Что и как читать детям с ОНР.
консультация (старшая группа)

Сережкина Ольга Алексеевна
 

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, что и как читать детям с общим недоразвитием речи. Детская книга является не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, формирует нормы поведения, но и способствует развитию речи, что первостепенно важно для наших детей. Детская книга даёт образец русского литературного языка, готовые литературные формы, которые учится употреблять в своей речи ребёнок. В современное время это особо актуально, т.к. слуху наших детей очень часто предстают далеко не образцовые высказывания с экранов телевидения и других источников СМИ. А ребёнок, как известно, впитывает в себя полученную информацию как эталон, которым пользуется впоследствии в процессе взаимодействия с окружающими. Художественная книга даёт прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книг ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой, интуитивно усваиваются грамматические формы, связь слов внутри фразы, происходит, наконец, то самое общение между ребёнком и мамой, которых так не хватает современному ребёнку . Литература помогает излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчётливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, где ребёнок сопереживает героям и создаётся эффект личного присутствия.

При отборе книг необходимо учитывать:

  • что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции;

  • должно быть доступным, соответствовать возрасту ребёнка, его потребностям, интереса;

  • наличие сюжетной занимательности в сочетании с простотой и ясностью композиции;

  • наличие иллюстраций, приближенных к реальной действительности, не нарушающих целостного восприятия текста.

Во время чтения также необходимо соблюсти некоторые рекомендации:

  • Перед началом убедитесь, что вам ничего на протяжении 10 – 15 минут не будет мешать и отвлекать во время чтения. Детей с ОНР отличает нарушение произвольности внимания и лёгкая отвлекаемость, которые способствуют потере логичности сюжета;

  • Во время чтения не бойтесь уточнить понимание значений некоторых редко встречающихся слов, поясните их при необходимости, что облегчит ребёнку полноценное восприятие произведения, обогатит его словарь;

  • Эмоциональное чтение улучшит восприятие, научит также использовать в своей речи голосовую окраску. Ребёнок скопирует вашу высоту голоса, его силу, темп при пересказе, что несомненно выставит в выгодном свете его сообщение, научит «рисовать яркую картинку» с помощью красок голоса. Например, читая монолог медведя ваш голос будет низким, медленным; лиса будет разговаривает вкрадчиво, сладко, мелодично; заяц - лопотать быстро, со страхом в голосе и т.д.;

  • Во время прочтения дайте возможность ребёнку самостоятельно рассматривать иллюстрации к тексту, а по прочтении рассмотрите их совместно, обращая внимание на одежду героев, их настроение, окружающую обстановку и другие особенности. Цель данной рекомендации – это развитие произвольности внимания, актуализация словаря, обучение отвечать и задавать вопросы, а в результате ребёнок учится составлять рассказ по сюжетной картинке.

  • После прочтения необходима беседа. Задавайте вопросы, которые помогут ребёнку уточнить основной смысл услышанного, позволят выразить эмоциональное отношение к событиям и героям через ответы на них, где ребёнок будет упражняться в умении ведения диалога. Подведите его к выводу после прочитанного: «Почему писатель так назвал рассказ? Зачем он рассказал эту историю?».

  • Необходимо повторное чтение, спустя какое – то время, в процессе которого постарайтесь включить ребёнка в активное прослушивание через привлечение к озвучиванию некоторых реплик героев, небольших понравившихся отрывков текста. Впоследствии, идя домой из детского сада, находясь в удобном транспорте или гуляя, вы можете попросить пересказать ребёнка данный рассказ, по необходимости помогая ему. И тем самым способствуя развитию его связной речи.

  • Дайте возможность пофантазировать ребёнку. Спросите: «Что произошло бы, если бы…..? Что бы ты сделал на месте героя?» Подобное задание заинтригует малыша, заставит представлять и устанавливать причинно – следственные связи с отражением в речи задуманного.

Таким образом ,уделяя внимание своему ребёнку всего несколько минут вдень с использованием правильно подобранного литературного произведения, вы помогаете ему в овладении нормами русского языка, развиваете его речь, удовлетворяете его потребности в общении, чего не заменит самая лучшая компьютерная игра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_24.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, что и как читать детям с общим недоразвитием речи. Детская книга является не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, формирует нормы поведения, но и способствует развитию речи, что первостепенно важно для наших детей. Детская книга даёт образец русского литературного языка, готовые литературные формы, которые учится употреблять в своей речи ребёнок. В современное время это особо актуально, т.к. слуху наших детей очень часто предстают далеко не образцовые высказывания с экранов телевидения и других источников СМИ. А ребёнок, как известно, впитывает в себя полученную информацию как эталон, которым пользуется впоследствии в процессе взаимодействия с окружающими. Художественная книга даёт прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книг ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой, интуитивно усваиваются грамматические формы, связь слов внутри фразы, происходит, наконец, то самое общение между ребёнком и мамой, которых так не хватает современному ребёнку . Литература помогает излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчётливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, где ребёнок сопереживает героям и создаётся эффект личного присутствия.

