консультация для родителей
статья
Предварительный просмотр:
Игры, развивающие мелкую моторику
Широко распространенные, имеющиеся в каждом доме, игры и игрушки, такие как кубики, конструкторы, мозаики всех видов, тоже приносят огромную пользу мелкой моторике малышей. Но есть игры, которые направлены специально на развитие этого навыка. Существует, например, целое направление – пальчиковые игры. В таких играх пальцами изображаются определенные фигуры, иллюстрирующие стишок или потешку. О пальчиковых играх написано много книг с текстами стихов и подробным описанием и изображением положения рук.
Традиционные игрушки
Купите малышу самую простую матрешку (набор из двух-трех куколок). Лучше, если вы купите игрушку, выполненную мастерами традиционных промыслов, а не новомодную игрушку, расписанную президентами Америки или другими современными сюжетами.
Покажите малышу, как матрешку открывать и правильно закрывать (совместив рисунок). Конечно, это не сразу получится не только у двухлетнего, но и у ребенка постарше.
Возраст от 2 лет
Мелкие предметы
Дайте ребенку покопаться в коробке с пуговицами, пока вы шьете. Пусть он найдет такую же пуговицу, как вы показали, или все синие пуговицы, а может самую маленькую и самую большую или просто самую красивую.
А если ребенок предпочитает помогать папе, пусть в коробке с гвоздями отыщет случайно попавшую туда гайку или что-нибудь в этом духе…
Чем больше мелких предметов пройдет через руки малыша, тем лучше. Но вы, конечно, должны пресекать первую же попытку отправить что-либо в рот. Если ребенок не слушается и все равно пробует все на зуб, немедленно прекратите игру.
Бусы
Можно купить в «Детском мире» набор, в который входит пара десятков бусин и шнурок.
Впрочем, можно нанизывать на обыкновенный шнурок для обуви бусины от вышедших из моды пластмассовых ожерелий. Или использовать для этой цели большие пуговицы с крупными дырками.
На кухне попробуйте нанизывать на шнурок макаронины (короткие широкие колечки).
Игры-шнуровки
Игры-шнуровки сейчас тоже в обилии представлены на прилавках магазинов. От простейших шнуровок-пуговиц до целых домов из фанеры, стены которых пришнуровываются друг к другу.
Но беда покупных игр в том, что они быстро надоедают, а мы продолжаем их хранить (выбросить-то жалко) и навязывать ребенку.
А может, лучше каждый день делать новую интересную игру-шнуровку? Все, что вам нужно для этого, – плотный картон, дырокол и шнурок для обуви. Кстати, такие игры ребенок с удовольствием будет делать и сам, если, конечно, у него получится. А если не получится, он будет пробовать снова и снова.
Единственная проблема – обыкновенным бытовым дыроколом вы сможете проделывать отверстия только по краю картонки. Но, думаю, если проявить немного фантазии и не замахиваться на большие куски картона, игры получатся интересными.
Сделайте из картона цветок, елочку, ежика, грузовик с рядом отверстий по краю. Вырежьте более мелкие детали, которые к ним можно пришнуровывать, с двумя отверстиями как у пуговицы. Бабочку, которая сядет на цветок, игрушки, которыми вы нарядите елочку, грибочки и ягодки, которые понесет ежик, грузы, которые повезет грузовик.
Пересыпаем, перекладываем
Посадите малыша за стол в кухне. Поставьте перед ним несколько мисочек, стаканчиков, коробочек из пластмассы. Насыпьте в них несколько ложек разной крупы – мелкой, крупной, фигурных макарон.
Покажите ребенку, как пересыпать содержимое одной мисочки в другую, как перекладывать его ложками разного размера, горстями или двумя пальчиками. Оставьте малыша со всем этим богатством один на один (то есть не участвуйте в его играх, просто наблюдайте со стороны).
Некоторых малышей игра увлекает настолько, что они готовы предаваться ей каждый день и не один раз.
Естественно, что после игры вся крупа будет перемешана. Не спешите ее выбрасывать. Завтра малыш с удовольствием будет продолжать играть с ней. Поменять полностью игровой материал нужно будет тогда, когда крупа загрязнится, а половина просто рассыплется.
Кстати, проблему рассыпанной по полу крупы решайте посредством пылесоса – веником собрать все будет трудно.
Играем с прищепками
Конечно, в первую очередь для этой игры понадобятся обычные бельевые прищепки. Кроме этого, вам могут пригодиться фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).
Покажите малышу, как держать прищепку тремя пальцами, сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.
Представьте вместе с малышом, что прищепки – это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик – это кормушка. Ну а малышу надо, конечно же, помочь рыбкам пообедать, то есть прикрепить их по периметру фигуры.
Если малыш научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему попробовать смастерить что-нибудь из прищепок (если малыш растеряется, попробуйте сами изобразить прищепками человечка или еще что-нибудь).
Ну и, конечно, пусть малыш помогает вам развешивать носовые платочки после стирки и закреплять их прищепками. Это несложное задание, возможно, окажется не таким уж простым даже для малыша, который не раз играл с прищепками.
