Рекомендации логопеда
консультация

Наследова Ирина Владимировна

Основной целью написания рекомендаций является повышение уровня компетентности родителей в вопросах профилактики нарушений устной и письменной речи. Исходя из намеченной цели, решаются следующие задачи:

· просвещение родителей будущих первоклассников и привлечение их к активному самостоятельному участию в вопросах профилактики нарушений  речи своих детей;

· знакомство с доступными приемами предупреждения нарушений письма,

· формирование представлений о популярной литературе по подготовке ребенка к школе.

Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять, что легче предупредить специфические ошибки в письме заранее, чем потом устранять с помощью коррекционных занятий.

В дошкольном возрасте можно выделить ряд предпосылок, которые в дальнейшем могут привести к нарушения письменной речи – дисграфии :

· недостаточная сформированность слуховой дифференциации акустически близких звуков может в дальнейшем привести к акустической дисграфии, поэтому при нормальном речевом развитии ребенок должен различать «на слух» все звуки речи;

· дефектное произношение звуков речи и их звуковые замены могут в дальнейшем привести к артикуляционно-акустической дисграфии;

· недостаточная сформированность простых видов фонематического анализа слов является предпосылкой дисграфии на основе несформированности языкового анализа и синтеза;

· несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза может в дальнейшем привести к оптической дисграфии;

· недостаточная сформированность мелкой моторики пальцев рук будущего первоклассника будет влиять на темп письма и почерк, а также появлению специфических ошибок на фоне общей усталости руки.

Вышеперечисленные предпосылки учитывались при составлении рекомендаций, т.к. работа по профилактике нарушений  речи должна осуществляться в комплексе по различным направлениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_logopeda.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации логопеда

родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи

                                                                                                                                         

Основной целью написания рекомендаций является повышение уровня компетентности родителей в вопросах профилактики нарушений устной и письменной речи. Исходя из намеченной цели, решаются следующие задачи: 

· просвещение родителей будущих первоклассников и привлечение их к активному самостоятельному участию в вопросах профилактики нарушений  речи своих детей;

· знакомство с доступными приемами предупреждения нарушений письма,

· формирование представлений о популярной литературе по подготовке ребенка к школе.

Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять, что легче предупредить специфические ошибки в письме заранее, чем потом устранять с помощью коррекционных занятий.

В дошкольном возрасте можно выделить ряд предпосылок, которые в дальнейшем могут привести к нарушения письменной речи – дисграфии :

· недостаточная сформированность слуховой дифференциации акустически близких звуков может в дальнейшем привести к акустической дисграфии, поэтому при нормальном речевом развитии ребенок должен различать «на слух» все звуки речи;

· дефектное произношение звуков речи и их звуковые замены могут в дальнейшем привести к артикуляционно-акустической дисграфии;

· недостаточная сформированность простых видов фонематического анализа слов является предпосылкой дисграфии на основе несформированности языкового анализа и синтеза;

· несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза может в дальнейшем привести к оптической дисграфии;

· недостаточная сформированность мелкой моторики пальцев рук будущего первоклассника будет влиять на темп письма и почерк, а также появлению специфических ошибок на фоне общей усталости руки.

Вышеперечисленные предпосылки учитывались при составлении рекомендаций, т.к. работа по профилактике нарушений  речи должна осуществляться в комплексе по различным направлениям.

                         Рекомендации для родителей.

Развитие фонематических процессов и коррекция нарушений звукопроизношения.

1. К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке. Перед школой необходимо проконсультироваться с логопедом.

2. Если ваш ребенок говорит, по вашему мнению, абсолютно «чисто», не помешает, все-таки, обратиться к логопеду и проверить так ли это на самом деле.

3. Работу по устранению дефектов звукопроизношения должен проводить только специалист. Самостоятельное вмешательство родителей в процесс коррекции звукопроизношения может привести к отрицательному результату.

4. Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист и т.д.

5. Формируйте у ребенка способность к различению на слух всех звуков речи, - это поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью.

6. Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине и т.д.

· Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.

· Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).

· Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.

· Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).

· Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама , кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, вареный, косилка, косынка).

· Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.

К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка. Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий и могут происходить, например, на прогулке:

1. Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.

2. Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.

3. Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.»

4. Придумай предложение с первым словом "веселый" (или любым другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».

5. Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова.

6. Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.

7. Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).

8. Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.)

9. Назови последний звук в словах. В 8 и 9 задании родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву.

10. «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].

11. «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».

12. «Рассыпушки». Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).

Развитие зрительно-пространственных представлений.

1. «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».

2. Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

3. На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома.», «Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.

4. «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.

5. Предложите ребенку сложить по образцу какой либо предмет из сборного конструктора или кубиков.

6. «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.

7. «Чего не хватает?» . На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать. Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах.

