Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста
консультация (средняя группа)

Тихонова Наталья Юрьевна

Что такое познавательные процессы? И почему они так важны для развития?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnye_protsessy.docx95.97 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательные процессы.

Познавательные процессы - это психические процессы, обеспечивающие  получение, хранение и воспроизведение информации из окружающей среды. Все психические процессы так или иначе обеспечивают получение информации, однако к чисто: восприятие, память, мышление, воображение, внимание, речь.

Именно дошкольный возраст является благоприятным и самым ответственным периодом для основы формирования и становления познавательной, а в дальнейшем - учебной деятельностью ребенка. Познавательные процессы тесно взаимосвязаны между собой. У дошкольника они носят предметный, наглядно-действенный характер, а в старшем дошкольном возрасте (подготовительная группа) обусловлены наглядно-образным мышлением и уже формирующимся словесно-логическим. То есть, чем меньше ребенок, тем больше внимания следует уделять конкретным действиям с реальными предметами используя наглядность и эмоциональность для преподнесения заданий, постепенно переводя материал на предметные, сюжетные изображения, схемы, символы, а позднее словесные представления. Очень важна ваша заинтересованность. Дошкольник начнет проявлять любознательность и познавательную активность, если взрослый будет организовывать его игровую деятельность, с интересом включаясь в нее и всегда ее направляя.

Что могут делать родители для развития познавательных процессов

  • Чаще меняйте форму деятельности. Активно используете изобразительную деятельность(лепка, апликация, рисование)
  • Наблюдайте и обсуждайте с детьми увиденное и услышанное. Помогайте ребенку  осознавать и обобщать его жизненный опыт.
  • Способствуйте осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их заменой одних объектов другими. Побуждать делать самостоятельные выводы. Учите отвечать на вопросы, делать умозаключения.
  • Учите сознательно направлять внимание на определенные предметы, явления и деятельность, сосредоточиться ,концертировать, выделять нужно. Создавайте средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка, способствовать запоминанию.
  • Учите детей различать предметы на ощупь, соотносить по величине, форме, сравнивать. Формируйте умение составлять из частей целое, анализировать  предмет, выделять в нем мелкие детали.
  • Закрепляйте знания основных признаков разных времен года, формируйте временные представления.
  • Закрепляйте пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.
  • Учите группировать, классифицировать и обобщать предметы по характерным признакам или назначению, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Учите понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержания текста с помощью вопросов.
  • Развивайте у ребенка умение произвольно вызывать необходимые воспоминиания, вспоминать последовательность событий.
  • Приучайте повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать мнемотехнические приемы, вспомогательные средства.

Рекомендуемые игры и упражнения

  • «Игры-головоломки. Загадки. «Найди отличия». « Найди два одинаковых предмета». « Найди лишнее».
  • «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
  • «Перевертыши». Превратить круг, квадрат ,треугольник в любой рисунок.
  • « Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, но ребенок их показывает только в том случае, если слышит слово «пожалуйста».
  • «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку. Пазлы. «Разложи картинку»
  • «Кубики». «Лото», «Домино», мозайки, конструкторы.
  • «Слова наоборот» Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий-тяжелый)
  • «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.1. Развитие памяти. Непроизвольная память и условия ее развития. В младшем и среднем дошкольном возрасте у ребенка преобладает непроизв...

"Экспериментальная деятельность в развитии познавательных процессов в старшем возрасте".

я занимаюсь экспериментальной деятельностью в старшей группе.Надеюсь моя разработка пригодится....

"Экспериментальная деятельность в развитии познавательных процессов в старшем возрасте".

я занимаюсь экспериментальной деятельностью в старшей группе.Надеюсь моя разработка пригодится....

"Экспериментальная деятельность в развитии познавательных процессов в старшем возрасте".

я занимаюсь экспериментальной деятельностью в старшей группе.Надеюсь моя разработка пригодится....

"Экспериментальная деятельность в развитии познавательных процессов в старшем возрасте".

я занимаюсь экспериментальной деятельностью в старшей группе.Надеюсь моя разработка пригодится....

Методическая разработка «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»

В данной работе содержится теоретическое и практическое описание реализации инновационной практики по использованию пескотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в целях развития познавательных ...

Статья "Влияние мультимедийных средств на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста"

Влияние мультимедийных средств на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста - это  актуальная задача...