Как разговорить молчуна
консультация (младшая группа)
Как стимулировать речевую активность детей 2-3 лет?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пять простых способов и приемов развития речи детей дошкольного возраста | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как стимулировать речевую активность у детей . Игры и упражнения
В статье – приемы, которые помогут решить эти проблемы и стимулировать речевую активность у детей.
В последние годы в детский сад часто поступают дети с задержкой речевого развития (ЗРР). Дети легко взаимодействуют с гаджетами, но не говорят. Планшет, телефон, телевизор не слышат, не задают вопросов, не стимулируют искать ответ, и говорить ребенку незачем. Задержка развития речи ведет к замедлению темпа интеллектуального развития, так как память, внимание, восприятие, мышление, воображение, целенаправленное поведение развиваются с прямым участием речи. Это может тормозить и искажать психическое развитие ребенка.
Что делать в семье и в детском саду
Важно
Напоминайте родителям, что для изменений нужно время и терпение, не надо форсировать события; если речевых изменений долго нет, надо обратиться к специалистам
Маленьким детям нужна наглядность. Чем старше ребенок, тем меньше нужно показывать и больше побуждать действовать по слову взрослого. Если ребенок не разговаривает или говорит мало, нужно предлагать ему занимательные игры с предметами и картинками.
Что делать в семье. Родители должны больше разговаривать с ребенком, побуждать использовать слова, предложения, обеспечить чувство психологической защищенности, информативную и доступную по возрасту предметно-игровую среду.
Расскажите родителям, что до 5 лет интенсивно развивается мозг, и это влияет на развитие речи. Помочь развитию мозга можно, если ребенок будет больше гулять в течение светового дня, делать физические упражнения, находиться в хорошо проветренных помещениях, желательно с ароматами хвои или цитрусовых, менять деятельность, есть разнообразную пищу, не переутомляться. Также важно, чтобы родители не курили при ребенке и он не вдыхал запах сигаретного дыма.
|
|
|
| Упражнение «Массаж мозга». Ребенок каждый день за час или полчаса до завтрака 5 минут активно полощет рот кипяченой водой комнатной температуры. Взрослый при этом приговаривает: «Просыпаются щеки, просыпаются губы, просыпается язык! Просыпайся, ум! Пробуждайся, речь!» |
|
|
|
|
Что делать в детском саду. Чтобы активизировать малоговорящих детей, нужно предлагать им задания, которые учитывают их склонности, эмоции. Воспитатели должны предусматривать в календарном плане занятия с рассказами детей о любимой игрушке и т. п.
|
|
|
| Задание к теме «Рассказ о любимой игрушке». Ребенок может нарисовать ее или заранее принести в детский сад и показать детям и воспитателю. Взрослый помогает вопросами: «Как зовут твою игрушку? Умеет ли она лаять? Как она злится? Как радуется?». |
|
|
|
|
Папки с картинками, альбомы, книги в речевом уголке группы следует менять в соответствии с темой недели. Вывешивать лучше крупные картины, так как это активизирует желание рассказывать.
Какие речевые приемы использовать
Дети с ЗРР используют жесты, так как у них нет мотива говорить вслух: нет эмоции или необходимости. Ниже – приемы, которые помогут стимулировать речь в детском саду и дома.
Разговор с собой. Когда ребенок находится недалеко, начинайте говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорите медленно, отчетливо, короткими, простыми предложениями, которые доступны восприятию ребенка. Но не растягивайте слова.
|
|
|
| Пример приема «Разговор с собой». Вот стол. Ставлю тарелку. Кладу ложку. Наливаю суп. Будем кушать. Где чашка? Вижу чашку. В чашке чай. Вкусный! |
|
|
|
|
Параллельный разговор. В отличие от предыдущего приема вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Вы как бы подсказываете ребенку такие слова, которые выражают его опыт и которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.
Провокация, или искусственное непонимание. Прием помогает освоить ситуативную речь. Не спешите понимать, временно станьте «глухим».
|
|
|
| Пример приема «Провокация». Ребенок, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас. Дайте ему не ту игрушку, даже если поняли, чего он хочет. Конечно, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом назвать нужный предмет. При затруднениях подскажите: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?». Ребенок охотно активизирует речевые возможности, так как чувствует себя сообразительнее взрослого. |
|
|
|
|
Распространение. Дополняйте все сказанное ребенком, но не принуждайте повторять. Достаточно того, что он вас слышит. Отвечайте распространенными предложениями. Используйте богатую лексику. Постепенно ребенок начнет называть слова правильно, заканчивать мысль, овладеет контекстной речью.
|
|
|
| Пример приема «Распространение». Ребенок говорит: «Бибика», взрослый: «Машина, грузовая. Она возит тяжелые грузы. Давай положим в кузов кубики и отвезем на стройку». |
|
|
|
|
Приговоры. Сопровождайте действия ребенка словами, игровыми песенками, потешками, приговорами. Прикасайтесь к нему, поглаживайте. Это доставляет детям радость и способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания, постепенно проникать в их смысл.
