А грамоты не знает.
11. Флажок
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Горит на солнышке флажок,
Как будто я огонь зажег.
(А. Барто)
12. Лодка
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик. Лодочка плывет по речке,
13. Стул
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".
Есть у него спина,
А не лежит никогда,
Есть четыре ноги,
А не ходят и три.
Но всегда он стоит,
Всем сидеть велит.
14. Стол
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз".
В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом приходил,
Всех вокруг себя посадил.
15. Грабли
Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут".
Листья падают в саду,
Я их граблями сгребу.
16. Цепочка
Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой указательный, большой средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
17. Скворечник
Ладошки вертикально поставлены друг против друга, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь.
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
18. Шарик
Все пальчики обеих рук сжаты в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки -
Весь перецарапали!
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели нет игрушки,
Сели и заплакали...
(А. Шибаев)
19. Елка
Ладони на себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
Весной цветет,
Летом плод дает,
Осенью не увядает,
Зимой не умирает.
20. Корзинка
Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
21. Колокольчик
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок его свободно качает.
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы... А ты?
22. Собака
Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой вертун,
А сам ворчун.
ДОМ
Я хочу построить дом,
Руки над головой «домиком».
Чтоб окошко было в нем,
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».
Чтоб у дома дверь была,
Ладони повернуты к себе, сомкнуты боковыми частями.
Рядом чтоб сосна росла,
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял,
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пес ворота охранял.
Одна рука «пес», мизинец отсоединить от других пальцев.
Солнце было,
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шел,
«Стряхивающие» движения.
И тюльпан в саду расцвел.
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.
РАДУГА
Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.
ПАУЧОК
Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл.
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать,
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
"Паучки" ползают по голове.
ЧЕРВЯЧКИ
Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).
Раз, два, три ,четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает
Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)
Головой она кивает,
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз
Каркает:"Вот и обед !"
Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные ввер
Глядь -
разводим руками
а червячков уж нет!
Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.
ВЕТЕР
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). "Машем"ими в воздухе.
И за рыбками ныряет,
Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем волнообразные движения.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой...
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.
А под пальмой...
МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА
Маленькая мышка
По городу бежит,
Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.
Глядит ко всем в окошки,
Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.
И пальчиком грозит:
Грозим пальчиком
"А кто не лёг в кроватку?
Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).
А кто не хочет спать?
Переворачиваем руки на другой "бок".
Такого непослушного
Я буду щекотать!"
Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.
ПЯТЬ УТЯТ
Одна из рук - "мама утка". Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой.
Вторая рука - утята. Выполняют волнообразные движения по направлению от "мамы-утки" и к ней. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).
Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
"Киваем" кистью руки ("мамой-уткой")
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
Четверо утят плывут...
Трое утят плывут...
Двое утят плывут...
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.
ПАЛЬЧИКИ
В соответствии с текстом, поочерёдно сгибаем и разгибаем один из пальцев, при этом стараясь не шевелить остальными. А затем - сжимаем и разжимаем кулачки.
Вот это самый толстый пальчик у меня,
Сгибаем и разгибаем большой палец
Вместе с ним танцуют все его друзья.
Сжимаем и разжимаем кулачки
Этот самый ловкий пальчик у меня
Указательный палец
И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.
Вот этот самый длинный пальчик у меня,
Средний палец
Вместе с ним танцуют все его друзья,
А вот этот пальчик лодырь у меня,
Безымянный палец
Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.
А этот пальчик-мальчик лучший у меня,
Мизинец
Вместе с ним танцуют все его друзья.
Все мои пять пальцев дружная семья,
Выполняем движение "фонарики"
И, когда они танцуют, танцую с ними я!
Хлопки в ритме текста.
РЫБКИ
Ладони сомкнуты, чуть округлены.
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Лежало большое бревно на песке,
Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко !"
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
А третья сказала: "Мне хочется спать !"
Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
Быстро качаем ладонями (дрожь).
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).
ПЧЁЛКИ
Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Заглядываем в "улей".
Надо в дом постучать,
Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки
Стали вдруг вылетать:
Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают)
Раз два, три, четыре, пять!
ШЛА КУКУШКА
Шла кукушка мимо рынка,
Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах (остальные поджаты).
У неё была корзинка,
Ладони соединяются "ковшом" (корзинка).
А корзинка на пол - бух!
Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.
Полетело десять (девять, восемь) мух!
Разводим руки в стороны, шевеля пальцами (летящие мухи). Количество разогнутых пальцев соответствуют тексту.
УЛИТКА
Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
В домике она сидит,
"Улитка" раскачивается истороны в сторону.
Рожки высунув, молчит.
Вот улиточка ползёт
Ползёт вперёд по столу,
Потихонечку вперёд.
На цветочек заползёт
"Улитка" заползает на "цветочек"
Лепесточки погрызёт.
"Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (цветочка).
Рожки в голову втянула,
Рука "улитка" "втягивает рожки" (сворачивается в кулак)
В домик спряталась, заснула.
"Цветочек" (вторая рука) закрывается, пряча "улитку в бутоне"
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ
Игры, направленные на развитие речи и не связанные
напрямую с руками.
