Консультация для родителей "Что бы не пришлось сказать: "Что выросло,то выросло"
консультация (старшая группа)

Воспитать своего ребёнка - великое искусство "Так как сам процесс воспитания - это непрерывная работа сердца, разума и воли родителя" -как сказал великий педагог и писатель А.И. Острогорский

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Консультация для родителей

«Чтобы не пришлось сказать: «Что выросло, то выросло»

Ченцова Валентина Алексеевна воспитатель высшей категории старшей группы компенсирующей направленности №2 МБДОУ д/с56

Сентябрь 2021

Воспитать своего ребенка – великое искусство.  «Так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителя», -  как сказал великий педагог и писатель А. Н. Острогорский.

Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. Не для кого не секрет, что показатель воспитанности – поведение.

Воспитанность не образуется сама по себе, как полагают некоторые.  

Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат упорной шлифовки человека, результат его воспитания. Нередко можно услышать: «Все придет с возрастом, а пока, что с него спросишь. Ребенок!».

Тем временем дошкольник растет, не зная самых элементарных и доступных для него законов приличия: не здоровается, не уступит дорогу и место взрослому, привлекает внимание окружающих громкими разговорами и т.д. Как часто иным родителям приходится краснеть за поведение повзрослевших детей.

Так какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

ВЕЖЛИВОСТЬ… Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Недаром принято считать ее одним из признаков воспитанности и не случайно стало крылатым изречение: «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестанет быть признаком нравственного поведения. Помните: нельзя считать ребенка вежливым только потому, что он говорит «Спасибо» и «Пожалуйста». Да и к этим «вежливым» словам не следует подходить формально. Ведь благодарить можно по-разному: сухо, угрюмо, по обязанности, небрежно, а можно тепло, приветливо, с чувством признательности. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца.

И как здесь не вспомнить сказку Ш. Перро «Подарок феи».

«-Пейте на здоровье, тетушка, - сказала добрая девушка. Сполоснув поскорее кувшин, она зачерпнула воды в самом глубоком и чистом месте и подала женщине, придерживая кувшин так, чтобы удобно было пить».

«-Уж не думаете ли вы, что я пришла сюда, чтобы дать вам напиться? – сказала девушка дерзко. Ну конечно, только для этого! Я и серебряный кувшин захватила, чтобы поднести воды вашей милости! … А впрочем, мне все равно. Пейте, если хотите…».

Или в русской народной сказке «Морозко».

«-Тепло ли тебе, девица?

Она чуть дух переводит:

-Тепло, Морозушко, тепло, батюшка».

Да, вы можете возразить: «Она говорила неправду».  Но, видя «вежливость» со стороны родной дочери мачехи, в разговоре со взрослым, это возражение теряет свою силу.    

«-Тепло ли тебе, красна девица?

- Ой, совсем застудил. Сгинь, пропади, проклятый Морозко!»

ДЕЛИКАТНОСТЬ…  - сестра вежливости. И зарождение деликатности уходит глубоко в детство. Иногда родители задерживают ее недостаточной требовательностью к детям, снисходительно относятся к тому, что ребенок шумно ведет себя в общественных местах: бегает по поликлинике, заглядывает в кабинет, декламирует стихи в троллейбусе и т.д. Или другой пример. Кто бы не пришел в дом, бросается к двери и выжидательно смотрит, что ему принесли, тянет за руку и кричит: «Посмотри, какая у меня новая игрушка!». А ведь деликатный человек не станет навязывать свое общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство.

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов: «пожалуйста», «спасибо» -

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

Если к папе или к маме

Тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

 «Стой! Сдавайся! Руки вверх!»  

                                                                                                                  (Гр. Остер)

Прочтите ребенку это стихотворение, посмейтесь вместе с ним, а потом (можно спустя некоторое время или когда малыш дал для этого повод), обязательно вернитесь к серьезному разговору, прочтя его снова.  Только теперь без смеха.

 ЧУТКОСТЬ… Это моральное качество выражается в его отношении к окружающим. Она проявляется в заботе о людях, умение прийти на помощь. В семье родители должны учить детей проявлять качества в делах («Помоги бабушке», «Поделись с братом») и развивать умение сочувствовать.