8. «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?

Развитие мелкой моторики.

Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга. Можно использовать следующие виды заданий:

1. «Пальчиковые игры». Такие игры можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Пример игры: «Апельсин»

Начиная с мизинца загибать попеременно все пальцы:

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Это долька для кота,

Это долька для ежа,

Это долька для улитки,

Это долька для чижа,

Ну, а волку – кожура.

2. Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок.

3. Раскрашивание изображений и рисование.

4. Собирание мелкого конструктора и мозаики.

5. Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала.

6. Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных.

7. Лепка из пластилина и глины.

8. Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.

9. Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. Этот вид задания можно выполнять на улице, выкладывая фигуры из камешков, веточек или листиков.

10. Вышивание.

В настоящее время на полках книжных магазинов представлено большое количество популярной литературы по развитию речи и коррекции речевых недостатков. Чтобы помочь заботливым родителям сориентироваться в таком многообразии, можно рекомендовать книги и пособия, созданные специалистами для домашних занятий с ребенком.

В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Помните, что у ребенка с недостаточно сформированной устной речью, в дальнейшем неизбежно появление школьных трудностей в процессе овладения письмом.

   СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ:

          Развивайте мелкую моторику ребенка: надо больше рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина и глины. Поиграйте с массажными мячиками, соберите бусы, покатайте в руках мелкие камешки, заплетите косы кукле, зашнуруйте ботиночки.

Работайте над развитием познавательных способностей ребенка (внимание, мышление, память) Упражнения: «Исправь ошибку в предложении», «Придумай сказку, рассказ». Разучивайте маленькие стихи.

         Дома чаще играйте с детьми в «Дочки – матери», «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Стройку» и др., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции. Прививайте аккуратность, усидчивость, терпение. Приучайте ребенка к самообслуживанию.

          Не сравнивайте ребенка с другими детьми, как бы они не были вам симпатичны или наоборот.

           Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием относитесь к тому, что многое не будет получаться сразу, даже если это кажется элементарным. Запаситесь терпением и помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе нужно повторять? Что же ты такой неумелый, глупый?» кроме раздражения с обеих сторон ничего не вызовут.  

Критерии готовности к школьному обучению:

              Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, четким  звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

           Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

            Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трёх звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный – согласный типа оп; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий.   Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

           Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

       Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, умение работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать сдеформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ – описание.

            Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико – грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

           Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает  в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6 – 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

           Для воспитания полноценной речи нужно устранить всё, что мешает свободному  общению ребёнка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь не совершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу. Когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Эта одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

           Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

        Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твёрдых – мягких; л – р). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают  смысло – различительного значения  этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

         У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико – грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие  к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

            Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.  

                                                Советы логопеда

 Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития  ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, должны соответствовать возрасту.

            При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните

            Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно – ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.

          Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».

         Какие бывают нарушения речи у первоклассников

                                    Уважаемые родители!

           Возможно, уже сейчас Вы задумываетесь о том, какие трудности могут подстерегать Вас и Ваших детей на пути к качественному образованию. Пытаетесь определить реальные возможности вашего ребёнка. Обращаетесь за консультацией к специалистам: психологу или учителю-логопеду.

           Во многих образовательных учреждениях (школах) создана комплексная служба по оказанию логопедической и психолого-социальной помощи детям.

            Практика показывает, что у 35% современных дошкольников наблюдаются задержки или нарушения речевого развития. К ним относятся следующие логопедические заключения:

             Фонетический дефект (ФН) – нарушение произношения звуков. В этом случае страдает только звукопроизношение, другие стороны речи сохранны. В этом случае Вашему ребенку необходимы занятия с учителем-логопедом по постановке правильного звука и автоматизации его в речи. Рекомендуется посещать занятия в режиме не менее двух раз в неделю с выполнением рекомендаций специалиста дома

           Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – страдает вся звуковая сторона речи: нарушение произношения, трудности различения звуков, звукового анализа и синтеза. В этом случае Вашему ребенку необходимы занятия с учителем-логопедом по постановке правильного звука и автоматизации его в речи, а также развитию фонематических процессов. Рекомендуется посещать занятия в режиме не менее двух раз в неделю с выполнением рекомендаций специалиста дома.

            Общее недоразвитие речи (ОНР) – это более сложное системное нарушение речевого развития, которое включает: нарушения произношения, недоразвитие фонематических процессов (ребенок не может определить последовательность звуков в слове, путает некоторые звуки, заменяет или переставляет их в слогах и словах) и недостатки и нарушения лексико-грамматической стороны речи (словарный запас ребенка ограничен, он  неправильно согласует слова в речи, затрудняется в выражении своих мыслей, не справляется с пересказом). В этом случае Вашему ребенку необходимы занятия с учителем-логопедом по развитию всех компонентов речи. Рекомендуется посещать занятия в режиме не менее трех раз в неделю с обязательным выполнением рекомендаций специалиста дома.