ИГРЫ ДЛЯ ЯЗЫЧКА
(тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)
Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.
На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».
Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».
И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».
Ребенок может сначала слушать, потом попытается повторять, не добивайтесь сразу точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развивается постепенно и индивидуально.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.
Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
провести языком по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)
Не забывайте, что ребенок воспринимает Ваши действия зеркально, поэтому, произнося «влево», Вам придется повернуть язык вправо и наоборот. Можно записать текст на магнитофон, тогда Вы сможете полностью сосредоточиться на выполнении упражнения вместе с ребенком. Можете придумать свою сказку про язычок с похожими движениями («сладкое варенье»; «грибок» - язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается, так растягивается уздечка языка; «толчки в стенку»- язык упирается в щеку изнутри, Вы немного давите на «шишечку», образовавшуюся на щечке снаружи).
ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ
(материал: игрушки или картинки, изображающие называемых животных)
1. Взрослый показывает игрушку или картинку (например, корову) и предлагает вспомнить, как она мычит. Ребенок произносит: «Му-у». Так же и с другими картинками (как гудит машина, как стучит барабан, как пищат мышата и т.д.).
2. Взрослый предлагает угадать по звукоподражаниям, кто пришел в гости.
– «Му-Му–у» – кто это мычит?
–«Мяу–мяу» – кто пришел?
–А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?
–«Ко-ко-ко» – кто теперь?
–«Ква-ква-ква»– а это кто?
–«Ку-ку,ку-ку»– чей это голос?
–«Тик-так, тик-так»–а это что?
И так далее.
Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка и т.д.) пищит: большая или маленькая.
УЗНАЙ ПО ЗВУКУ
(игра на развитие внимания и звукового восприятия; материалом являются различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага, книга и т.д)
Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь.
Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д.. Можно за каждый правильный ответ давать ребенку звездочку или фишку. Играть можно с несколькими детьми (тогда появится элемент соревнования).
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Также эти упражнения помогут в профилактике заикания, «глотания» звуков и слов.
«СНЕЖИНКИ»
(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)
Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.
«БАБОЧКА, ЛЕТИ!»
(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка)
Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.
Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.
Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференциации).
Задание №1.
"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).
Задание №2.
"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).
Задание №3.
"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).
Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).
Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.
1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".
Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.
2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".
Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.
Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.
Упражнение №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).
Задание №1.
"Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.".
Задание №2.
"Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т.д.".
Задание №3.
"Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т.д.".
Задание №4.
"Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.".
Упражнение №4. "Путаница".
"Послушай внимательно стихотворение. Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывет?
Кот.
В огороде что растет?
Рак.
Под водою кто живет?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую "раз-два"
И приказываю вам
Всех расставить по местам".
Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"
Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
Упражнение №5. "Придумай новое слово".
Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
Упражнение №6. "Кружок".
Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.
Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три".
Образец: МАК - 000
Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три - [к - о - н']. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.
Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.
Упражнение №7. "Длиннее-короче".
Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".
Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.
Развитие словарного запаса
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.
Упражнение №8. "Игра в слова".
Задание №1.
"Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).
Задание №2.
"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".
Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.
Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"
Упражнение №9. "Признак".
Задание №1.
"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"
железо -
бумага -
дерево -
снег -
пух -
стекло -
Задание №2.
"Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).
Задание №3.
"Сравни:
по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте - куст и дерево, гору и холм".
Упражнение №10. "Угадайка".
Задание: "Отгадай загадку:
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит -
Сядет и укусит.
(Комар)
Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал -
Кушайте, пожалуйста.
(Арбуз)
Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".
Упражнение №11. "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).
Задание №1.
"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)
"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"
Задание №2.
"Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"
Задание №3.
"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"
Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный
Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.
Упражнение №12. "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).
Задание: "Скажи наоборот:
холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.
Упражнение №13. "Один и много" (изменение слов по числам).
Задание №1.
"Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".
книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло;
имя, весна, друг.
Задание №2.
"А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".
когти, облака, воины, листья;
цветы, пилы, молодцы, стебли.
Упражнение №14. "Уменьшение".
Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...".
трава, рука, плечо, солнце, банка;
стул, книга, флаг, чашка, шапка.
Упражнение №15. "Закончи слово".
Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.
Упражнение №16. "Объясни слово".
Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?"
нож, шляпа, мяч, письмо;
зонтик, подушка, гвоздь, осел;
мех, алмаз, соединить, лопата;
меч, неприятность, храбрый, герой;
стихотворение, азартная игра.
Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Тренируем эмоции (для детей с 4 лет)
Попросите ребенка:
нахмуриться
• как осенняя туча;
• как рассерженный человек;
• как злая волшебница;
улыбнуться
• как кот на солнце;
• как само солнце;
• как Буратино;
• как хитрая лиса;
• как радостный человек;
• как будто он увидел чудо;
позлиться
• как ребенок, у которого отняли мороженное;
• как два барана на мосту;
• как человек, которого ударили;
испугаться
• как ребенок, потерявшийся в лесу;
• как заяц, увидевший волка;
• как котенок, на которого лает собака;
устать
• как папа после работы;
• как человек, поднявший большой груз;
• как муравей, притащивший большую муху;
отдохнуть
• как турист, снявший тяжелый рюкзак;
• как ребенок, который много потрудился, но помог маме;
• как уставший воин после победы.
