Адаптация детей 2-3 лет к детскому саду
статья (младшая группа)
Консультация для родителей "Адаптация
детей 2-3 лет в детском саду».
Как облегчить ребенку привыкание к детскому
саду
Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в
детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у
большей части детей младших групп адаптация к ДОУ проходит болезненно:
малыши долго не могут привыкнуть к детскому саду, устраивают истерики,
некоторых от мам по утрам приходиться «оттаскивать». Попробуем
разобраться, почему так происходит и как облегчить адаптацию ребят в
детском саду.
Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит
в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может
успокоиться целый день и родителей вечером встречает ревами. Чаще всего у
2-3-х летних малышей расставание с мамой сопровождается слезами, а потом
они отвлекаются на игрушки и успокаиваются. И это нормально.
Вопрос: «Когда ребенок привыкнет к детсаду и перестанет плакать».
Пройдет время и адаптационный период завершится. Вот только
длительность этого периода у каждого будет своя. Все зависит от степени
адаптации детей.
Выделяют 3 фазы адаптационного периода:
• Легкая. Длится от 1 до 16 дней.
• Средняя. Длится от 16 до 32 дней.
• Тяжелая. Может длиться до 64 дней.
Причины, почему ребенок не может привыкнуть к
детскому саду
Чтобы мамам было легче расставаться со своими дочками и сыночками по
утрам, рассмотрим причины, по которым дети плачут. Устраните их — слезы
исчезнут.
• Ребенок не подготовлен к посещению детского сада:
o не сформированы культурно-гигиенические навыки;
o он не умеет самостоятельно играть с игрушками;
o режим в семье не совпадает с режимом ДОУ.
• Состояние здоровья. Болезненному ребенку адаптироваться в новых
условиях тяжелее, чем здоровому.
• Биологические причины:
o сильный токсикоз у мамы в период беременности;
o осложнения при родах;
o болезни в первые три месяца жизни.
• Индивидуальные причины. Некоторые малыши в первый день
посещения дошкольного учреждения ведут себя тихо и спокойно, а на 2-3
день начинают плакать, другие — наоборот, в первые дни устраивают
истерики, а потом их поведение нормализуется.
• Условия жизни в семье. Если ребенка возили к родственникам,
посещали с ним знакомых, брали с собой в путешествия, то он гораздо
быстрее привыкнет к новой обстановке детского сада.
• Ограниченное общение со сверстниками. Труднее всего адаптируются
дети, круг общения которых был сведен к минимуму «мама-бабушкапапа». У таких малышей большое количество детей вызывает страх,
желание спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному.
Как облегчить период привыкания к детскому саду
Принимая во внимание вопросы, которые были заданы в период подготовки к
консультации «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду», был сделан вывод, что, оставляя
ребенка в детском саду, родители беспокоятся, как он проведет день без них. Это
нормальная реакция, ведь кроха остается с чужими людьми. К тому же, нежелание
малыша заходить в группу, слезы, просьбы забрать его немедленно домой любую маму
заставят волноваться. Поэтому хотим поделиться важными рекомендациями, как
облегчить ребенку период адаптации.
• Соблюдайте самое важное правило: спокойная мама — спокойный
ребенок. Отдавая сына или дочку воспитателю, пытайтесь сохранять
спокойствие, потому что дети очень хорошо чувствуют эмоциональное
состояние. Если мама привела ребенка, раздела и все время оттягивает
момент расставания, она дает повод малышу для страха и волнений.
Совет: настройте себя на расставание заранее, помните, что это
неизбежно. Переодели ребенка, поцеловали, пообещали, что обязательно
заберете его из детского сада и быстренько ушли — вот правильный
алгоритм действий в первые дни.
• Время нахождения в детском саду увеличивайте постепенно. В период
адаптации оставлять ребенка 2-3 лет в детском саду на целый день не
рекомендуется. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с
постепенным увеличением времени пребывания. Одну-две недели
малыша нужно забирать после обеда, потом после дневного сна и еще
через несколько дней попытаться оставлять уже на целый день.