           Родителям важно знать, что нарушения  и недостатки устной речи могут повлиять на формирование письменной речи, затруднять процесс обучения чтению и письму у ребенка и проявляться в специфических ошибках. Следовательно, необходима ранняя своевременной коррекция устной речи, профилактическая работа  в первом классе.

Показатели речевого развития шестилетних детей

         К моменту поступления в школу дошкольники достигают определенного уровня речевого развития:

•          звукопроизношение полностью соответствует норме;

•          сформировано звукоразличение как далеких, так и близких пар фонем;

•          ребенок овладел нормами словоизменения различных частей речи, адекватно использует предлоги;

•          практически не осталось ошибок в словообразовании — так называемых неологизмов, то есть слов, в которых нарушена морфемная сочетаемость;

•          словарный запас достаточно обширен и включает в себя слова различных частей речи;

•          ребенок располагает определенным запасом представлений и понятий об окружающем мире, его осведомленность о явлениях природы, о животных и растениях, предметах быта позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном;

•          ребенок умеет осуществлять элементарные логические обобщения в пределах родо-видовых отношений;

•          у ребенка сформировано отношение к речи как к объективной действительности: он умеет выделять слова из предложения, проводит несложные формами звукового анализа;

•          первоклассники обладают достаточным уровнем познавательной активности, у них проявляется готовность к решению познавательных задач, готовность к интеллектуальному усилию.

Советы логопеда родителям будущих первоклассников.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий праздник для новоиспеченного первоклассника?

1 сентября для первоклашки – это выход в Новый Большой мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни. Мир, в котором ему придется общаться с большим количеством новых незнакомых ему людей, мир который каждый день преподносит новые сюрпризы и не всегда приятные.

Поэтому к школе лучше подготовить ребенка заранее.

- поддержите в ребенке его стремление стать школьником;

- обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе;

- составьте вместе с ребенком распорядок дня;

- поддержите первоклассника в его желании добиться успеха.

            Наверняка, у родителей возникает вопрос: «Чему должен научиться ребенок до поступления в школу»? И вот здесь мы должны вспомнить про   речевую готовность к школе, которая включает в себя 10 основных показателей:

- правильное произношение звуков речи;

- правильное использование родовых понятий;

- умение пользоваться суффиксами, обозначающих людей по их профессии;

- умение подбирать слова-антонимы;

- умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;

- умение различать слова, отличающиеся одной фонемой;

- умение определять наличие звука в слове;

- умение составлять рассказ по картинке, предложениям, отвечать на вопросы диалога;

- должна быть развита моторика кистей рук.

В случае, если речь первоклассника недостаточно развита, в дальнейшем у него появляются проблемы при обучении письму и чтению:

В группу риска попадают следующие дети:

- если ребенок левша;

- если он переученный левша;

- если ваш ребенок посещал логопедическую группу;

- если в семье говорят на двух и более языках;

- если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием;

- если нарушено звукопроизношение.

Поэтому, уважаемые родители, помните, что основное развитие речи ребенка происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Исходя из этого, родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:

- развивайте общую и мелкую моторику: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы;

- работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы;

- играйте с ребенком в сюжетно-ролевые игры.

 Итак, родителям необходимо помнить, что развивая речь ребенка, мы закладываем основу для формирования памяти, внимания, воображения, мышления, и, следовательно, для успешного обучения ребенка в школе.

Как научить ребенка читать?

Чтение: вред или польза…

Обучение ребёнка чтению, является одним из главных условий успешного детского раннего развития ребёнка. Родители часто задают педагогам вопросы о том когда ребёнку уже пора читать, как его научить читать. С какого возраста нужно учить малыша читать? Сколько времени ребёнку нужно для того, чтобы освоить чтение? Нужно ли учить ребёнка называть буквы? Какая методика обучения ребёнка чтению эффективнее? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах.

Все ли дети могут научиться читать рано?

Сторонники большинства существующих методик обучения детей чтению гарантируют стопроцентный результат. Однако никто из них не анализирует случаи не слишком успешного обучения детей. Было бы глупо отрицать положительные стороны разных обучающих методик. Тем не менее некоторые дети не могут научиться читать вплоть до 7–8 лет или они допускают специфические ошибки во время чтения (дислексия).

Что может стать препятствием для обучения ребёнка чтению?

