Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста
консультация (средняя группа)
Что такое познавательные процессы? И почему они так важны для развития?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnye_protsessy.docx | 95.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательные процессы.
Познавательные процессы - это психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации из окружающей среды. Все психические процессы так или иначе обеспечивают получение информации, однако к чисто: восприятие, память, мышление, воображение, внимание, речь.
Именно дошкольный возраст является благоприятным и самым ответственным периодом для основы формирования и становления познавательной, а в дальнейшем - учебной деятельностью ребенка. Познавательные процессы тесно взаимосвязаны между собой. У дошкольника они носят предметный, наглядно-действенный характер, а в старшем дошкольном возрасте (подготовительная группа) обусловлены наглядно-образным мышлением и уже формирующимся словесно-логическим. То есть, чем меньше ребенок, тем больше внимания следует уделять конкретным действиям с реальными предметами используя наглядность и эмоциональность для преподнесения заданий, постепенно переводя материал на предметные, сюжетные изображения, схемы, символы, а позднее словесные представления. Очень важна ваша заинтересованность. Дошкольник начнет проявлять любознательность и познавательную активность, если взрослый будет организовывать его игровую деятельность, с интересом включаясь в нее и всегда ее направляя.
Что могут делать родители для развития познавательных процессов
- Чаще меняйте форму деятельности. Активно используете изобразительную деятельность(лепка, апликация, рисование)
- Наблюдайте и обсуждайте с детьми увиденное и услышанное. Помогайте ребенку осознавать и обобщать его жизненный опыт.
- Способствуйте осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их заменой одних объектов другими. Побуждать делать самостоятельные выводы. Учите отвечать на вопросы, делать умозаключения.
- Учите сознательно направлять внимание на определенные предметы, явления и деятельность, сосредоточиться ,концертировать, выделять нужно. Создавайте средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка, способствовать запоминанию.
- Учите детей различать предметы на ощупь, соотносить по величине, форме, сравнивать. Формируйте умение составлять из частей целое, анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
- Закрепляйте знания основных признаков разных времен года, формируйте временные представления.
- Закрепляйте пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.
- Учите группировать, классифицировать и обобщать предметы по характерным признакам или назначению, устанавливать причинно-следственные связи.
- Учите понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержания текста с помощью вопросов.
- Развивайте у ребенка умение произвольно вызывать необходимые воспоминиания, вспоминать последовательность событий.
- Приучайте повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать мнемотехнические приемы, вспомогательные средства.
Рекомендуемые игры и упражнения
- «Игры-головоломки. Загадки. «Найди отличия». « Найди два одинаковых предмета». « Найди лишнее».
- «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
- «Перевертыши». Превратить круг, квадрат ,треугольник в любой рисунок.
- « Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, но ребенок их показывает только в том случае, если слышит слово «пожалуйста».
- «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку. Пазлы. «Разложи картинку»
- «Кубики». «Лото», «Домино», мозайки, конструкторы.
- «Слова наоборот» Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий-тяжелый)
- «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.1. Развитие памяти. Непроизвольная память и условия ее развития. В младшем и среднем дошкольном возрасте у ребенка преобладает непроизв...
"Экспериментальная деятельность в развитии познавательных процессов в старшем возрасте".
я занимаюсь экспериментальной деятельностью в старшей группе.Надеюсь моя разработка пригодится....
"Экспериментальная деятельность в развитии познавательных процессов в старшем возрасте".
я занимаюсь экспериментальной деятельностью в старшей группе.Надеюсь моя разработка пригодится....
"Экспериментальная деятельность в развитии познавательных процессов в старшем возрасте".
я занимаюсь экспериментальной деятельностью в старшей группе.Надеюсь моя разработка пригодится....
"Экспериментальная деятельность в развитии познавательных процессов в старшем возрасте".
я занимаюсь экспериментальной деятельностью в старшей группе.Надеюсь моя разработка пригодится....
Методическая разработка «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»
В данной работе содержится теоретическое и практическое описание реализации инновационной практики по использованию пескотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в целях развития познавательных ...
Статья "Влияние мультимедийных средств на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста"
Влияние мультимедийных средств на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста - это актуальная задача...