Рекомендую вам еще раз обратиться к знакомому стихотворению Е. Благининой «Посидим в тишине» или предложить ребенку прочесть его кукле, медвежонку и т.д.

Мама спит. Она устала.

Но и я играть не стала.

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

                                                                                                                                                                                         Сказку В. Одоевского «Мороз Иванович», отрывок из книги «Детство Никиты» Л. Толстого «Желтухин» и т.д.

ЧУВСТВО ТАКТА….   Оно является регулятором поступков человека. Такт помогает определить, когда вступать в разговор, а когда промолчать, что можно и что хорошо, а что недоступно и плохо, как разрешить ситуацию, чтобы не обидеть человека. Вот одна из них.

 

Карина, возвратившись из детского сада и увидев, что папа ужинает, отодвинула от него тарелку и положила перед ним книгу: «Почитай!». Когда отец сказал, что сделает это чуть позже, дочь, надувшись, отошла в сторону: «Не буду с тобой дружить!»

Как поступили бы вы в этой ситуации?

Великий педагог А.С. Макаренко говорил: «Между взрослым и ребенком нужна не только близость, но и некоторое расстояние. Нельзя, чтобы ребенок допускал панибратство в отношениях с родителями, иначе признаки воспитателя и воспитуемого стираются, ребенку трудно определить границу дозволенного».  

Прочтите детям ненецкую сказку «Кукушка» или татарскую «Три дочери».

Да, вы правы. Дети знают эти сказки, но они необходимы прежде всего вам, чтобы ребенок с вашей помощью понял в ней главное: «Кто мать свою забывает, того бог карает» и «Мать – самое святое».  

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОСТЬ…  Необходимо добиваться родителям от детей того, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись из добрых побуждений. Вам необходимо подсказывать ребенку, когда он может ее проявить: поднять оброненную вещь, придержать дверь, пропустить вперед себя малыша и т.д.

В художественной литературе, а особенно в сказках, пожалуй, редко не встретишь героя с этим качеством.

СКРОМНОСТЬ…  Эта нравственная черта личности – показатель подлинной воспитанности.  Скромный человек не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение считаться с мнением других, поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что по-другому быть не может; учить детей не хвастаться своими успехами, красивым платьем или игрушкой. Иные родители захваливают своего ребенка: и развит не по годам, и много стихов знает, и рисует лучше, чем другие и т.д. При этом напутствуют: «Не уступай другим, пусть тебе уступают», «Дай ему сдачи!». Вот вам пример из моих наблюдений.

Одна заботливая мать наставляла своего сына: «Не обращай ни на кого внимания. Веди себя так, будто на тебя никто не смотрит». Спустя 3 года мы встретились.

На мой вопрос: «Как Саша?», - с горечью ответила: - Совсем не считается с нами, делает то, что хочет. Сделаешь ему замечание, а он в ответ: «Что особенного сказал?»

Уважаемые родители, помните, если ребенка своевременно не приучили вести себя скромно, то к моменту перехода в школу, он становится шумным, развязным и не умеет подчиняться правилам поведения.

Перечитайте еще раз детям сказки «Золушка», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», «Самый красивый наряд на свете», рассказ С.Я Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ … В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим. Воспитание доброжелательности, сочувствия, желание прийти на помощь тем, кто попал в беду – все это вы найдете в «Айболите» К.И Чуковского.

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ...  Она проявляется в поступках. Например, в произведении Л. Пантелеева «Честное слово».

Не забывайте также в своей речи почаще использовать пословицы и поговорки, ведь в них заложена вековая мудрость народа.

  • Как не дуйся лягушка, а до вола далеко.
  • Кошку чем больше гладишь, тем больше хвост дерет.
  • Как оса лезет в глаза.
  • Стряхни его с плеч, а он на руки лезет.
  • Ласковый теленок двух маток сосет, а угрюмый – ни одной.

Уважаемые родители! Помните: верный ваш помощник в воспитании - хорошая книга.