Побуквенное чтение. Родители, которые не знают, как правильно учить читать, учат ребёнка буквам: “А — Бэ — Вэ — Гэ — Дэ…” . В процессе обучения ребёнок запоминает названия букв. Но когда родители начинают учить малыша складывать буквы в слова, простое слово “мама” звучит как “МЭ-А-МЭ-А” и ребёнок не понимает, какое слово он прочёл. Прочитанное слово не похоже на то, которое малыш привык слышать. Обучение чтению превращается в зубрёжку. И родители, и ребёнок при таком обучении чувствуют разочарование.

Механическое чтение. Часто родители в процессе обучения чтению не показывают и не разъясняют ребёнку картинки или предметы, названия которых он только что прочёл. Поэтому ребёнок не может объяснить прочитанное слово или фразу.

Индивидуальные особенности развития ребёнка. Чтение — сложный процесс, который зависит от совместной работы нескольких участков коры головного мозга. Недоразвитие или повреждение одного из участков мозга может привести к тому, что навык чтения появится у ребёнка гораздо позже или будет нарушен, вплоть до полной невозможности освоения чтения (алексия). Одну из главных задач в процессе чтения выполняют затылочный и затылочно-теменной участки коры, которые отвечают за зрительное восприятие. Эти зоны созревают позже других участков коры головного мозга. Если развитие этих зон головного мозга запаздывает, то для успешного обучения ребёнка чтению придётся воспользоваться другими системами восприятия (тактильная чувствительность, общие движения). Например, Мария Монтессори предлагала детям запоминать начертания “шершавых” букв, вырезанных из наждачной бумаги, “прописывая” их пальчиком.

Проблемы развития. У ребёнка с задержкой психического развития, сниженной остротой зрения меньше шансов научиться читать рано, чем у его здорового сверстника. Однако именно чтение может помочь ребёнку с проблемами в развитии. Раннее обучение ребёнка чтению способствует развитию речи у неговорящих детей, а также у детей с нарушениями слуха и проблемами общения. Известны случаи, когда дети с синдромом раннего детского аутизма ежедневно осваивали чтение 20–30 новых слов благодаря феноменальной зрительной памяти.

Можно ли учить ребёнка читать, используя одновременно несколько методик?

Конечно! Методики обучения чтению, одинаково эффективной для каждого ребёнка, не существует. Это не означает, что вы должны метаться от одних методов обучения чтению к другим. Учить ребёнка читать можно разными способами. Возможно, вы разработаете индивидуальную программу обучения чтению для вашего ребёнка.

Какова продолжительность занятий с ребенком в домашних условиях?

Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут. Помните, что для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.

Какие занятия полезны для ребенка в период его подготовки к школе?

1. Развитие мелких мышц руки:

- работа с конструкторами разного типа;

- работа с ножницами, пластилином;

- рисование в альбомах (карандашами, красками).

2. Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).

Желаем успехов!

Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»

Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне поступления в школу.

С помощью этого теста вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе. Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».

1. Часто ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?

2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?

3. Считаете ли вы, что ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?

4. Общителен ли ваш ребенок как с детьми, так и со взрослыми?

5. Способен ли ваш ребенок хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?

6. Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

7. Всегда ли убирает  игрушки и личные вещи на место?

8. Умеет ли считать до 20 и обратно?

9. Может ли сравнивать числа и предметы?

10. Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?

11. Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)?

12. Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?

13. Может ли обобщать предметы и явления по существенным признакам (овощи, фрукты, посуда, игрушка, транспорт, одежда, обувь)?

14. Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, «жарко» - «холодно»)?

15. Умеет ли составлять рассказ по картинкам?

16. Знает ли  все буквы?

17.  Декламирует стихи и рассказывает сказки с трудом и без всякого удовольствия.

18. Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?

19. Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

20. Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?

21. Рисунки вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?

22. Может ли ваш ребенок  собрать картинку, разрезанную на несколько частей?

23. Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево - ветки», «книга - страницы»)?

24. Считаете ли вы, что ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?

Соотнесите свои ответы с ключом:

- если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23 ответили «да», то за каждый ответ начислите по одному баллу;

- если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответили «нет», то начислите за каждый ответ еще по одному баллу.

Подсчитайте общее количество баллов. Если оно составляет:

20-24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и получению новых знаний.

15-19 баллов - вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребенок почти готов к школе.

14 баллов и менее - лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд все перетрут». Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Все это поможет ребенку достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации логопеда при выполнении домашних заданий для закрепления произносительных навыков.

 Если ваш малыш посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логоп...

Рекомендации логопеда для родителей по лексической теме: "Семья"

Рекомендации по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР на материале лексической темы: "Семья"...

Рекомендации логопеда родителям

В данной статье даются рекомендации родителям детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Рекомендации логопеда родителям на лето.

Презентация предназначена для родителей детей логопедической средней или старшей группы,  также может быть использована для проведения родительского собрания на логопункте ДОУ. Содержит основные ...

Рекомендации логопеда

Для родителей...