Консультация "Пластилинография"
консультация (старшая группа)

Асанова Зарема Февзиевна

Художественно-эстетическое развитие детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_plastilinografiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Тема: «Роль пластилинографии в развитии творческих способностей

детей старшего дошкольного возраста»

        Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность.      

       В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность развивает  мелкую  моторику  пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

      Изобразительное творчество дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

      Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

     «Во всех современных программах представлены три способа освоения изобразительного искусства детьми дошкольного возраста: восприятие – исполнительство - творчество.

Эстетическое восприятие – это прямой путь приобщения детей к изобразительному (и любому другому) искусству. От его развития во многом зависит последующая исполнительская и творческая деятельность ребёнка. Художественное исполнительство связано с практическим овладением детьми изобразительно – выразительными средствами, поскольку невозможно войти в искусство, не зная его специфического языка. Сюда же относится техническая составляющая (конкретные умения и навыки в той или иной области). Изобразительное творчество представляет собой высший уровень освоения искусства, сообразно возрастным возможностям и индивидуальным способностям.            

         Творчество предполагает авторизацию общественного опыта и выражается в создании уникального продукта (рисунка, скульптурной фигурки или композиции).

Наличие самостоятельной творческой деятельности – свидетельство состоявшегося художественного развития ребёнка, поскольку она возникает по его инициативе, отвечает его интересам и протекает без прямого руководства взрослого. Наличие самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе самих детей, говорит о влиянии правильно организованного обучения, хороших традиций быта детского сада, благоприятной атмосферы в семье.

       Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так  и развитию личности ребенка в целом.

       Развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей,  способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином появившейся сравнительно недавно - «Пластилинография».

    Понятие  «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» - подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

     Предметный материал художественно-творческой деятельности  представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.

   Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками.

      Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки). Следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

      Виды нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии:

- прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной

  поверхности;

- обратная пластилинография (витражная)  - изображение лепной картины с

  обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);

- контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с  

  использованием «жгутиков»;

- многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на  

  горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев;

- модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной

  поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков;

- мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной

  поверхности с помощью шариков из пластилина  или шарикового пластилина;

- фактурная пластилинография -  изображение больших участков  картины на горизонтальной и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

       Материалы и инструменты, необходимые для пластилинографии:

Пластилин. Выбирать нужный пластилин необходимо в процессе работы методом проб и ошибок. Часто разрекламированный, дорогой, яркий платилин липнет к рукам, но к картону его не приклеишь. Бывает такой, что не липнет ни к рукам, ни к картону. Такой пластилин подходит для объемной лепки. Имеет значение и упаковка пластилина. Детям бывает трудно справиться с коробочкой, когда она не открывается сверху, а выдвигается в ту или другую сторону. Поэтому лучше покупать в упаковках, которые открываются сверху, к тому же чтобы крышка была с «язычком», т.к. она легко открывается и закрывается.

Стеки. Стеки бывают деревянные, пластмассовые, самой разнообразной формы. Иногда вместо стеки можно использовать нож, деревянную палочку, зубочистку или медную проволочку. К набору пластилина часто прилагается одна стека.

Доска для труда. Чтобы во время работы не испачкать свое рабочее место, необходима подкладная доска. Примерный размер доски 30 X 25. Она должна хорошо отмываться теплой водой с использованием обезжиривающих средств. Подкладную доску можно покупать в магазине, а сделать самостоятельно. Для этого подойдет кусок линолеума или отслужившая сухостираемая доска. Работать на клеенке не удобно, т.к. она будет подниматься за пластилином, кататься по столу и заворачиваться.

Бумажная или полотняная салфетка. Для того чтобы вытирать руки и рабочее место после окончания работы или во время лепки, необходима бумажная или полотняная салфетка. Особенно она пригодиться, когда нужно поменять цвет: с темного на светлый.

Картон. Картину из пластилина можно делать на картоне. Лучше пользоваться лакированным картоном, в этом случае жирные составляющие пластилина не будут выступать. Но при его отсутствии можно воспользоваться и любым другим, обклеив его бумагой нужного цвета. Для обратной (витражной) работы можно пользоваться прозрачным пластиком  (пластиковыми крышками, коробками).

Дополнительный материал. Для украшения картины можно использовать разнообразный природный и бросовый материал (перышки, семечки, бисер и др.). так же необходим дополнительный материал для создания барельефа: всевозможные фактурные поверхности предметов (пуговицы, баночки, формочки.)      

      «Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми»  (Г.Н.Давыдова).  

      В последнее время в детских садах стали практиковаться занятия занимательного характера с использованием пласинографии, так

как они  позволяют:

-  разнообразить изобразительную деятельность;

-  развивать устойчивый интерес детей  к данной деятельности;

-  развивать творческие задатки и способности воспитанников;

- развивать внимание, память, мышление;

- развивать умелость рук;

- развивать самостоятельность, произвольность поведения;

- реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве.

Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

        Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют в другой деятельности (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Литература:

1.Давыдова Г.Н. Пластилинография». Издательство «Скрипторий, 2003.

2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов.- М.; Мозаика – Синтез, 2006.