Мастер-класс для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»
методическая разработка (подготовительная группа)
Мастер-класс для родителей
«Речевая готовность ребенка к школе»
Готовность к школе – это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для родителей «Речевая готовность ребенка к школе» | 19.33 КБ |
Памятка для родителей "Звуко-буквенный анализ слова" | 296.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Мастер-класс для родителей
«Речевая готовность ребенка к школе»
Составитель: учитель-логопед Точилкина О.И. |
г. Югорск
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня представляю вашему вниманию мастер-класс «Речевая готовность ребенка к школе», но сначала мы с вами остановимся на теории.
Готовность к школе – это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности.
С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается много детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.
Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии, как специфических нарушений при чтении и письме).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы.
У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
У огромного большинства детей, поступивших в школу, очень маленький словарный запас. Часто родителям некогда разговаривать со своим ребёнком. В результате дети не знают элементарных понятий, обобщающих слов, им очень сложно объяснить слова, имеющие «нематериальное» значение: совесть, искренность, честность. При описании предметов дети используют только понятия о размере и цвете («арбуз большой, а яйцо маленькое, белое»). Подбор слов с противоположным значением сводится к элементарному «большой – небольшой; тонкий – не тонкий».
Грамматически правильная, лексически богатая и фонетически четкая речь дает возможность речевого общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Основные показатели речевой готовности:
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
Давайте прослушаем аудиофайлы речи детей 6-7 лет в норме и при нарушении речи.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
- Давайте с вами поиграем в игру на умение слушать звуки.
Игра «Поймай звук».
Инструкция «Давай поиграем. Я буду произносить звуки, а вы будете «ловить» (хлопать в ладоши) заданный звук.
Звуки: а, о, и, к, т, о и т.д.
- Давайте с вами попробуем дифференцировать звуки по глухости – звонкости и твердости – мягкости.
Игра «Эхо».
Инструкция «Давай поиграем. Я буду произносить слоги, а вы, как эхо, повторите за мной».
Слоги для повторения: по глухости – звонкости (са-за-са, ша-жа-ша, ка-га-ка и др.), по твердости – мягкости (та-тя-та, да-дя-да и др.). В возрасте 6-7 лет дети редко допускают ошибки при произнесении слогов.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ
гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный – согласный типа ан; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
- Давайте с вами поиграем в игру на умение определять место звука в слове.
Игра «Поймай слово со звуком «р» в начале слова».
Инструкция «Давай поиграем. Я буду произносить слова, а вы будете «ловить» (хлопать в ладоши) только слова со звуком «р» в начале слова.
Слова: рак, корова, роза, рука, мороз и т.д.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
- Давайте с вами поиграем в игру на умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Игра «Большой-маленький».
Инструкция «Давайте поиграем. Я буду произносить слова, а вы будете превращать их в маленькие. Я начну, а вы продолжите: яблоко – яблочко, помидор - …
Слова: носок, дом, коробка и т.д.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
- Давайте с вами поиграем, попробуем составить предложение из слов.
Игра «Исправь ошибки».
Инструкция «Давайте поиграем. Я буду произносить слова, а вы будете превращать их предложение».
Слова: улице, дождь, на, идет.
Давайте подведем итог нашего мастер-класса.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
1) родители не слышат недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.
Уважаемые родители! У вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой!
Вам и вашим детям в помощь мной подготовлена памятка «Этапы звуко-буквенного анализа для дошкольников».
Предварительный просмотр:
Условные обозначения: схема слова схема двусложного слова схема двусложного слова с ударением на первый слог гласный звук твердый согласный звук мягкий согласный звук обозначение йотированных гласных букв я, ю, е, ё, когда они дают два звука (я – [й]+[а], ю – [й]+[у], е – [й]+[э], ё – [й]+[о]). | Этапы: 1. Запиши слово. 2. Раздели на слоги. 3. Поставь ударение, запиши схему слова. 4. Произнеси слово и назови первый звук. 5. Дай характеристику первого звука и обозначь соответствующим цветом: гласный-согласный
ударный-безударный звонкий-глухой
твердый-мягкий 6. Произнеси слово и назови второй звук. 7. Дай характеристику второго звука и обозначь соответствующим цветом. 8. Дай характеристику остальных звуков. 9. Сосчитай и назови гласные звуки. 10. Сосчитай и назови твердые и мягкие согласные звуки. 11. Сосчитай все звуки и буквы. Сравни их количество. | Примеры слов и схем к ним: КОТ
ЛИПА ЁЖИК |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Речевая готовность ребенка к школе.
Наиболее значимым дл...
Семинар-практикум для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»
В статье представлен объем работы и рекомендации по речевому развитию дошкольников с нарушением интеллекта, которые помогут в подготовке детей к школьному обучению. Теоретическую основу статьи составл...
Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе."
Родителям будущих первоклассников о речевой готовности к школе....
рекомендации для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"
Советы логопеда ...
Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития.Перечислим критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению....
Консультация для родителей: "Речевая готовность ребенка к школе"
Материал предназначен для родителей, чьи дети совсем скоро пойдут в 1-ый класс. Рассказывается о том, как важно, чтобы к семи годам у ребенка была сформирована грамматически правильная, лексическ...
Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе. Советы родителям будущих первоклассников»
Совсем скоро относительно беззаботный малыш станет первоклассником. Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обуч...