Мастер-класс для родителей "Логопедический калейдоскоп"
методическая разработка (старшая группа)

Точилкина Оксана Ивановна

Мастер-класс для родителей "Логопедический калейдоскоп"

В процессе мастер-класса родители овладевают приемами выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики и смогут самостоятельно развивать мелкую моторику и фонематический слух.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Мастер-класс для родителей: «Логопедический калейдоскоп»

Составитель:

учитель-логопед Точилкина О.И.

г. Югорск

Цель: привлечь родителей к участию в обучении ребенка с речевыми проблемами.

Задачи:

 - познакомить родителей с приемами работы учителя-логопеда;

 - совместная отработка методических приемов.

Методы и способы:

1. Показ приемов выполнения артикуляционной,  дыхательной, пальчиковой гимнастики.

  1. Проведение игр на развитие фонематического слуха.

Материал и оборудование:

Схемы слов, кружочки, картинки, проектор, музыкальные инструменты – трещотки, колокольчик, бубен, шумелки, тренажеры для развития дыхания, зеркала.

Ожидаемый результат:

Родители информированы о содержании коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда. Овладевают приемами выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики, смогут самостоятельно развивать мелкую моторику и фонематический слух.

Ход мастер-класса.

Добрый день, уважаемые родители!

Я рада приветствовать вас за нашим круглым столом. Надеюсь, наши встречи станут традицией.

Наш первый мастер-класс я хочу посвятить тому, чтобы рассказать и показать, что включает в себя работа учителя-логопеда. Многие заблуждаются, думая, что наша работа сводится только к постановке звуков. На самом деле работа логопеда многогранна и затрагивает несколько аспектов.

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ДЕЛАТЬ ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ЯЗЫЧКА?

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. В артикуляции задействованы работы жевательных, глотательных, мимических мышц. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков-фонем  и коррекции нарушений звукопроизношения.

Таким образом, выполняя регулярно упражнения для органов артикуляции, мы подготавливаем речевой аппарат для овладения звуками родной речи.

Предлагаю ознакомиться с некоторыми упражнениями, которые вызывают затруднения у детей. Возьмите зеркала, сначала посмотрите, как выполняется упражнение (логопед показывает упражнения), а затем пробуйте сами, контролируя себя в зеркало.

Молодцы! Справились! Теперь, я думаю, вы сможете с детками дома закрепить эти навыки.

ДЫШИМ ПРАВИЛЬНО - ГОВОРИМ ЛЕГКО

Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.

Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи.

Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

- подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;

- слишком большой вдох;

- учащённость дыхания;

- укороченность выдоха;

- неумение делать незаметным для окружающих добор воздуха;

- неправильная осанка.

Правильное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

 

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Задувание свечки, мыльные пузыри, раздувание пены – отличные игры в домашних условиях.

Предлагаю вам дыхательные тренажеры, изготовленные мной. Давайте попробуем, как они помогают выработать направленную воздушную струю.

А еще есть упражнение «Фокус» – делаем чашечку языком, дуем на нее (родители выполняют упражнение с логопедом). Вырабатываем умение направлять воздушную струю на язык. Это умение необходимо для постановки звуков. Например, для произношения звука Р необходима достаточно длительная и сильная струя воздуха, направленная на кончик языка. Если ее недостаточно, то нужной вибрации мы не получим. Соответственно, звук Р не получим.

Упражнение «Насос».

На вдох медленно поднять руки вверх через стороны, на выдох так же медленно их опустить произнося «с-с-с».

Игра «Надуй шарик».

Ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик», широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ф-ф-ф.

ЧТОБЫ ЧЕТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ!

Идея развития мелкой моторики и совершенствование речи ребенка возникла не случайно. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев».

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся рядом, что означает следующее: развивая речь, развиваем и мышление.

 Игры на развитие мелкой моторики легко сделать самим. Например, используя прищепки, шнурочки, пуговицы, крупы, резиночки и т.д. Для развития графомоторных навыков замечательно подходят различные штриховки, обводилки. Почаще давайте их детям, и пусть они работают карандашами, чтобы тренировать мышцы рук, вырабатывать нажим.

Кроме того, очень увлекательна и  полезна пальчиковая гимнастика.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

  1. Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

4. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).

  1. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  2. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Давайте выполним упражнение …

Несколько слов о Су-джок терапии. Создатель метода Су-джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия  кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека,

Приемами Су-джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп.

УЧУСЬ, ИГРАЮ, ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ РАЗВИВАЮ

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь.

Цель наших упражнений – научить ребенка слушать и слышать.

Именно фонематический слух помогает ребенку различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Более того, фонематический слух оказывает решающее влияние на развитие речи ребенка в целом: отставание в развитии фонематического слуха ведет за собой нарушения в звукопроизношении, формировании связной речи и таким частым сейчас логопедическим диагнозам, как дисграфия и дислексия, то есть к нарушениям формирования навыков грамотного письма и чтения.

- Предлагаю поиграть!

Игра «Хлопни, когда верно».

Вам понадобятся карточки с картинками

Я буду показывать вам картинку и буду называть предмет, заменяя первую букву (грыша, дрыша, чрыша, крыша, мрыша, урыша и  так далее). Ваша задача – хлопнуть в ладоши, когда я назову  правильный вариант.

Игра «Определи место звука в слове».

Формирование навыков звукового анализа.

Оборудование: схемы слов, кружочки.

Я назову слова, а вы должны поставить кружок в начало, середину, конец схемы, в зависимости от того, в какой позиции находится заданный звук в слове.

Подведем итог нашего мастер-класса. Мне бы хотелось услышать, чем полезна была наша сегодняшняя встреча (ответы родителей).

Спасибо всем большое! Теперь вы понимаете, что для успешного коррекционного процесса необходима слаженная работа всех компонентов – органов артикуляции, фонематического слуха, мелкой моторики и конечно же, дыхания. Для вас я подготовила памятку «Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста с нарушениями речи».

Желаю вам успехов в развитии своих детей!



Предварительный просмотр:

Примеры дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста с нарушениями речи

1. «Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

2. «Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

3. «Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

4. «Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в

«бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть

через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды

– можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

 5. «Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

 6. «Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

7. «Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

 8. «Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

 9. «Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

 10. «Косари». Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Радуга»

Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Памятка для родителей

Составила:

учитель-логопед Точилкина О.И.

г. Югорск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Новогодний калейдоскоп»

Задачи: Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении.Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.Закладыва...

План-конспект мастер-класса для родителей "Логопедический калейдоскоп".

Работа с родителями детей с нарушениями речи является одним из важнейших направлений в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда. Одной из форм работы с родителями является мастер-классы....

План-конспект мастер-класса для родителей "Логопедический калейдоскоп".

План-конспект мастер-класса для родителей "Логопедический калейдоскоп"....

План-конспект мастер-класса для родителей "Логопедический калейдоскоп"

Работа с родителями детей с нарушениями речи является одним из важнейших направлений в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда. Одной из форм работы с родителями является мастер-классы....

Мастер-класс по ранней профориентации "Калейдоскоп профессий"

Мастер-класс по ранней профориентации для детей дшкольного возраста...

Мастер-класс для родителей "Математический калейдоскоп"

Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы....