Консультация для родителей "Как подготовить ребенка к школе ?"
консультация (подготовительная группа)
Что включает интелектуальная готовность к школе и как ее развить?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как подготовить ребенка к школе | 36.29 КБ |
Консультация для родителей | 71.83 КБ |
chto_dolzhen_znat_i_umet_rebenok.docx | 248.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
"Как подготовить ребенка к школе ?"
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.
Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы.
К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.
Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.
Ребенок должен:
1. Знать о своей семье, быте.
2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться.
3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.
У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребенка не включают общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Включая смысл какого-то события, знание может закрепиться и остаться для ребенка единственно верным. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.
Хотя логические формы мышления доступны детям 6-летнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.
Ребенок должен:
1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.
2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.
3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.
В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.
Родители часто много рассказывают об устройстве луноходов и прочих вещах, часто недоступных для понимания детьми. И в результате детям кажется, что они все знают. Фактически у детей нет ясных представлений о тех вещах, о которых они говорят. Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать элементарную зависимость между причиной и следствием.
В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, ученики не ориентируются в тетради; допускают ошибки при написании букв Р, Я, Ь; не различают геометрическую форму, если она в другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево.
В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребенок произносит вместо слова рыба - лыба, будут возникать ошибки в грамотности, ребенок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенок будет плохо читать стихи.
У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.
Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.
Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе (например, написании элементов буквы).
Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.
Ситуация. У дошкольников в их вопросах и объяснениях можно обнаружить гипотетичность мышления.
Света (5 лет) спрашивает: "Почему, когда я хочу что-то сказать, у меня получается слово, а у коровы - "му-му", а у кошки - "мяу"?
У дошкольников на заведомо сложные для их возраста вопросы часто находятся предполагаемые ответы, которые характеризуются рядоположенностью и взаимозаменяемостью объясняемого и объяснения, синкретичностью и другими особенностями.
Как должны относиться взрослые к таким вопросам, высказываниям детей?
Что случится, если взрослые будут указывать на ошибочность их гипотез, неправильность
предположений, упрекать и т.д.?
Решение. Взрослые не должны допускать никакой иронии и насмешливости в интерпретации детских ответов, положений, объяснений. То же самое следует учитывать и по отношению к детским вопросам.
Вопрос и предполагаемые варианты (гипотезы) ответов на него - это две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса мышления. Нельзя "душить" указаниями на ошибочность гипотетичности ребенка. Надо "выращивать" ее, поощряя смелость в предположениях.
Готовя ребенка к школе, необходимо развивать гипотетичность его мышления, показывая пример постановки гипотез, развивая интерес к познанию, воспитать ребенка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего возможные предположения.
Задание. Проверьте, умеет ли ребенок изменять существительные по числу. После привлечения внимания ребенка скажите: "Я назову тебе один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу: "игрушка", а ты должен сказать: "игрушки".
Затем назовите 11 существительных в единственном числе: стол, карандаш, окно, ухо, город, флаг, сестра, брат, дом, огород, ребенок.
Результаты можно считать хорошими, если ребенок допустил не более двух ошибок.
Проверьте внимание ребенка грамматической конструкцией трех предложений типа "Маша пошла гулять после того, как закончила рисовать".
Предложение произнесите медленно и четко. После того как вы будете уверены, что ребенок хорошо его расслышал, задайте вопрос: "Что Маша делала раньше: гуляла или рисовала?"
Задание. Проверьте, как ребенок может рассказывать по картинкам. Положите в беспорядке 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке девочка просыпается, на другой - делает зарядку, на третьей - умывается, на четвертой - завтракает). Попросите ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.
Знаком "+" отметьте (на листе бумаги) правильное расположение картинок и правильное описание изображенных событий.
Знак "±" ставьте в том случае, когда ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать.
Знак "-" ставится, когда последовательность картинок случайная.
Задание. Операция "Анализ"
Попросите ребенка выделить части из целого по какому-либо признаку; дерево: ствол, ветки, листья, корни.
Легче это делать ребенку, когда перед ним реальный предмет, например, стул. Труднее, когда это картинка. И, наконец, при отсутствии наглядного образа мысленное разъединение целого на части труднее всего.
Противоположной операцией является операция "Синтез", когда необходимо выделенные с помощью анализа части объединить в единое целое.
Предложите ребенку составить из букв данного слова возможно большее число слов (например, лампочка: лак, кол, мочка, ком и т.д.).
Для упражнений можно использовать слова: магазин, аптека, комната и др.
Задание.
а) "Сходство и различие"
Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:
Книга - тетрадь День - ночь
Лошадь - корова Дерево - куст
Телефон - радио Помидор - огурец
Самолет - ракета Стол - стул
б) "Поиск противоположного объекта"
Называя какой-либо предмет (например, сахар), надо назвать как можно больше других, противоположных данному. Надо найти противоположные объекты по функции "съедобное - несъедобное", "полезное - вредное" и др., по признаку (размеру, форме, состоянию) и др.
в) "Поиск аналогов".
Называется какое-нибудь слово, например, портфель. Необходимо придумать как можно больше "аналогов", т.е. других предметов, сходных с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т.д.)
г) "Аналогии по признакам".
Выпишите в столбик признаки заданного предмета, например, портфель, и предложите ребенку назвать эти признаки, встречающиеся в других предметах (объемность, прочность, устройство для переноски и др.).
Задание. "Составить предложение из трех слов".
Берутся три слова: обезьяна, самолет, стул. Требуется составить как можно больше предложений, которые включали бы эти три слова (можно изменять падежи и использовать аналоги слов).
Задание. Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем одним словом. Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.
Предложите ребенку назвать одним словом:
- стол, стул, шкаф - это...
- собака, кошка, корова - это...
- чашка, блюдце, тарелка - это...
- василек, ромашка, тюльпан - это...
Неумение обобщать - слабое звено интеллекта. Обычно ребенок ищет общее между предметами по внешнему признаку - цвету, форме.
- Ложка и шарик похожи: они оба из пластилина.
В школе пользуются обобщениями по существенному признаку. На основе таких обобщений строится умение рассуждать, мыслить.
" Определения "
Ребенку предлагается отвечать на вопрос "Что такое?" по поводу предметов. Что такое стул?
- Это на четырех ножках.
- Значит, наша кошка - это стул?
- Нет, стул деревянный.
- Значит, стол - это стул? И т.д.
Задание. "Определение понятия".
Называются понятия живой природы (дерево, заяц, и т.д.), неживой природы (гора, река, пещера и т.д.). Требуется перечислить признаки, которые не влекут за собой изменение понятия и существенные признаки, которые определяют данное понятие как таковое. Необходимо направлять мысль ребенка на поиск существенного признака, без которого нет нужного обобщения. Если называется предмет, не имеющий функционального значения, тогда определяют его по набору признаков.
- Кошка - живая. Это животное.
- Птица - это животное?
- Нет, птица на двух ногах.
- Корова - это кошка?
- Нет. Кошка - животное на четырех ногах, которое мяукает и живет дома.
Следует задавать вопросы, на которые можно найти ответ. На некоторые вопросы и взрослый не сразу найдет ответ. Поэтому поиграйте с ребенком на равных, пусть он тоже задает вам вопросы: "Что это такое?" Неумение обозначать и пользоваться знаками - это незрелость интеллекта и психики.
Задание. "Высказать мысль другими словами"
Берется фраза, сложность и содержание которой соотносится с возрастом ребенка и той целью, ради которой используется это задание. Надо предложить несколько вариантов высказывания этой же мысли другими словами. При этом желательно, чтобы одни и те же слова не употреблялись. Следить за тем, чтобы смысл высказывания не изменялся.
Например: "Я всегда уверен в своей правоте". Другими словами: "Я никогда не соглашаюсь с аргументами другого человека", "Я всегда спорю до победы", "Меня невозможно ни в чем убедить" и т.д.
Задание. "Нахождение возможных причин"
Сформулировать какую-либо ситуацию: "Мальчик упал и расшиб колено". Ребенок должен назвать как можно больше предположений возможной причины падения: споткнулся о камень, засмотрелся на прохожих, азартно играл с ребятами, торопился к маме и др.
Задание. "Социализация речи"
Говорить так, чтобы другие понимали, - одно из важнейших школьных требований.
К 6-7 годам дети говорят много, но речь их ситуативная. Они не затрудняют себя полным описанием, а обходятся обрывками, дополняя элементами действия все, что упущено в рассказе. "Этот ему как даст. И побежал... Бах - трах! Ноги из ямы. А глаза-то!"
Если не видишь сам, что происходит, то ничего не поймешь.
Задание. "Испорченный телефон"
Игра помогает преодолеть ребенку речевое несовершенство. Два ребенка сидят за столом лицом друг к другу, между ними непрозрачная ширма. В руках одного - фигурка (картинка). Его задача - описать приятелю, как изготовить этот образец. Не называя, что перед ним, перечисляет последовательность действий, цвет, размер, форму.
Другой должен воспроизвести копию из любого конструкционного материала (пластилин, мозаика и т.д.).
При полной иллюзии понимания не всегда получается то, что требуется изготовить. Через некоторое время дети сами приходят к той социальной форме речи, которая понятна окружающим.
Ситуация. Одним из главных психических процессов в обучении является воображение. Часто недостаточное развитие воображения затрудняет мыслительную деятельность, решение творческих задач. Без воображения трудно представить, предвидеть, сравнить и т.п. Причина такого явления кроется в отсутствии достаточного уровня развития игровой деятельности, в частности, сюжетно-ролевой игры.
"Недоигравшие" дети приходят в школу с низким уровнем развития воображения, с неумением выполнять роль, придумывать сюжет, сохранить внутреннюю позицию, строить отношения с окружающими.
Задание. Особенности памяти ребенка можно выявить, предложив ему ряд заданий.
А) Логическая, смысловая память
Подбираются 10 пар слов. Например: луч - солнце, железо - сталь, елка - ветки, год - месяц и т.д. Читаются пары с интервалом 2 с. Через 10 с перерыва читаются только первые слова. Второе слово пары ребенок должен вспомнить. Норма - не менее 60%.
Б) Попробуйте тот же опыт, но со словами, логически не связанными: кнопка - книга, лампа - стена, дрова - краска.
Методика А.Р. Лурия позволяет выявить уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия.
Ребенку дается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести (рисунок как средство для запоминания слова).
Для запоминания дается 10 слов (словосочетаний). Например, машинка, умная собачка, веселая игра, мороз, здоровый человек, день, ночь, сказка, извилистый ручей. Через час после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок по своим рисункам воспроизводит заданные слова.
Ситуация. Мама Алеши (5 лет) обратила внимание на то, что ему трудно дается заучивание стихов, считая, что у него плохая память.
Можно ли развить и как развивать детскую память?
Решение. Память можно развивать с помощью специальных приемов. В частности, обучить ребенка делать простые рисунки, отражающие прочитанный материал. Лучше это делать в игре, когда мама рассказывает короткую историю, а ребенок с целью сохранения в памяти рисует простую, схематизированную картинку. В то время как ребенок рисует картинку, ему подсказывают и показывают, как сделать рисунок схематичным, отражающим суть рассказа. Показывается, как устанавливать ассоциации (связи) между деталями рисунка и содержанием рассказа. Вспоминать их можно через 3-4 ч. или на другой день. Ребенку дается его рисунок, и он "читает" по ним рассказанные ему истории. Такие занятия желательно проводить ежедневно. Через несколько дней вместо рисунков просто обсудить, что можно было нарисовать, чтобы запомнить историю. Благодаря такому обсуждению ребенок учится образно представлять себе запоминаемый материал.
Развивать память ребенка необходимо, постепенно увеличивая объем заучиваемого материала, добиваться не дословного запоминания, а общего понимания.
Проводя же заучивания стихотворения, делать это после подробно содержательного анализа с ребенком сюжета стихотворения, особенностей стихотворной формы, обсуждения значений тех или иных слов и возможности их замены и т.д. И только после анализа стихотворения приступать к его заучиванию.
Ситуация. Мария Ивановна при встрече с Ниной Вячеславовной поделилась своими переживаниями относительно невнимательности своего сына Вадика (7 лет). Нина Вячеславовна, внимательно выслушав, сказала, что в книжном магазине сейчас есть большой выбор книг по развитию внимательности.
Можно ли решить проблему невнимательности ребенка с помощью рекомендаций, даваемых в книгах?
Решение. Проблема развития внимательности ребенка может быть решена с помощью далеко не любой книги, а только той, в которой описаны причины невнимательности (они могут быть разные) и с чем связана та или иная причина. В книге должна быть описана диагностика для выявления той или иной причины невнимательности у ребенка.
В зависимости от тех или иных причин невнимательности должны быть и разные способы ее коррекции.
Ситуация. Учительница 1 класса выявила несколько детей, невнимательных на уроке, а при персональном изучении детей установила, что невнимательность Пети наступает тогда, когда он устает. При быстром наступлении утомления Петя становится рассеянным. В этом случае рассеянность рассматривается как синоним астении - физической и нервно-психической слабости.
Что должен делать учитель и родители по развитию внимательности Пети?
Решение. У Пети рассеивается внимание в результате перегрузок и истощающих заболеваний, поэтому учительница должна чаще переключать внимание Пети на другие виды деятельности, решения учебных заданий.
Родителям можно порекомендовать следить за соблюдением режима дня Пети: чаще переключать его занятия с одного вида деятельности на другой, не заставлять ребенка по несколько раз переписывать задание (дополнительные занятия будут только ухудшать ситуацию), а главное - укреплять его физическое и психическое здоровье, больше уделять внимание занятиям физическими упражнениями. Чаще можно видеть не перегрузку умственными занятиями, а недогрузку физической деятельностью. Конечно, питание должно быть полноценным, богатым витаминами и микроэлементами.
Ситуация. Дима может долго и сосредоточенно играть в любимые игры или заниматься другими делами. Но он становится невнимательным при выполнении трудных заданий.
Какие действия взрослого могут помочь в сохранении и развитии внимательности Димы?
Решение. В этом случае рассеянность - сигнал того, что задание, учебный материал слишком сложен для восприятия как по форме, так и по существу. Потеряв нить рассуждений, ни дети, ни взрослые не способны сохранить внимание. Для сохранения внимания необходимо следить за тем, как ребенок понимает учебный материал, контролировать понимание слов, следить за пополнением знаний ребенка, необходимых ему для понимания нового учебного материала.
Ситуация. Быстро утомляет большинство младших школьников и провоцирует их рассеянность:
а) однообразные, рутинные занятия;
б) переписывание заданий, если в них вкралась ошибка;
в) решение большого количества примеров;
г) списывание объемных скучных текстов;
д) заучивание большого количества иностранных слов
и др.
Все это учителю следует избегать.
Если такого рода занятия все же необходимы, то что предпринять?
Решение. Единственным средством может быть повышение мотивации учащихся. Подобного рода задания необходимо облачать в интересную, необычную форму, ставить привлекательную цель и т.д.
Ситуация. Учительница 1 класса дала задание, и ученики уже приступили к работе, а Коля "не услышал". Он все время рассматривал иллюстрации в книге. Затем он замечает, что ученики чем-то заняты, и начинает заглядывать в тетрадь соседа, пытаясь понять, что надо делать.
Что необходимо предпринять при рассеянности данного типа?
Решение. Причина такой рассеянности в особенностях восприятия ребенка. Информацию о внешнем мире мы получаем по нескольким каналам восприятия, в том числе по зрительному и слуховому. Целостный образ окружающего мира формируется на основе разных видов восприятия. Но когда в восприятии лидируют зрение, то ребенок может "не слышать" обращенных к нему слов. Его не дозовешься, если он занят рассматриванием картинок или рисованием. То, что он видит, ему интересно в данный момент, поэтому он может не слышать того, что ему говорят. Усвоение учебного материала, поступающего через все каналы восприятия улучшается, когда он становится предметом осознания.
Для развития слухового восприятия можно использовать так называемые графические диктанты. На листе в клеточку ребенок под диктовку взрослого ведет линию в заданном направлении, отсчитывая заданное количество клеток. Если линия проведена правильно, на листе бумаги вырисовывается какой-то дом, кораблик и т.д.
Полезно учить ребенка сосредоточиваться на звуке с закрытыми глазами, определяя по голосу - человека, по издаваемому звуку - книгу, ножницы и т.д., по звуку рисующего карандаша - сколько сторон у нарисованной геометрической фигуры и т.д.
Ситуация. Витя прекрасно улавливает информацию на слух (то, что говорит учительница). Любит слушать разговоры, даже не имеющие к нему отношения. На уроке он хорошо понимает устные инструкции учителя, хорошо отвечает на вопросы. Но в тех случаях, когда приходится сделать что-то по образцу, работать с рисунком или схемой, Витя теряется, ничего не делает, отвлекается или просит, чтобы ему объяснили. От самостоятельной работы со зрительной информацией его легко отвлекают любые звуки - человеческая речь, радио, какие-либо шумы.
Какие упражнения могут нормализовать внимательность Вити?
Решение. Для развития зрительного восприятия могут помочь ряд упражнений:
1. "Лабиринт". После прохода лабиринта с карандашом в руке проходить его только взглядом.
2. "Найди отличия". В двух почти одинаковых предметах найти отличающиеся детали.
3. "Найди одинаковые предметы" среди большого разнообразия предметов.
4. Копирование образца с помощью клеточек.
Ситуация. Саша, ученик 1 класса, на уроке весь в движении. Книги и разговоры его привлекают мало. Он занят не тем, чем остальные ученики. Он развинчивает ручки, затачивает карандаш или ломает его, вертит в руках безделушки или раскачивает ногой стул соседа и т.д.
Каковы возможные причины такого поведения Саши?
Как скорректировать внимание Саши?
Решение. У Саши слуховой и зрительные каналы информации подчинены потоку информации, идущей от рецепторов тела. Поэтому для развития внимательности особое внимание учитель должен уделить мотивации Саши, а также проводить коррекцию внимания с помощью упражнений, развивающих и зрительное и слуховое внимание (см. предыдущие ситуации).
К первому классу у ребенка должно быть развито внимание:
1. Он должен быть способен не отвлекаться в течение 10-15 мин.
2. Уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Источник: Б.С. Волков и Н.В. Волкова "Как подготовить ребенка к школе"
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Что включает интеллектуальная готовность ребенка к школе?
Школьное обучение опирается на определенный уровень интеллектуального развития ребенка. Первоклассник сможет справиться с учебной нагрузкой при условии, что его познавательные процессы достигли необходимой ступени развития, а кругозор включает базовые знания об окружающем мире. И родителей с приближением поступления их дитя в первый класс интересует, больше всего, интеллектуальная готовность ребенка к школе.
Суть интеллектуальной готовности к школьному обучению
Многие родители уделяют пристальное внимание развитию интеллекта своего ребенка. Для этого окружают малыша соответствующими игрушками, учат анализировать и замечать признаки предметов и явлений, вовлекают его в логические рассуждения, рано обучают чтению. Всё это развивает интеллектуальные способности, входит в интеллектуальный багаж дошкольника и становится опорой ему в школьном обучении.
Прослеживается важнейшая закономерность. Если ребенок уже имеет интеллектуальную подготовку, значит, это произошло благодаря возросшим возможностям его познавательных функций.
Если же познавательная сфера достигла определенного уровня, то дошкольнику по силам систематическая учебная нагрузка, которая ожидает его в школе.
С точки зрения физиологии, интеллектуальная готовность к школе является отражением функционального созревания структур головного мозга. Ребенок оперирует существенным объемом знаний, активно задействует мыслительные операции, постигает основные связи между объектами – следовательно, его мозг достиг необходимой физиологической стадии развития. И наоборот – если появился определенный уровень сформированности мозговых структур, первоклассник справится с учебной нагрузкой школьника.
Не знания, которыми оперирует дошкольник, подтверждают, что он готов к школе, а способность к усвоению информации.
В связи с вышеизложенным обоснованием можем сделать вывод, что интеллектуальная готовность ребенка к школе это необходимый уровень каждого познавательного процесса, дополненный осведомленностью об окружающем мире и способностью воспринимать и усваивать новые знания. Этот аспект развития дошкольника также называют интеллектуальной зрелостью, и он является только частью психологической готовности к школе.
Компоненты интеллектуальной готовности к школе
Как и каждое структурное понятие, готовность к обучению в школе, связанную с интеллектуальной зрелостью, удобно изучать и диагностировать как совокупность компонентов.
Ориентируясь на нормативные показатели развития всех по отдельности компонентов, психологи и педагоги определяют уровень готовности дошкольника к школьному обучению. Затем на основании диагностики составляют довольно ясную картину, что еще должна охватить интеллектуальная подготовка к школе для конкретного ребенка, если в этом есть необходимость.
В качестве основных выделяют следующие компоненты интеллектуальной готовности детей к обучению в школе:
- Зрелость познавательных процессов
- Речевое развитие
- Осведомленность
- Познавательный интерес
Актуальное развитие познавательных процессов
Все процессы познания к концу старшего дошкольного возраста должны выйти на определенную ступень развития. Только при таком условии первоклассник справится с многозадачной школьной нагрузкой.
Восприятие приобретает устойчивое свойство дифференцирования. Это свойство отвечает за выделение главного из общего фона. Дошкольнику необходима способность правильно воспринимать зрительную информацию и передавать ее при обучении письму. Маленькому школьнику крайне важно умение воспринимать словесную информацию и слышать то главное, о чем говорит учитель.
Именно это свойство восприятия проверяют психологи, когда просят дошкольника срисовать значки или определить цвет, пояснить значение схожих в звучании слов (например, лук – луг) или произнести новые понятия.
Мышление детей в школе зразу же получает высокую нагрузку. Поэтому важно развивать умение анализировать и сравнивать, находить общие признаки и объединять объекты в группы.
Аналитическое мышление помогает ребенку постигать связи между предметами и явлениями, использовать функцию обобщения. Логическое мышление обеспечивает понимание ребенком смысла содержания, причинно-следственных связей.
Способность замечать внешние признаки и внутренние взаимосвязи проверяют у дошкольника заданиями на исключение лишнего из группы предметов, сравнение картинок, нахождение аналогий.
Память в школе активно задействуется как оперативная, так и долгосрочная. Особенно важным становится свойство произвольности. Если ранее дошкольник запоминал исключительно то, что ему интересно, то в школе гораздо большая часть информации потребует при запоминании волевых усилий.
Благодаря развитию логического мышления и речи дошкольники интуитивно подключают логическое запоминание. Для новой интересной им информации они ищут аналогии и связи с ранее усвоенными знаниями и таким образом запоминают нужные сведения.
Речевая подготовка
Речевой уровень как компонент готовности к школе подразумевает требования к пониманию речи дошкольником, словарному запасу и развитию связной речи.
Словарный запас старшего дошкольника состоит примерно из 4000 слов. Важным показателем является «глубина» знания определенной тематики. Например, если ребенок говорит о мебели, то как много он может назвать предметов мебели для дома или для сада. Перечисляя одежду, способен ли назвать 10 наименований, которые надевает женщина? Длинный ли перечень получается, если речь идет о детской одежде?