Какие игры и упражнения предлагать детям
Важно
Упражнения должны быть доступными и легковыполнимыми, что достигается в результате перехода к все более сложным для ребенка заданиям
У детей с ЗРР недостаточно развита мелкая моторика. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Осторожно сгибайте и разгибайте пальцы рук ребенка, делайте легкие поглаживания в направлении от пальцев к запястью. Мелкую моторику можно развивать и в игре.
Игры с предметами. Простые предметы лучше всего помогают развитию неговорящих детей. На эмоциональном подъеме прорываются первые звуки, слоги, слова.
|
|
|
| Коробка из-под конфет. Разрежьте коробку на ячейки. Теперь это Фонарики, а ребенок – Волшебник, который может легко превратить фонарики из прозрачных в цветные. У ребенка восторг, удивление, радость, которые он пытается вербализовать. |
|
|
|
|
Игры с природным материалом. На речевую и познавательную активность ребенка влияют разнообразие и доступность объектов, которые он может исследовать: смотреть, пробовать на вкус и др. Это песок, глина, дерево, бумага.
|
|
|
| Песок. Песок помогает стимулировать ладонь. Говорите: «Давай поздороваемся с песочком подушечками пальчиков, кулачками, ребрышками, тыльной стороной ладошки, костяшками». |
|
|
|
|
Создавайте игровые ситуации, которые интересны ребенку. Они помогают стимулировать речь, так как ребенок занят делом, знакомится с материалом, изучает свойства, эмоционально реагирует.
|
|
|
| Вода. В нашей практике не было ни одного ребенка, который бы остался равнодушным к воде. Поиграйте с ним: это тонет, это нет, переливайте воду с помощью разных воронок, создавайте пену, можно на свежем воздухе. На вопрос: «Еще будем делать пену?» даже самые молчаливые пытаются сказать «Да!». Есть игра «Кораблик и море». Возьмите тазик с водой и кораблик: «Подуй на кораблик», «Перевези груз». |
|
|
|
|
Какую деятельность организовать
Совет
Во время игр нужно придерживаться двух принципов: выдвигать посильные требования и усложнять их постепенно
Детям с ЗРР нужна деятельность, которая решит их проблемы: жестовую речь, тревожность, агрессию. Они не могут сказать словами и поэтому часто выражают чувства и желания кулаками, криком, капризами. Есть дети-молчуны, которые проявляют малую активность при взаимодействии. Поэтому у них низкий уровень коммуникативных навыков. Некоторые не умеют играть, и у них низкий уровень развития игры. Важно научить их взаимодействовать, играть, облекать мысль в слово, чтобы их понимали.
Продуктивная деятельность. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают лингвистические и сенсорные способности ребенка. Это поможет сформировать наглядно-образное мышление.
|
|
|
| Рисование. Старайтесь любой рисунок ребенка превратить в рассказ, а рассказ – в рисунок, к которому нужно возвращаться, «перечитывать» и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сделать книгу. |
|
|
|
|
Выполнение поручений. Просите малоговорящего ребенка показать ребенку, который отсутствовал по болезни, прочитанную без него книгу. Покажите посадки на клумбе или поделки, расскажите по порядку, как их делали. Поручайте активные роли в играх про увиденное в жизни: «Детский сад», «Школа», «День рождения» и др.
Игры-замещения. Используйте игры-имитации и игры-пантомимы, чтобы развить у ребенка рефлексию и эмпатию. Это шаг к сюжетно-ролевой игре.
|
|
|
| Игра-имитация. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что…», например: «Представь, что мы самолетики. Сейчас мы облетим всю комнату». |
|
|
|
|
Поощряйте склонность детей к подражанию – это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.
|
|
|
| Игра-пантомима. Вовлеките в игру: «Угадай, что я сейчас делаю». Начинайте с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать воду, читать книгу, спать. Когда ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить» заданную вами ситуацию: накрыть на стол, гулять по теплому песку, удирать, как лиса, которая уносит петуха, пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и др. |
|
|
|
|
Сюжетно-ролевые игры. Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется. Но взрослые могут организовать ролевые игры.
|
|
|
| Игра в телефон. Ребенок использует игрушечный аппарат, звонит маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. |
|
|
|
|
Совет
Объясните родителям, что дети более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых, любимых игр
Музыкальные игры. Музыкальные игры очень помогают речевому развитию ребенка. Дети с удовольствием подпевают, любят шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Нет ничего страшного в том, что ребенок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнет пропевать небольшие песенки целиком, возможно, искажать некоторые слова. Это тоже не должно вас пугать. Пойте песню с ребенком, но пойте правильно. Поддерживайте, когда ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, когда он придумывает собственные песни и мелодии.
