консультация для родителей
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Подготовила: Ситникова О.Ф.
г.Советский
Развитие логического мышления с использованием ИКТ
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Н.К. Крупская писала: «Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения...». В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно - действенного мышления к образному и к элементам словесно - логического мышления. Дети, придя в школу, неплохо читают, хорошо считают, имеют довольно широкий круг представлений об окружающем мире, но зачастую не могут сосредоточиться и освоить материал, небрежно выполняют задания. Почему? Потому что для успешной подготовки к школе необходимы не столько знания, сколько развитие психических процессов, в частности мышления. Ребенка можно и нужно учить мыслить в играх, прежде всего логических. Они вырабатывают умение понимать учебную или практическую задачу, выбирать пути и средства ее решения, точно следовать правилам, сосредотачивать внимание на деятельности, контролировать себя, произвольно управлять своим поведением. Итак, логическое мышление необходимо развивать уже в старшем дошкольном возрасте, так как навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, то есть система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимися и усложняющимися содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через логические игры с использованием ИКТ. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Обучать детей приемам логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, отрицание, систематизация, умозаключение).
2. Развивать у детей высшие психические функции, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
3. Развивать творческие способности, познавательную активность.
4. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь к сверстнику.
5. Учить детей ориентироваться в пространстве, пользоваться ИКТ;
6. Обеспечить удобный способ хранения и использования игр (на электронном носителе),
7. Обеспечить возможность быстрого выбора игр или упражнений нужной направленности для работы, с применением мультимедийных презентаций.
Для развития познавательных способностей и интересов работу с детьми строю в увлекательной для дошкольников игровой форме:
- фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие - детектив, викторина, интеллектуальный марафон, КВН, презентация, тематический досуг;
-театрализация с математическим содержанием;
- обучение в повседневных бытовых ситуациях;
- беседы;
- самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Уже к старшему дошкольного возрасту у детей начинают складываться элементы логического мышления. Чтобы ребенок мог успешно решать задачи в плане представления, а затем словесного рассуждения, необходимо целенаправленно обучать приемам логического мышления. Так как при выполнении задания внимание дошкольника обычно направленно на конечную цель, в меньшей степени - на способы ее выполнения.
Для эффективной реализации логических задач использую дидактические игры, такие как «Составь табличку», «Чего не стало?», «Что объединяет?» и т.д. с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игры - путешествия во времени использую для знакомства детей с днями недели, названием месяцев: д/и «Когда это бывает?», «Лента времени», и т.д. Игры на ориентировку в пространстве учат детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию, определяя словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, квадрата, треугольника: «Найди схожую по форме», «На что похоже?» и т.д.
В работе с детьми использую логические игры на поиск закономерностей, недостающей фигуры, нахождения лишней фигуры, классификацию; игровые упражнения, основанные на применении дидактического материала - счетные палочки, палочки Кьюзера.
Использование загадок, загадок - шуток, задач - ловушек создает у детей положительный эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность, способствует уточнению и закреплению знаний. Для решения их надо проявить смекалку, находчивость, смелость в предположениях, понимание юмора. Результат решения зависит от развития представлений об окружающих предметах и явлениях, умение видеть, наблюдать и замечать необычное в обычном. Например «Сколько ягод малины в пустом стакане?».
Игры - головоломки («Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра») использую для работы с детьми вне занятий. На успешность усвоения игр влияет уровень сенсорного развития детей. Они должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно - двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. Данные игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач. Но для их освоения необходимо располагать временем, а так же учитывать его возрастные и индивидуальные возможности, склонности, уровень подготовки. В эти игры можно играть одному, парами, подгруппой.
Играя с головоломками, дети закрепляют разнообразный речевой материал: формируются умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употребляют прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Дети составляют простые и сложные предложения, рассказы о своих действиях при выкладывании той или иной картинки.
Усложняя игры – головоломки, подбираю речевой материал к картинкам: загадки, веселые короткие стишки, скороговорки, чистоговорки, считалки. Речевой материал к схемам для игр - головоломок подбирала так, чтобы они легко воспринимались и запоминались детьми, чтобы дети получили эмоциональную разрядку и отдых.
Для того, чтобы сэкономить время на подготовку раздаточного материала, я используюэлектронный вариант игр и упражнений, как на занятии, так и в свободное время с педагогом и в самостоятельной деятельности детей.
Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических игр способствует более успешному формированию у детей основных приемов логического мышления. Логические игры - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...