Возраст 2–4 года
Волшебный мешочек
Эта игра широко распространена, особенно в детских садах.
Для нее вам понадобится небольшой тряпочный мешочек и несколько мелких предметов.
Для начала покажите малышу те предметы, которые вы собираетесь положить в мешочек. Это могут быть небольшие игрушки или пуговицы, бусинки, маленькие коробочки, например от спичек или фотопленки, ластик, крышка от пластиковой бутылки и так далее.
Для начала возьмите только один предмет и уберите его в мешочек на глазах у малыша. Спросите: «Где же пуговица (кубик и так далее)? Куда она делась?» Достаньте фигурку из мешочка, скажите: «Вот она!»
Опять спрячьте предмет в мешочек, предложите ребенку найти его самостоятельно – скажите: «Найди, где пуговка!»
Потом положите в мешочек не один, а два-три предмета. Задайте тот же самый вопрос: «Где пуговка?» И на глазах у ребенка достаньте ее из мешочка, затем уберите и предложите ребенку выполнить уже привычное ему задание.
Если малыш достанет не тот предмет, верните его в мешочек и предложите попробовать еще раз. Если ребенок опять достает не то, что нужно, запустите свою руку в мешочек вместе с малышом и покажите ему своей рукой, что в мешке лежит не один предмет и пуговку надо найти. Направляйте руку ребенка от одного предмета к другому, помогайте ему ощупать все и найти нужный.
Можете называть фигуру, которую нужно достать, или показывать ему такую же (но предметы должны быть абсолютно одинаковые).
Можно играть по-другому – пусть ребенок достает все предметы один за другим, называя тот, который собирается достать.
Возраст от 2 лет
Петельки и крючочки
В детской комнате на стене или на боковой поверхности шкафа, тумбочки или комода прибейте или приклейте много-много крючков (для прихваток и полотенец).
Повесьте на них все, что можно повесить, – игрушки с петельками, маленькие тряпочные мешочки с мелкими игрушками внутри. Предложите ребенку каждый раз после игр развешивать все на место.
Или наклейте на холодильник много-много крючочков на доступной ребенку высоте, а на каждый из них повесьте по прихватке. Разрешите малышу снимать их, а потом вешать так, как ему захочется.
Можно совместить игру с петельками и крючками с игрой «Волшебный мешочек». Для этого вам понадобятся несколько одинаковых по размеру небольших тряпочных мешочков (их можно сшить или купить в магазине). Положите в каждый мешочек какую-нибудь мелкую игрушку или предмет и развесьте все это на крючки.
Назовите ребенку предмет, который ему предстоит найти. Предложите снимать мешочки с крючков по очереди один за другим и ощупывать предмет, не вынимая наружу и не открывая мешочек. Если в мешочке нет того, что нужно, надо повесить его на место и заняться следующим мешочком.
Кроме мелкой моторики игра развивает внимание и память, ведь нужно запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.
Естественно, чем младше ребенок, тем меньше мешочков ему предстоит обследовать.
Возраст 3–5 лет
Коллекция тканей
В каждом доме, наверняка, найдется коробка или пакет, где лежат небольшие (или большие) лоскутки тканей на всякий случай: сшить прихватку или, на худой конец, поставить заплатку. А уж если хозяйка дома любит шить, у нее найдется большая коллекция разных тканей всех цветов и видов.
Рассмотрите свои закрома. Отберите интересные на вид и разные на ощупь ткани. Пусть одни будут с крупным рисунком, другие – с мелким, третьи – однотонные. Сильно отличаются друг от друга на ощупь – шелк, сукно, вельвет, бархат, велюр, холст, тюль, джинсовая ткань, трикотаж. Добавьте обычный ситец, разные синтетические ткани.
Прогладьте выбранные образцы. Нарежьте из каждого из них по два небольших одинаковых по размеру кусочка (квадраты или прямоугольники).
Предложите ребенку из четырех кусочков на ощупь (с закрытыми глазами) составить две пары. Затем постепенно увеличивайте количество пар.
Если вы обучаете ребенка читать и хорошо знаете точное название видов тканей, напишите их на небольших картонных карточках. Покажите и назовите ребенку каждый образец. Подберите карточку с названием. Если ребенка заинтересовала эта информация и он подолгу рассматривал кусочки и не раз уточнял, как называется тот или иной кусочек ткани, через некоторое время предложите вспомнить и разложить по памяти таблички к образцам.
Возраст от 2 лет
Угадай картинку руками
Для изготовления игры вам понадобятся карточки из плотного гладкого картона. А также:
• бархатная бумага;
• лоскутки замши, велюра, льняной ткани, других тканей;
• лоскутки кожи или кожзаменителя;
• наждачная бумага.
Вырежьте из перечисленных материалов силуэты геометрических фигур и узнаваемых предметов (домик, елочку, кораблик, другие картинки). Наклейте по одному изображению на лист картона.
Можно сделать контурные рисунки, выложенные веревкой или шнуром.
Предложите малышу на ощупь угадать, что изображено.