   



Предварительный просмотр:

                                  Консультация для родителей

«Чтобы не пришлось сказать: «Что выросло, то выросло»

Ченцова Валентина Алексеевна воспитатель высшей категории старшей группы компенсирующей направленности №2 МБДОУ д/с56

Сентябрь 2021

Воспитать своего ребенка – великое искусство.  «Так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителя», -  как сказал великий педагог и писатель А. Н. Острогорский.

Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. Не для кого не секрет, что показатель воспитанности – поведение.

Воспитанность не образуется сама по себе, как полагают некоторые.  

Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат упорной шлифовки человека, результат его воспитания. Нередко можно услышать: «Все придет с возрастом, а пока, что с него спросишь. Ребенок!».

Тем временем дошкольник растет, не зная самых элементарных и доступных для него законов приличия: не здоровается, не уступит дорогу и место взрослому, привлекает внимание окружающих громкими разговорами и т.д. Как часто иным родителям приходится краснеть за поведение повзрослевших детей.

Так какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

ВЕЖЛИВОСТЬ… Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Недаром принято считать ее одним из признаков воспитанности и не случайно стало крылатым изречение: «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестанет быть признаком нравственного поведения. Помните: нельзя считать ребенка вежливым только потому, что он говорит «Спасибо» и «Пожалуйста». Да и к этим «вежливым» словам не следует подходить формально. Ведь благодарить можно по-разному: сухо, угрюмо, по обязанности, небрежно, а можно тепло, приветливо, с чувством признательности. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца.

И как здесь не вспомнить сказку Ш. Перро «Подарок феи».

«-Пейте на здоровье, тетушка, - сказала добрая девушка. Сполоснув поскорее кувшин, она зачерпнула воды в самом глубоком и чистом месте и подала женщине, придерживая кувшин так, чтобы удобно было пить».

«-Уж не думаете ли вы, что я пришла сюда, чтобы дать вам напиться? – сказала девушка дерзко. Ну конечно, только для этого! Я и серебряный кувшин захватила, чтобы поднести воды вашей милости! … А впрочем, мне все равно. Пейте, если хотите…».

Или в русской народной сказке «Морозко».

«-Тепло ли тебе, девица?

Она чуть дух переводит:

-Тепло, Морозушко, тепло, батюшка».

Да, вы можете возразить: «Она говорила неправду».  Но, видя «вежливость» со стороны родной дочери мачехи, в разговоре со взрослым, это возражение теряет свою силу.    

«-Тепло ли тебе, красна девица?

- Ой, совсем застудил. Сгинь, пропади, проклятый Морозко!»

ДЕЛИКАТНОСТЬ…  - сестра вежливости. И зарождение деликатности уходит глубоко в детство. Иногда родители задерживают ее недостаточной требовательностью к детям, снисходительно относятся к тому, что ребенок шумно ведет себя в общественных местах: бегает по поликлинике, заглядывает в кабинет, декламирует стихи в троллейбусе и т.д. Или другой пример. Кто бы не пришел в дом, бросается к двери и выжидательно смотрит, что ему принесли, тянет за руку и кричит: «Посмотри, какая у меня новая игрушка!». А ведь деликатный человек не станет навязывать свое общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство.

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов: «пожалуйста», «спасибо» -

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

Если к папе или к маме

Тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

 «Стой! Сдавайся! Руки вверх!»  

                                                                                                                  (Гр. Остер)

Прочтите ребенку это стихотворение, посмейтесь вместе с ним, а потом (можно спустя некоторое время или когда малыш дал для этого повод), обязательно вернитесь к серьезному разговору, прочтя его снова.  Только теперь без смеха.

 ЧУТКОСТЬ… Это моральное качество выражается в его отношении к окружающим. Она проявляется в заботе о людях, умение прийти на помощь. В семье родители должны учить детей проявлять качества в делах («Помоги бабушке», «Поделись с братом») и развивать умение сочувствовать.

Рекомендую вам еще раз обратиться к знакомому стихотворению Е. Благининой «Посидим в тишине» или предложить ребенку прочесть его кукле, медвежонку и т.д.

Мама спит. Она устала.

Но и я играть не стала.

