Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников.
презентация к уроку (подготовительная группа)
Нравственно-патриотическое воспитание.
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность и безнравственность, поклонение ко всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
В широком понимании «патриотизм» трактуется как олицетворение любви к Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, традициям. Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно – патриотических чувств оставляют след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, в программе предусмотрено воспитание патриота-гражданина, которое включено в социально-нравственное развитие. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Реализовать данную работу можно через решение следующих задач:
1) воспитывать у детей:
- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
- воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов;
Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна. 1
- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России;
Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.2
- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.( Рассказывать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.)3
2) формировать у детей:
- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям
(Расширять представления о малой Родине.
Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край) 4
- представление о России как о родной стране;
Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.).
Воспитывать любовь к Родине.5
- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
( Цитаты 1, 2, 3, 4, 5 - ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.)
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к селу, городу, ко всей стране.
- Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания.
Чувство Родины… Оно начинается у ребѐнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Начиная с младшего возраста, педагоги детского сада ведут работу по формированию у детей представлений о себе как о личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других.
Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек) необходимо привить детям такие важные понятия как "долг перед Родиной" "трудовой подвиг", "Любовь к Отечеству".
- В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству. (Мы продолжаем: знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи, с городецкой росписью, с росписью Полхов-Майдана. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством. )
- повсюду люди трудятся для всех;
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Родители могут рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика.
Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада.
4. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин.
5. Любить Родину – это и знать её.
Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины.
Задача взрослых, как можно больше собрать интересной информации о том месте, где они живут.
В старшем возрасте начинается работа по ознакомлению с родным краем. Основной целью проводимой работы является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения, любви к тому месту, в котором он живет. Необходимо подвести ребенка к пониманию, что город, поселок, село в котором он живет - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и малых есть много общего.
Старшие дошкольники должны знать название своего города, села, своей улицы, страны.
Родителям предлагается во время поездок в другие города обращать внимание на гербы различных городов, на их своеобразие. Взрослые рассказывают, что в себя включает герб.
Родители из различных поездок могут привезти различные символы (из разных городов), брошюры, картинки и т.д.
В этом же возрасте начинается работа по ознакомлению детей с символикой: городской, республиканской, Российской.
- И конечно без внимания не остается тема Защитники Отечества. Беседы о героическом прошлом нашей Родины, о подвигах защитников Родины. Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов. В семье рассказываются истории о дедах и прадедах, о родственниках, защищавших Родину от врагов. Каждая семья (я уверена) имеет какую либо реликвию, о которой необходимо рассказывать с восхищением, трепетом, чтобы дети понимали значимость слов "Они защищали Родину". Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.
7. Быть гражданином, патриотом, - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д. К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.
В настоящее время данная работа очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения.
Поэтому мы должны подойти к этой проблеме вместе. И только общими усилиями мы добьемся определенного результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_roditelskoe_wecompress.com_.pptx | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С Лихачев
«ПАТРИОТИЗМ» - это «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу» (С. И. Ожегов) «ПАТРИОТИЗМ» - это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство» (Г. Бакланов) «ПАТРИОТИЗМ» - это «…чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям (современный подход к понятию).
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»: «Система образования призвана обеспечить < … > » воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью, историческую приемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры.
Задачи нравственно- патриотического воспитания - Воспитывать стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность; Воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов; Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России; Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России . Формировать чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; Формировать представление о России как о родной стране; воспитывать любовь к Родине Стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры .
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию Семья Детский сад Родная улица Родной город Страна, столица, символика Права и обязанности ребенка
Моя семья, как часть РОССИИ Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Семья для всех – основа всех начал.
Работа с родителями
Мини музей старины
Знакомство с народно-прикладным искусством, литературой, устно- народным творчеством, играми
Знакомство с трудом взрослых и привлечение к труду
Духовные и культурные традиции
Моя малая Родина Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства
Моя малая Родина
Государственная символика.
Знакомство с историческим прошлым России
Живут в России разные У каждого народа Народы с давних пор. Язык свой и наряд. Одним – тайга по нраву, Один – черкеску носит, Другим – степной простор. Другой надел халат.
Нашим детям есть чем гордиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»
Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» тема выступления «Патриотическое воспитание как залог формирования здоровой нравственности»
«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только пе...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...