Степени адаптации
консультация (младшая группа)

Степени адаптации у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepeni_adaptatsii.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                  «Детский сад комбинированного вида № 8»        

Рекомендации для родителей

«Степени адаптации ребенка в ДОУ. Советы для родителей»

         Разработал:

        Старший воспитатель

        Карпова О.К.

2017

Адаптация ребенка.

Адаптация ребёнка к новым обстоятельствам жизни — сложный процесс, как для детей, так и для взрослых (родителей, воспитателей). Ребёнок пока ещё не способен выразить свои чувства словами, поэтому появляются значительные перемены в его поведении. Но если отнестись к малышу внимательно и без раздражения, то эти временные отклонения пройдут быстрее и менее болезненно для Вас и ребёнка.

По длительности выделяют три вида адаптации:

Легкая адаптация: от 8 до 16 дней.

У ребенка  на 8 – 16 день нормализуется сон, он нормально начинает  есть.
Настроение преобладает  бодрое, заинтересованное, в сочетании с     утренним плачем.
Отношения к близким взрослым не нарушается, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение 2 – х недель при участии взрослых. К концу первого месяца восстанавливается  активная речь.

Адаптация средней тяжести: от 17 до 32 дней.

Сон и аппетит восстанавливается лишь через 20-40 дней.
Настроение не устойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня.
Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям,  как правило, безразличное, но может быть и  заинтересованным
Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется.

Адаптация тяжелой степени: от 32 и более дней

Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне,  просыпается со слезами. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет. Поведенческие реакции нормализуются лишь на 60 день пребывания в  ДОУ. Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное,     лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает общения, сторониться или проявляет     агрессию. Речь не использует или имеет место задержки речевого развития на 2-3 периода. 

Чего нельзя делать ни в коем случае:

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию.
Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Советы родителям

1. В первую очередь родители должны познакомиться с воспитателями.

2. Рекомендуется начинать подготавливать ребенка психологически — рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно, как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Однако одновременно с этим нужно не перестараться — не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах.

3. К режиму детского сада необходимо подготовиться также заблаговременно — обычно детей приводят рано утром – с 7 до 8 часов утра, тихий час — с 12-30 до 15. Далеко не все дети привыкли вставать рано утром, поэтому нужно  перестраиваться под новый лад. Отправляться ко сну лучше в 21.00.

4. В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, совместно с воспитателем, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.

5. Еда в детском саду отличается от домашней, поэтому родителям стоит подготовить ребёнка, приучая его к обычной и здоровой пище — супам, кашам, салатам и т.д.

6. Стоит  приучать ребёнка к самостоятельности и навыкам самообслуживания.

7. Собираясь в детский сад, можно и даже нужно разрешать ребенку брать с собой какие-либо игрушки, чтобы он привнёс туда «частичку» родного дома.

8. Во время прощания с мамой часто ребенок начинает капризничать — держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает истерики. Нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему рукой и «передать» в надежные руки воспитателя (если он сам отказывается идти). Обычно дети, особенно ясельного возраста, плачут минут 5-10 и успокаиваются.

9. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.

10. Когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать ему как можно больше времени — гулять, играть, разговаривать.

11. Будьте в контакте с воспитателями – интересуйтесь поведением ребёнка в саду, его отношениями с взрослыми и сверстниками, обсуждайте возникающие проблемы.

Адаптационный период для каждого ребёнка проходит по-разному и определяется особенностями его нервной системы, уровнем развития общения, общим эмоциональным фоном (настроением), семейными обстоятельствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Степени адаптации ребенка к детскому саду и важнейшие советы психолога по её улучшению.

В статье описываются три основные степени адаптации ребенка к детскому саду: легкая, средней тяжести и тяжелая. Также рассказывается о важнейших советах психолога о том ,как провести адаптацию правиль...

Консультация " Три степени адаптации в детском саду"

консультация в помощь воспиателям  адаптационных группах...

Консультация для воспитателей младших групп "Три степени адаптации"

Познавательный материал для воспитателей по адаптации детей младшей группы...

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....