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

                                                                                                                                                                                         Сказку В. Одоевского «Мороз Иванович», отрывок из книги «Детство Никиты» Л. Толстого «Желтухин» и т.д.

ЧУВСТВО ТАКТА….   Оно является регулятором поступков человека. Такт помогает определить, когда вступать в разговор, а когда промолчать, что можно и что хорошо, а что недоступно и плохо, как разрешить ситуацию, чтобы не обидеть человека. Вот одна из них.

 

Карина, возвратившись из детского сада и увидев, что папа ужинает, отодвинула от него тарелку и положила перед ним книгу: «Почитай!». Когда отец сказал, что сделает это чуть позже, дочь, надувшись, отошла в сторону: «Не буду с тобой дружить!»

Как поступили бы вы в этой ситуации?

Великий педагог А.С. Макаренко говорил: «Между взрослым и ребенком нужна не только близость, но и некоторое расстояние. Нельзя, чтобы ребенок допускал панибратство в отношениях с родителями, иначе признаки воспитателя и воспитуемого стираются, ребенку трудно определить границу дозволенного».  

Прочтите детям ненецкую сказку «Кукушка» или татарскую «Три дочери».

Да, вы правы. Дети знают эти сказки, но они необходимы прежде всего вам, чтобы ребенок с вашей помощью понял в ней главное: «Кто мать свою забывает, того бог карает» и «Мать – самое святое».  

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОСТЬ…  Необходимо добиваться родителям от детей того, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись из добрых побуждений. Вам необходимо подсказывать ребенку, когда он может ее проявить: поднять оброненную вещь, придержать дверь, пропустить вперед себя малыша и т.д.

В художественной литературе, а особенно в сказках, пожалуй, редко не встретишь героя с этим качеством.

СКРОМНОСТЬ…  Эта нравственная черта личности – показатель подлинной воспитанности.  Скромный человек не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение считаться с мнением других, поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что по-другому быть не может; учить детей не хвастаться своими успехами, красивым платьем или игрушкой. Иные родители захваливают своего ребенка: и развит не по годам, и много стихов знает, и рисует лучше, чем другие и т.д. При этом напутствуют: «Не уступай другим, пусть тебе уступают», «Дай ему сдачи!». Вот вам пример из моих наблюдений.

Одна заботливая мать наставляла своего сына: «Не обращай ни на кого внимания. Веди себя так, будто на тебя никто не смотрит». Спустя 3 года мы встретились.

На мой вопрос: «Как Саша?», - с горечью ответила: - Совсем не считается с нами, делает то, что хочет. Сделаешь ему замечание, а он в ответ: «Что особенного сказал?»

Уважаемые родители, помните, если ребенка своевременно не приучили вести себя скромно, то к моменту перехода в школу, он становится шумным, развязным и не умеет подчиняться правилам поведения.

Перечитайте еще раз детям сказки «Золушка», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», «Самый красивый наряд на свете», рассказ С.Я Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ … В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим. Воспитание доброжелательности, сочувствия, желание прийти на помощь тем, кто попал в беду – все это вы найдете в «Айболите» К.И Чуковского.

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ...  Она проявляется в поступках. Например, в произведении Л. Пантелеева «Честное слово».

Не забывайте также в своей речи почаще использовать пословицы и поговорки, ведь в них заложена вековая мудрость народа.

  • Как не дуйся лягушка, а до вола далеко.
  • Кошку чем больше гладишь, тем больше хвост дерет.
  • Как оса лезет в глаза.
  • Стряхни его с плеч, а он на руки лезет.
  • Ласковый теленок двух маток сосет, а угрюмый – ни одной.

Уважаемые родители! Помните: верный ваш помощник в воспитании - хорошая книга.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Пришла весна!»

Что нового и интересного можно рассказать ребенку на прогулке? Учимся наблюдать за окружающей нас природой....

Консультация для родителей На тему: Пришла весна! Весна-красна!

1. Родителям рекомендуется: поговорить с ребенком о том, какое время года наступило; во время прогулки в парке обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней в...

Консультации для педагогов и родителей "Пришла Весна"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22679757","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22679741","attributes":{"alt":"","class"...