Повторение за взрослым. Покажите, как использовать наборы мелких игрушек в инсценировках потешек, коротких сказок, стихов, при играх с песком. Через показ готовьте базу для игры. Подключайте действие, помогайте.
Возможность выбора. Предлагайте ребенку выбор в том, что касается лично его. Формируйте ответственность. Так он почувствует свою значимость, ценность. Ребенок может самостоятельно делать выбор уже в два года: «Ты пойдешь в красных колготках или в синих?»
Игры с малоговорящими детьми в песочнице
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развивать у ребенка тактильную чувствительность, воображение. Сначала «идут медвежата» – ребенок кулаками и ладонями с силой надавливает на песок и рычит как мишка: ы-ы-ы. Затем «прыгают зайцы» – ребенок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигается в разных направлениях и проговаривает: «Прыг-скок». «Ползут змейки» – ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой. Можно использовать ниточку-змейку. Змейка шипит: ш-ш-ш. «Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами, имитирует движение насекомых. Можно погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются» и жужжат: ж-ж-ж. Ребенок постарше может придумать несуществующее животное и изображать его следы: топ-шлеп. Это развивает воображение.
Упражнение «Песочный ветер»
Цель: научить ребенка управлять вдохом-выдохом (дыхательное упражнение). Ребенок учится дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Фантазируйте на тему песочной страны: предложите задувать что-то в песок, выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. Важно: сначала тренировка проходит с выдуванием на ладошку, а затем в песок. Говорите: «Ветерок гудит: у-у-у… у-у-у… у-у-у!!! в-в-в…». Нужно гудеть то слабее, то сильнее.
Упражнение «Песочный дождик»
Цель: учить ребенка регуляции мышечного напряжения и расслабления. Рассказывайте от имени Песочной Черепашки: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Мы с тобой можем устроить такой дождь и ветер. Смотри, как это происходит». Ребенок медленно, а затем быстрее сыплет из своего кулачка песок в песочницу, на свою ладонь, на вашу ладонь. Затем он закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальцами. Сыпьте песок на какой-либо палец ребенка, а он должен угадать, на какой. Потом сыьте одновременно на две руки. Отработайте понятия «лево-право», названия пальцев, «низкий, средний, высокий дождик» – руки приподняты над подносом слабо, немного выше и высоко. Произностите: «Кап-кап-кап». Сыпьте медленно, затем все быстрее.
Игра «Эхо»
Произносите слоги. Дети их по очереди повторяют. За каждое правильно выполненное повторение предлагайте ребенку взять любую игрушку для последующей игры в песке: «Та-ка-па, па-ка-та, ка-на-па, га-ба-да, па-ба-па, по-бо-по, пу-бу-пу, пы-бы-пы, та-да-да, да-та-да, ла-га-ка, га-ка-ка». С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребенок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.
Игра «Какой звук лишний?»
Скажите детям, что сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Предложите вспомнить, какие звуки издают животные. Дети повторяют звуки за вами. Затем называйте звуки, а дети должны спрятать в песок тех животных, звуки которых вы не назовете. Звуки: р, л, д, ж, с, т, к, м, ш, (ф) – д, в, р, с, ш, н, ж, л, х, (м) – ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р) – з, ш, к, п, л, д, б, с, в, (ж).
Игра «Кто это был?»
Достаньте из коробки игрушки. Например: корова, тигр, пчела, змея, еж. Каждой из них присвойте свое звучание. Корова мычит – «м-м-м», тигр рычит – «р-р-р», пчела жужжит – «ж-ж-ж», змея шипит – «ш-ш-ш», еж фырчит – «ф-ф-ф». Длительно произносите какой-либо звук и предлагайте детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.
Автор игры Р.Г. Голубева.
Игра «Назови звук»
Взрослый предлагает ребенку вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребенка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребенок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание дается другому ребенку и т. д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кран-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом).
Автор игры Н.В. Дурова.
Игра «Накорми зверей в зоопарке»
Вам понадобится цветной песок или пластилин.
Готовьте вместе с ребенком «корм» и проговаривайте каждое действие: «Обезьянка любит бананы или мясо? Бананы желтые или красные? Сколько обезьянок у нас? Давай посчитаем. Один, два. Давай сделаем два банана». Показывайте на пальцах, лепите. Помогайте, если есть затруднения.
Игра «Идем в гости!»