Связность речи дошкольника легко проверяется, если предложить ему несколько картинок, раскрывающих определенный сюжет, и попросить рассказать, что отражено на картинках. При достаточном развитии связной речи дети логично и последовательно описывают происходящее, упоминают причины и следствия, делают выводы.
Осведомленность и кругозор
Осведомленность в старшем дошкольном возрасте охватывает бытовые темы, мир природы, популярные и доступные знания о транспорте, факты из космических и спортивных тем и многое другое. Важно не только то, что ребенку знакомы понятия из разных сфер, важно, использует ли он их в своей речи, входят ли они в активный словарь.
Интерес к познанию
Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе напрямую связана с познавательным интересом. Чаще всего дети, отличающиеся любознательностью, рано обучаются чтению и счету. Практически каждый такой ребенок имеет широкий кругозор.
Желание получить новые знания, потребность самостоятельно выполнять задания, стремление делать выводы на основе полученной информации, увлеченность и сосредоточенность при выполнении умственной работы проявляются в том случае, если ребенком движет познавательный интерес. На основе интереса в дальнейшем формируется устойчивая познавательная мотивация.
Обучаемость как составляющая интеллектуальной готовности
Раскрывая проблему готовности детей к школе, специалисты акцентируют внимание на таком показателе как обучаемость.
Данная характеристика представлена двумя этапами интеллектуальных операций:
- Усвоение правила действий.
- Перенос данного правила на выполнение аналогичных заданий.
Особую сложность для дошкольника представляет второй этап. Для того чтобы не только выполнить идентичное задание вслед за учителем, но и применить освоенный алгоритм в другом подобном упражнении, ребенок должен задействовать все мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Тех детей, которые справляются с задачей, характеризует системное мышление, что свидетельствует о высоком уровне развития интеллекта.
Хорошая обучаемость и выраженность компонентов интеллектуальной готовности ребенка к школе свидетельствуют о том, что этапы развития в дошкольном возрасте пройдены с максимальной пользой.
Возможно, подготовка к школе еще необходима в отношении социальных или эмоционально-волевых качеств. Дошкольное детство завершается, и ребенку предстоит освоиться в новой для него роли ученика с новыми обязанностями и учебными премудростями. Но, если интеллект к этой нагрузке готов, есть шанс облегчить школьную адаптацию.
Предварительный просмотр:
Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе:
- Фамилию, имя свое и родителей.
- Свой возраст (желательно дату рождения).
- Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет.
- Ориентироваться во времени, знать дни недели, месяцы, (их количество, последовательность), времена года, основные приметы каждого времени года.
- Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира. На их основе классифицировать предметы по следующим категориям: домашние и дикие животные; птицы, насекомые, растения (цветы, деревья); овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежда, обувь и головные уборы; посуда, мебель. Уметь разделить предметы на две основные категории: живое и неживое.
- Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
- Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
- Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право – лево, верх – низ и т. д.).
- Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей).
- Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине, устанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи явлений.
- Запоминать и называть 6-8 предметов, картинок, слов.
- Уметь действовать по образцу, выполнить действие, нарисовать, написать по предложенному образцу.
- Знать все цифры, уметь посчитать до 20 в прямом и обратном порядке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»
Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс многоплановый....
Консультация для родителей "Скоро в школу!" - как подготовить ребенка к школе.
В данной консультацие говориться о том, что же является важным в подготовке к школе. Какими качествами должен обладать будущий первоклассник. Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школьном...
Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»
Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...
Консультация для родителей- "Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе?"
-Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться. Л. А. Венгер...
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»...
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Как подготовить ребенка к школе»
Консультация для родителей поготовительной к школе групппы "Как подготовить ребёнка к школе"...
Родительское собрание «Психологические особенности ребенка, идущего в школу. Как подготовить ребенка к школе»
Задачи:• Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.• Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.• Вырабатывание совместного решения для улучшения п...