При отборе книг необходимо учитывать:

  • что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции;
  • должно быть доступным, соответствовать возрасту ребёнка, его потребностям, интереса;
  • наличие сюжетной занимательности в сочетании с простотой и ясностью композиции;
  • наличие иллюстраций, приближенных к реальной действительности, не нарушающих целостного восприятия текста.

Во время чтения также необходимо соблюсти некоторые рекомендации:

  • Перед началом убедитесь, что вам ничего на протяжении 10 – 15 минут не будет мешать и отвлекать во время чтения. Детей с ОНР отличает нарушение произвольности внимания и лёгкая отвлекаемость, которые способствуют потере логичности сюжета;
  • Во время чтения не бойтесь уточнить понимание значений некоторых редко встречающихся слов, поясните их при необходимости, что облегчит ребёнку полноценное восприятие произведения, обогатит его словарь;
  • Эмоциональное чтение улучшит восприятие, научит также использовать в своей речи голосовую окраску. Ребёнок скопирует вашу высоту голоса, его силу, темп при пересказе, что несомненно выставит в выгодном свете его сообщение, научит «рисовать яркую картинку» с помощью красок голоса. Например, читая монолог медведя ваш голос будет низким, медленным; лиса будет разговаривает вкрадчиво, сладко, мелодично; заяц - лопотать быстро, со страхом в голосе и т.д.;
  • Во время прочтения дайте возможность ребёнку самостоятельно рассматривать иллюстрации к тексту, а по прочтении рассмотрите их совместно, обращая внимание на одежду героев, их настроение, окружающую обстановку и другие особенности. Цель данной рекомендации – это развитие произвольности внимания, актуализация словаря, обучение отвечать и задавать вопросы, а в результате ребёнок учится составлять рассказ по сюжетной картинке.
  • После прочтения необходима беседа. Задавайте вопросы, которые помогут ребёнку уточнить основной смысл услышанного, позволят выразить эмоциональное отношение к событиям и героям через ответы на них, где ребёнок будет упражняться в умении ведения диалога. Подведите его к выводу после прочитанного: «Почему писатель так назвал рассказ? Зачем он рассказал эту историю?».
  • Необходимо повторное чтение, спустя какое – то время, в процессе которого постарайтесь включить ребёнка в активное прослушивание через привлечение к озвучиванию некоторых реплик героев, небольших понравившихся отрывков текста. Впоследствии, идя домой из детского сада, находясь в удобном транспорте или гуляя, вы можете попросить пересказать ребёнка данный рассказ, по необходимости помогая ему. И тем самым способствуя развитию его связной речи.
  • Дайте возможность пофантазировать ребёнку. Спросите: «Что произошло бы, если бы…..? Что бы ты сделал на месте героя?» Подобное задание заинтригует малыша, заставит представлять и устанавливать причинно – следственные связи с отражением в речи задуманного.

Таким образом ,уделяя внимание своему ребёнку всего несколько минут вдень с использованием правильно подобранного литературного произведения, вы помогаете ему в овладении нормами русского языка, развиваете его речь, удовлетворяете его потребности в общении, чего не заменит самая лучшая компьютерная игра.

Источник:

https://infourok.ru/chto-i-kak-chitat-detyam-s-onr-konsultaciya-dlya-roditeley-3091818.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читаем детям, читаем вместе с детьми.

Читаем детям, читаем вместе с детьми....

Консультация для родителей “Читаем детям, читаем вместе с детьми»

Детская литература – это богатейший фонд отечественных и зарубежных стихов, сказок, рассказов и повестей, рассчитанных на разные возрастные группы. Нередко на концевой странице книги можно найти помет...

Консультация "Читайте детям, читайте с детьми"

Как правильно выбрать книгу для ребёнка? С чего начинается знакомство с литературой? Как воспитать интерес к чтению книг? На эти и другие вопросы Вы получите ответы в данной консультации....

Читаем детям, читаем вместе с детьми!

Консультативный материал для родителей...

Что читать и как читать детям старшего возраста.

Существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги? Все книги ни перечитать, ни приобрести невозможно,...

Статья "Читаем детям,читаем вместе с детьми"

Роль книги в воспитании детей незаменима. Ребёнок раннего возраста пока ещё только слушатель, порой пассивный, чтобы ребёнок стал активным слушателем, взрослому необходимо приложить много усилий,эмоци...