Консультация «МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАТЬ»
консультация
Консультация «МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАТЬ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАТЬ.
К началу обучения в подготовительной группе значительное большинство детей с общим недоразвитием речи способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинкам, наблюдаемым действиям и пр. - то есть к связным высказываниям. И все-таки эти высказывания сильно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
В работе используются различные виды рассказывания:
пересказ, составление рассказа по серии сюжетных картин, составление рассказа по одной сюжетной картине, составление описательных рассказов.
Наиболее простой вид рассказывания - это пересказ. При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и форме изложения. Очень удачны для данной работы маленькие рассказы Л.Н.Толстого, В.Осеевой, К.Д.Ушинского, Я.Тайца.
Рассказы по картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Прежде всего, нужно научить ребенка располагать картинки в определенной последовательности. Для этого необходимо задать наводящие вопросы типа: «Как ты думаешь, что было вначале, а что случилось потом, чем закончилась история?». С этой целью рекомендуется использовать серию веселых картинок А.Радлова.
Наиболее трудны для детей описательные рассказы, так как ребенку приходится выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удерживать ее в памяти. Для облегчения этой задачи можно использовать схемы описательных рассказов, позволяющие детям последовательно излагать свои мысли. Одной из разновидностей данного вида рассказываний является составление загадок-описаний. Такие задания закрепляют умение детей выделять существенные признаки предметов.
При целенаправленной усиленной работе планка сформированности связной речи поднимается достаточно высоко и большинству дошкольников удается не только достичь среднего уровня нормально говорящих сверстников, но и превысить его. Совершенствование в связных, продуманных, логичных, аргументированных высказываниях может продолжаться бесконечно.
При таком уровне развития связной речи можно рекомендовать использовать различные виды творческого рассказывания:
- добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий;
- составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия;
- составление рассказа с включением (исключением) объектов;
- составление рассказа по комплекту игрушек;
- рассказывание по частично закрытой сюжетной картине;
придумывание рассказа про знакомого героя;
- составление рассказа по его названию;
- придумывание рассказа по нескольким опорным словам и др.
Работе по формированию связной речи необходимо уделять в подготовительной группе особое внимание, так как это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Москва “Просвещение” 1990)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/04/picture-629902-1430740536.jpg)
«Учите детей рассказывать». Консультация для родителей.
Формирование связного высказывания – одна из основных задач развития речи детей, так как умение связно излагать свои мысли позволяет ребенку свободно общаться, успешно обучаться, понимать литера...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/20/picture-482500-1571588197.jpg)
Консультация для родителей «Учим детей рассказывать»
Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний —...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/31/picture-189304-1383203854.jpg)
Консультация для родителей "Учим детей рассказывать"
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний –...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-877331-1486883762.jpg)
МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАТЬ консультация для родителей
МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАТЬ консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-943763-1505675417.jpg)
Консультация для родителей на тему" Учим детей рассказывать"
Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты ....
Консультация для родителей детей с ТНР "Учим детей рассказывать"
Консультация для родителей детей с ТНР "Учим детей рассказывать"...