Колечко (для детей с 4 лет)
Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.
Танец пяти движений (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)
Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа - одна минута.
1. "Течение воды". Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.
2. "Переход через чащу". Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.
3. "Сломанная кукла". Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как "сломанная кукла").
4. "Полет бабочек". Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.
5. "Покой". Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса- стояние без движений, слушать свое тело.
Замечание, после окончания упражнения поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.
Джаз тела (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)
Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом - в кистях. Следующие движения - бедрами, затем коленями, далее -ступнями.
А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.
Походка и настроение (для детей с 4 лет)
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: "Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь- как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее".
Танец огня (для детей 5 лет)
Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром. Зеркальный танец (для детей с 5 лет)
Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями.
Танец морских волн (для детей с 6 лет)
Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - "ветер" - включает спокойную музыку и "дирижирует" волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным - рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.
Этюд 'Насос и надувная кукла" (для детей с 5 лет)
Дети разбиваются на пары Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, - лежит на полу в расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова опущена). Другой - "накачивающий" куклу воздухом с помощью насоса - ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит: "С-с-с". Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет- она надута. Затем куклу "сдувают", несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: "С-с-с". Она опять "опадает". Дети в паре меняются ролями.
Лес (для детей с 5 лет)
Ведущий: "В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует:
• на тихий, нежный ветерок;
• на сильный холодный ветер;
• на ураган;
• на мелкий грибной дождик;
• на ливень;
• на сильную жару;
• на ласковое солнце;
• на ночь;
• на град;
• на заморозки".
Этюд "Согласованные действия" (для детей с 5 лет).
Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:
• пилка дров;
• гребля в лодке;
• перемотка ниток;
• перетягивание каната;
• передача хрустального стакана;
• парный танец.
"Огонь-лед" (для детей с 4 лет).
По команде ведущего: "Огонь!"- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела.
По команде: "Лед!" - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.
Этюды на расслабление мышц (по М.И.Чистяковой)
Штанга (для детей 5-6 лет)
Ребенок поднимает 'тяжелую штангу". Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает. Каждый спит (для детей 5-6 лет) В зал входит ведущий и видит... На дворе встречает он Тьму людей и каждый спит: Тот, как вкопанный, сидит, Тот, не двигаясь, идет, Тот стоит, раскрывши рот. (В.А.Жуковский)
Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в разных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.
Сосулька (для детей 4 лет)
Ведущий читает стихи: У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)
Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслабленные руки и присесть.
Шалтай-Болтай (для детей 4-5 лет)
Ведущий читает стихи: Шалтай-Болтай Сидел на стене, Шалтай-Болтай Свалился во сне. (С.Маршак)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова "свалился во сне" ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.
Спящий котенок (для детей 3-4 лет)Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.Этот этюд желательно проводить под музыку Р.Паулса "День растает, ночь настанет" (колыбельная).
Конкурс лентяев (для детей 5-6 лет)
Ведущий читает стихотворение В.Викторова "Конкурс лентяев":
Хоть и жарко,
Хоть и зной,
Занят весь
Народ лесной.
Лишь барсук -
Лентяй изрядный -
Сладко спит
В норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закат
Все не слезть ему с кровати.
Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д.Кабалевского "Лентяй".
Пылесос и пылинки (для детей 6-7 лет)
Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.
Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
1. "Запрещенное слово".
Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем малышу мяч, одновременно задавая вопросы. (Море синее, а солнце? Какого цвета роза? А ромашка? Слон большой, а мышка?) Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить "абракадабра".
2. "Запрещенное движение". Малыш повторяет за мамой все упражнения зарядки, кроме одного "запрещенного" (прыжка или, например, хлопка).
3. "Разведчик". Начните игру из коридора. "Белочка спрятала в лесу орешек, а теперь не может его найти. Помоги белочке." Малыш ищет орешек (любой предмет, спрятанный в комнате) по следам, оставленным неосторожной белочкой (дорожка из ниточки, стрелка нарисованная на бумаге, необычно поставленные предметы). Постепенно белочка становится все осторожней, а малыш все наблюдательней.
4. "Секретное письмо". Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть малыш попытается угадать, что написали вы "прозрачными красками на прозрачной бумаге". Следующее секретное послание писать малышу.
5. «Наблюдатель». Сядьте с малышом перед окном. Отыщите какой-нибудь неподвижный предмет и предложите ребенку угадать, что такое ("прозрачное, похожее на маленький домик") вы видите. Можно играть и так: "Быстро назови 5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в этой комнате".
6. «Архитектор». Вы - архитектор, ребенок - строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик), строитель повторяет задание.
7. «Волшебное слово». Сначала следует договориться, какие же слова считать «волшебными». «Волшебными» можно считать слова на букву «М» или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка), а можно - обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...
Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....
Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....
Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....
Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"
Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...
- Мне нравится (1)