Помогите ребенку создать сказочную страну. Выберите героев, создайте ландшафт: реки, тропинки, горы и др. Постройте домики. Затем путешествуйте с ним по этой стране и «оречевляйте» каждое действие. Показывайте и проговаривайте: «Скок-поскок». Так разворачивайте сюжет. Задавайте как можно больше вопросов, на которые нужно дать ответ: «Кто будет жить в этом домике – зайка или белка? Кто пойдет по этой дорожке? Как зайка будет скакать по тропинке?» Если ребенок не может выговорить ответ, спросите: «Эта или эта фигурка?» Так вы сможете развить пассивный словарь ребенка.
Игра «Морской мир»
Создайте вместе с детьми морской мир, в котором есть рыбки, сундуки с сокровищами и др. При этом важно задавать детям много вопросов, мотивировать их произносить сначала простые слов – «да», «нет», «тут», «там» и др., – а потом более сложные. Например: где будет море? Какой камушек возьмем? Этот или этот? Красный или синий? Какую рыбку нарисуем: «такую или такую?» – показывайте руками большую или маленькую рыбку.
Упражнения с детьми, чтобы развивать мелкую моторику
Игра «Инсценировки»
Игра поможет стимулировать ребенка к звукоподражанию, развивать эмоциональную сферу с помощью инсценировок. Скажите: «Посмотрите, дождь полил и щеночка намочил. Он бежит к себе домой весь до ниточки сырой. Ав-ав-ав! (звукоподражание)». Затем можно взять еще персонажей: медвежонка, воробьишку, Ванечку, Танечку и др.
Игра «Ножки – ручки»
– Ножки, ножки, где вы были?
– По дорожке в сад ходили! Топ-топ-топ (ребенок проговаривает и топает)
– Ножки, ножки, где вы были?
– Мы по лесенке ходили! Топ-топ-топ (ребенок проговаривает и топает)
– По листочкам мы ходили! Топ-топ-топ (и т. д.)
– Ручки, ручки, где вы были?
– Пирожки мы налепили! Хлоп-хлоп-хлоп (ребенок проговаривает и хлопает)
– Мы под музыку плясали! Ля-ля-ля (ребенок проговаривает и крутит руками)
– Мы ладошки умывали. Плюх-плюх-плюх (и др.)
Игра «Умывалочки»
– Ротик, мыли?
– Мыли? (ребенок). Стимулируйте, произносите сами, подбадривайте, кивайте вместе с ребенком.
– Ротик, мыли?
– Мыли! (ребенок)
– Ушки мыли?
– Мыли! (ребенок)
– А ножки мыли?
– Ой, забыли! (вместе)
– Давай, помоем! (изображайте)
Потешка «Блины»
Когда будете печь блины, покажите ребенку блинчики и как вы солите. И проговорите ритмично потешку.
Ой-лии-лииии, ой-лии-лииии.
Несоленыеблиныыыыыыыы!
Надо сооооли купить
И блиныыыы посолить!
Вот – таа-тааааа, вот-таа-тааааааа!
Вот какая красотааааааааааааааааа!
Попросите малыша показать, как вы пекли блины, как солили. Вы проговариваете текст, а ребенок показывает движениями. На первые две строчки ставит ладошку горизонтально и хлопает по ней другой ладошкой. На следующие две строчки солит. На последние две строчки хлопает в ладошки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАК РАЗГОВОРИТЬ МОЛЧУНА?
Родители с нетерпением ждут, когда их малыш начнет лепетать, будет изображать мычащую коровку, произнесет первое слово, наконец, заговорит и поразит вас тем, сколько всего он уже знает. Не нужно ждать...
"Как разговорить молчуна?"
КАК РАЗГОВОРИТЬ МОЛЧУНА?Родители с нетерпением ждут, когда их малыш начнет лепетать, будет изображать мычащую коровку, произнесет первое слово, наконец, заговорит и поразит вас тем, сколько всего он у...
Информационный буклет "Как разговорить молчуна?"
В буклете представлены рекомендации родителям, чьи дети не могут долго начать говорить....
Как разговорить молчуна
Все родители хотят, чтобы их ребенок начал говорить как можно раньше, чтобы его речь была чистой и правильной. С каким нетерпением ждут близкие появления первых слов малыша! А с момента, когда дитя от...
Как разговорить молчуна
КАК РАЗГОВОРИТЬ МОЛЧУНА?Родители с нетерпением ждут, когда их малыш начнет лепетать, будет изобpaжать мычащую коровку, произнесет первое слово, наконец, заговopит и поразит вас тем, сколько всего он у...
Как разговорить "молчуна"?
Игры для развития речи малышей....
КАК РАЗГОВОРИТЬ МОЛЧУНА?
КАК РАЗГОВОРИТЬ МОЛЧУНА?Родители с нетерпением ждут, когда их малыш начнет лепетать, будет изобpaжать мычащую коровку, произнесет первое слово, наконец, заговopит и поразит вас тем, сколько всего он у...