"Адаптация и подготовка к школьной жизни".
статья (подготовительная группа)
Статья для родителей будущих первоклассников. Материал знакомит родителей об основных составляющих для успешной готовности к школе. О том, какие шаги необходимо предпринять, для того, чтобы адаптация и первый год школьного обучения прошёл успешно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_i_podgotovka_k_shkolnoy_zhizni.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация и подготовка к школьной жизни.
Поступление ребенка в школу – серьезная стрессовая ситуация как для самого ребенка, так и для всей семьи и к этому необходимо готовиться заранее. Обучение в школе кардинально меняет всю жизнь малыша: он становится учеником, основная деятельность которого – получение знаний. Теперь окружающие предъявляют к нему совсем иные требования. Школьная жизнь требует ответственности, организованности, некоторых ограничений. Как быстро ребенок адаптируется к новому? Большинство родителей понимают, но не всегда представляют, что входит в понятие «готовность к школе». Переживая, что их ребенок может оказаться не готов к школе, родители часто стараются увеличить объем знаний в старшем дошкольном возрасте. В результате ребенок получает не много, зато приобретает психологические перегрузки и негативное отношение к обучению в целом и к школе в частности.
Основные составляющие для успешной готовности к школе
- Развитие у детей когнитивных функций (свойств и видов внимания, слухоречевой памяти, наглядно-образного мышления, мыслительных операций классификации и обобщения, умения выделять существенные признаки, зрительного, пространственного и слухового восприятия, воображения, связной речи. Умение производить некоторые действия в уме.
- Обогащение и уточнение словарного запаса детей, расширении кругозора.
- Совершенствование фонематического восприятия и формирования основ звукового анализа и синтеза.
- Формирование компонентов произвольной регуляции (умения действовать по словесной инструкции взрослого, по заданному образцу), произвольности психических процессов.
- Развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации.
- Формирование пространственных и пространственно-временных представлений.
- Формирование учебной мотивации, развитии любознательности.
В 6-7 лет формируется познавательный интерес и задача родителей – стимулировать познавательный интерес ребенка. Любознательный малыш задает много вопросов, и взрослым необходимо правильно отвечать на них. Оставляйте в ответах некоторую «недоговоренность» - это подстегнёт мыслительную активность ребенка. Проводя время с ребенком, вы почти всегда можете найти возможность для развития его интеллекта.
Проводя волевую и эмоциональную подготовку, родителям следует: учить играть и работать по правилам. Обговаривайте правила, следите, чтобы они выполнялись. К шести годам у детей часто случается конфликт между «хочу» и «надо», и в этом возрасте довольно трудно сделать выбор в пользу «надо». Здесь очень важна поддержка взрослого, который мотивирует и подает правильный пример. Не менее важна физическая готовность к школе.
Режим – это очень важно. Многие родители полагают, что, пока ребенок не пошел в школу, не стоит приучать его к жесткому режиму дня. Воспитание полезных навыков и привычек имеет особенно важное значение в дошкольном периоде. В это время формируются условные рефлексы, которые потом закрепляются и остаются полезными привычками на всю жизнь. А поэтому, заранее начинай те приучать ребенка жить по режиму: в определенное время вставать, питаться, гулять, выполнять задания и вовремя отходить ко сну.
С первых дней обучения ребенку придется привыкать к новому режиму сна и питания, выполнять большое количество заданий, спокойно сидеть сорок минут подряд. Если ребенок здоров, он в скором времени адаптируется к новым нагрузкам и условиям. А слабеньким, подверженным частым заболеваниям детям поначалу приходится нелегко. Они быстрее устают, их организм становится легкой добычей вирусов, а в результате – болезни, пропуски занятий, отставание по программе.
Насколько здоровье вашего ребенка соответствует норме?
Целесообразно заранее обратиться к врачам-специалистам чтобы:
- проверить зрение, провести диагностику ЛОР-органов, исключить заболевания нервной системы, убедиться в здоровье позвоночника, оценить состояние желудочно-кишечного тракта, санировать полость рта.
Хорошо, если в 6-7 лет ребенок был знаком с такими видами спорта как лыжи, фигурное катание, роликовые коньки, велосипед, бадминтон, настольный теннис, плавание. Это не значит, что к школе надо преуспеть во всех этих видах спорта, но навыки уже должны формироваться. Также, готовясь к поступлению в школу, обратите внимание на следующее: хорошо ли развита мелкая и общая моторика, координация. Умеет ли самостоятельно застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, метко ли кидает и ловит мяч, прыгает, уверенно ли ходит по гимнастическому бревну, поднимается и спускается по лестнице, имеет ли потребность в активных действиях и играх.
Когда речь заходит о готовности к школе, многие забывают об особенностях связанных с половой принадлежностью. У каждого ребенка по-своему развиты качества необходимые для обучения, и во многом это определяется полом. В результате психологических исследований было обнаружено, что готовность к школе у девочек 6-7 лет выше, чем у мальчиков их сверстников. У девочек лучше развита речь, больший объем долговременной зрительной памяти, более совершенна зрительно- моторная координация, хорошо сформирована произвольность общения и поведения, лучше развит социальный интеллект. В связи с этим девочкам значительно легче адаптироваться к новым правилам и новому коллективу. Об этом говорят цифры исследования утомляемости у первоклассников: у мальчиков она к концу первого года школьного обучения в 6 раз выше, чем у девочек. Процесс обучения тоже проходит по- разному. Мальчики быстрее выполняют нестандартные задания, девочки лучше справляются с однотипными. Для мальчиков характерен самостоятельный поиск новой информации – девочкам нужны упорядоченные сведения и размеренный темп их подачи. Девочки воспринимают школьное обучение как нечто само собой разумеющееся и четко разграничивают учёбу и игру, в то время как мальчики эти два вида не разделяют. Соответственно, готовя к школе мальчиков и девочек, действовать нужно по-разному.
Подводя итог, можно вывести некую формулу здоровья первоклассника, которая состоит из четырёх важнейших компонентов:
- психологический комфорт;
- полноценное питание;
- физическая активность;
- правильный режим.
От родителей требуется понимание, насколько они важны, и ежедневные усилия.
Литература:
1.Л. Ф. Тихомирова. «Познавательные способности детей 5-7 лет».
2. Н.Я. Головнева, М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова «Подготовка к школе».
3. Е.С. Чубукина. «К школе готов».
4. А. В. Соболева. « Загадки-смекалки»: практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ "РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА"
Цель программы:• формирование речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.Задачи:·...
Рабочая программа по курсу "Адаптация детей к условиям школьной жизни"
Предлагаю РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ для учителя начальной школы для организации и проведения курса "Адаптация детей к условиям школьной жизни"....
Преемственность ДОУ и школы как условие успешной адаптации к школьной жизни
В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные прогр...
Специфика и особенности воспитания и подготовки детей к школьной жизни в условиях семьи.
Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий шко...
проект "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"
Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе. Успешно адап...
Скоро в школу (подготовка к школьной жизни) Интеллектуальная готовность к школе
Подготовка к школе.Что включает в себя это понятие?Тест "готов ли мои ребенок к школе"....
Рекомендации психолога для родителей "Подготовка к школьной жизни""
Школьная жизнь сильно отличается от того, что происходило с детьми раньше, в детском саду,- она требует ответственности. организованности, некоторых ограничений. Как быстро ребёнок адаптируется к ново...