• Посещайте детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее
адаптировался, нужно водить его в детсад каждый день. Только болезнь
может стать веской причиной непосещения ДОУ.
• Придумайте «ритуал прощания» с ребенком. Долгих прощаний не
устраивайте, уверенно говорите, когда заберете ребенка домой (после
обеда, сна, вечером), целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите.
• Дайте ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать ему о доме,
например, фотографию, мамин шарфик, мягкую игрушку. Можно дать
«ключ от дома», без которого, пока не заберете малыша из садика, домой не
попадете.
• Создайте мотивацию для посещения детского сада: нужно посмотреть,
как кормят рыбок или соскучилась любимая игрушка и т.д.
• Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при
ребенке.
• Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить
папу, бабушку или кого-нибудь из родственников, чтобы они отводили
малыша в детсад.
Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию
ребенка
Чего нельзя делать маме с папой в период адаптации ребенка 2-3 лет к
садику:
• Нельзя пугать ребенка. Часто родители пугают своих детей детсадом:
«Вот не будешь слушаться меня — пойдешь завтра в садик».
Задумайтесь, разве место, которым пугают, способно вызвать позитивные
эмоции?
• Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь
на ребенка за то, что он не хочет идти в детсад и плачет. Это вполне
нормальная реакция для детей 2-3 лет. Лучше поцелуйте, обнимите его и
еще разок уверьте, что вы его очень любите и обязательно заберете из
детсада.
• Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить.
Например, если мама сказала, что заберет сразу после обеда, то она
должна так и поступить. Из-за не выполненного обещания у детей часто
случаются истерики. Как же тут не плакать, если мама обещала и не
пришла, может она собирается оставить в садике на ночь. Таким образом
можно навсегда потерять доверие ребенка. Лучше говорить конкретно,
что забрать сможете только вечером и не давать «пустых» обещаний.
Игры, помогающие быстрее адаптироваться к
детскому саду
Игра — важный вид деятельности для ребенка. Психологи утверждают,
что с помощью простых игр можно значительно облегчить период адаптации
к детскому саду. Поиграйте со своими детишками в такие игры:
«Детский сад»
Во время игры в детский сад может быть много сюжетных линий:
• «Дети собираются на прогулку».
• «Дети обедают».
• «Дети приходят в детский сад».
• «Дети готовятся к дневному сну».
• «Дети на прогулке».
Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок, а детишками пусть
будут игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения
в детском саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.
«Сочиняем сказку»
Предложите ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка
попала в детский сад и затем обыграйте ее. Пример сказки: «Жил на свете
маленький Зайка. И вот пришло время идти ему в детский сад. Мама Зайчиха
отвела Зайку в детский сад, а сама ушла за морковкой. Зайке сначала было
страшно, хотелось плакать, но он сдержал слезы, потому что не хотел
расстраивать маму. Потом он подружился с воспитателем и детьми.
Оказалось, что в садике очень интересно: здесь учат рисовать, лепить
фигурки из пластилина, даже есть музыкальные занятия, на которых детки
танцуют и поют песенки. День в детском саду прошел быстро, а вечером за
Зайчиком пришла мама, увидела, что он не плачет, очень обрадовалась.
Вместе они радостные ушли домой».
«Хорошо-плохо»
Родитель называет определенные действия, а ребенок должен
определить, хорошо так делать или нет. При положительном ответе он
хлопает в ладоши, при отрицательном грозиться пальчиком и говорит:
«Аяяяй».
Варианты вопросов:
• играть с игрушками в детском саду;
• плакать утром;
• дружить с другими детками;
• стесняться попроситься в туалет;
• самостоятельно кушать суп;
• мешать деткам спать во время дневного сна;
• делать утром зарядку и т.д.