Консультация «МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАТЬ»
консультация

Румянцева Елена Николаевна

Консультация «МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАТЬ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_my_uchim_detey_rasskazyvat.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАТЬ.

К началу обучения в подготовительной группе значительное большинство детей с общим недоразвитием речи способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинкам, наблюдаемым действиям и пр. - то есть к связным высказываниям. И все-таки эти высказывания сильно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием.

Связную речь в  норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

В работе используются различные виды рассказывания:

пересказ, составление рассказа по серии сюжетных картин, составление рассказа по одной сюжетной картине, составление описательных рассказов.

Наиболее простой вид рассказывания - это пересказ. При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и форме изложения. Очень удачны для данной работы маленькие рассказы Л.Н.Толстого, В.Осеевой, К.Д.Ушинского, Я.Тайца.

Рассказы по картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Прежде всего, нужно научить ребенка располагать картинки в определенной последовательности. Для этого необходимо задать наводящие вопросы типа: «Как ты думаешь, что было вначале, а что случилось потом, чем закончилась история?». С этой целью рекомендуется использовать серию веселых картинок А.Радлова.

Наиболее трудны для детей описательные рассказы, так как ребенку приходится выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удерживать ее в памяти. Для облегчения этой задачи можно использовать схемы описательных рассказов, позволяющие детям последовательно излагать свои мысли. Одной из разновидностей данного вида рассказываний является составление загадок-описаний. Такие задания закрепляют умение детей выделять существенные признаки предметов.

При целенаправленной усиленной работе планка сформированности связной речи поднимается достаточно высоко и большинству дошкольников удается не только достичь среднего уровня нормально говорящих сверстников, но и превысить его. Совершенствование в связных, продуманных, логичных, аргументированных высказываниях может продолжаться бесконечно.

При таком уровне развития связной речи можно рекомендовать использовать  различные  виды  творческого рассказывания:

- добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий;

- составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия;

- составление рассказа с включением (исключением) объектов;

- составление рассказа по комплекту игрушек;

- рассказывание по частично закрытой сюжетной картине;

придумывание рассказа про знакомого героя;

- составление рассказа по его названию;

- придумывание рассказа по нескольким опорным словам и др.

Работе по формированию связной речи необходимо уделять в подготовительной группе особое внимание, так как это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Москва “Просвещение” 1990)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Учим детей рассказывать»

материал предназначен для родителей....

«Учите детей рассказывать». Консультация для родителей.

Формирование связного высказывания – одна из основных задач развития речи детей, так как умение связно излагать свои мысли позволяет ребенку свободно общаться, успешно обучаться, понимать литера...

Консультация для родителей «Учим детей рассказывать»

Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний —...

Консультация для родителей "Учим детей рассказывать"

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний –...

МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАТЬ консультация для родителей

МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ  РАССКАЗЫВАТЬ консультация для родителей...

Консультация для родителей на тему" Учим детей рассказывать"

Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты ....

Консультация для родителей детей с ТНР "Учим детей рассказывать"

Консультация для родителей детей с ТНР "Учим детей рассказывать"...