Рисуем пальцами
Обведение контуров или просто рисование пальцами помогает малышу научиться изображать контуры, готовит его к настоящему рисованию и к письму.
Можете предложить ребенку обводить пальчиком рисунки, которые вы заготовили для предыдущей игры. Или нарисуйте простые рисунки на бумаге толстым маркером.
Предложите ребенку нарисовать пальцем на подносе с рассыпанной манной крупой или солью все, что ему захочется.
Можно рисовать пальцами на стене в ванной, используя обычные краски или, например, прошлогодним вареньем (несомненно, часто устраивать такие игры не стоит).
И конечно, нет занятия интереснее, чем рисовать пальцем на песке на пляже.
Игры с пластилином
Научите малыша отрывать кусочки пластилина от бруска, разминать его пальчиками, наклеивать и намазывать пластилин на бумагу или картон, катать пластилин по столу. Научите малыша скатывать колбаски и шарики. Прилепляйте слепленные колбаски на бумагу (просто так и на нарисованные вами сюжетные картинки – дорожки и так далее), влепляйте в размазанный по картонке пластилин разнообразные мелкие предметы:
• бусины, бисер, пуговицы;
• скрепки;
• крупу и макаронины;
• палочки, спички;
• маленькие камешки, скорлупки от орехов, другой природный материал;
• проволоку, веревочки, кусочки ткани.
Рисуйте на пластилине, размазанном по картону, спичками, палочками, старыми карандашами. Ставьте на пластилине отпечатки крышками от старых фломастеров, от пузырьков, ключами, другими мелкими предметами, создавая узоры или простые рисунки.
Игры на бумаге
Все задания, которые будут описаны ниже, можно выполнить красочно, разноцветными фломастерами и вложить в прозрачную папку-файл. Тогда их можно будет использовать многократно. Малыш будет рисовать прямо по папке фломастером, а вы потом вытрете влажной губкой все, что он «накалякал», и игра будет как новая.
«Дорожки»
Нарисуйте домики с левой и с правой стороны, а между ними дорожку. Около домиков можно нарисовать или наклеить вырезанные из детского журнала или с открытки изображения любых зверюшек или других персонажей. Малышу скажите, что зверюшки идут друг к другу в гости, что нужно им помочь – показать дорогу к домику. Если ребенку неинтересны зверюшки, нарисуйте машинки, паровозики или кораблики. А малыш должен будет провести фломастером по дорожке. Если он не понял, что нужно сделать, возьмите второй фломастер и сделайте все сами, тогда он будет повторять за вами.
Можно нарисовать не два, а три-четыре домика и несколько дорожек между ними. Дорожки на разных рисунках могут быть разными – прямыми или извилистыми, узкими или широкими.
«Догонялки»
Вариант предыдущей игры, но теперь один персонаж бегает за другим. Нарисуйте замкнутую дорожку в виде круга, овала, прямоугольника или другой фигуры и на ней два-три персонажа. Ребенок должен несколько раз без остановки провести фломастером по дорожке.
«Соединялки»
Такая игра вырабатывает навык рисования линий разной длины. Сюжет придумайте, ориентируясь на интересы вашего ребенка. Это могут быть зверюшки, у которых улетели воздушные шарики, и теперь их надо соединить («привязать») ниточками. Причем ниточки вы тоже нарисуйте, но не ярко, например светло-серым цветом, чтобы малышу было видно, где рисовать.
Можно соединять бусины одну за другой, вагончики в поезде друг с другом, верблюдов в караване и так далее. Можно дорисовывать «сломавшиеся» ступеньки лесенки, стебельки к цветочкам. Можно рисовать дождик, который льется из тучки, чтобы эти цветочки выросли.
«Волны»
Нарисуйте озеро или речку, по которой плавают уточки или корабли. На воде нарисуйте волны – небольшие s-образные линии. Во время игры малышу нужно будет обвести их и нарисовать новые волны.
«Прятки»
Нарисуйте картинку, например лес. Достаточно одного-двух деревьев, травки, цветочков, грибочков. В лесу – два зверя, один из которых боится другого, например заяц и лиса. Если вы не умеете рисовать, воспользуйтесь трафаретами, художественными рамками или просто наклейте картинки. Малышу нужно спрятать одного из зверей, спасти от другого, то есть закрасить, «закалякать» как можно гуще. Можно прятать рыбок от рыбака, зверей от охотника, малыша от комаров и так далее. Прятать можно большие или маленькие предметы, это разнообразит ваши игры.
«Накорми!»
Нарисованы персонажи, перед которыми тарелки разных размеров. Нужно положить «еду», желательно не пролив и не просыпав мимо тарелки. Чем старше ребенок, тем строже правила. «Еду» можно просто «накалякать» или нарисовать палочками или точечками.
Придумывайте свои варианты игр, в которых нужно что-то с чем-то соединить, раскрасить, провести ту или иную линию. Не забудьте подписать по складам некоторые детали картинки. В процессе игры вы будете прочитывать малышу слова (одно или все, написанные на этом листе), можете попросить малыша обвести или закрасить то или иное слово, склад или букву.
Воспитатель: Ситникова О.Ф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...