"проблема адаптации ребенка к условиям детского сад"
консультация (младшая группа)
Данным материал позволяет родителям более подробно узнать: что такое адптация, какие этапы различает адаптация,что необходимо делать родителям для того, чтобы ребенок легче приспосабливался к новым условиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА
К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Детский сад — это новое окружение, новая обстановка, новые люди.
Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли хорошо ребенку в детском саду, не начнет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании с родителями. Иными словами, насколько успешно ребенок сможет адаптироваться, то есть приспособиться к среде детского сада, к его условиям.
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и привыкание к ее условиям, приспособление функций организма к условиям существования в группе.
Родители должны хорошо знать о специфике адаптационного периода, его стрессогенном влиянии на ребенка, продолжительности нарушений.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).
Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов.
I этап — подготовительный. Он очень важен.
Его следует начинать за 1—2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа — сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.
Рассмотрим, какие же стереотипы следует сформировать.
1. Стереотипы в питании – В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделять рациону питания малыша, приучать есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д. Тогда в детском саду ребенок не будет отказываться от знакомой пищи и не останется голодным.
2. Стереотипы в способах кормления и укладывания спать – Для хорошего самочувствия малыша имеют значение и такие моменты, как способ кормления, укладывание спать. В детском саду дети едят сами, сидя за столами. Воспитатели только докармливают их по необходимости. Педагоги не смогут уделить должного внимания новеньким, которые привыкли есть через соску, сидя на руках взрослого, и т. д. То же будет происходить и при укладывании спать. Воспитатель следит за тем, чтобы дети спокойно засыпали. Одного погладит, другому улыбнется, третьего накроет одеялом. Отличные от общепринятых привычки при засыпании (укачивание в коляске, засыпание на руках и т. д.) отвлекают воспитателя, при этом страдают и дети. Ломка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводит к негативным реакциям адаптирующихся детей. Поэтому всю коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.
3. Также необходимо формировать самостоятельность и сформированность элементарных культурно – гигиенических навыков. Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться, одеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций. Учить ребенка оставаться без родителей – с бабушкой, другими родственниками, другими взрослыми. Если поведение не меняется, то можно отдавать в детский сад.
4. Необходимо приблизить домашний режим к режиму детского сада.
Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш: подготовлен к приходу в детский сад, наступает следующий этап — в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.
II этап — основной.
Главная задача данного этапа — создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Следует подробно и откровенно рассказать воспитателю об особенностях своего ребенка: что он любит есть, какую игрушку любит больше всего, как он засыпает, как его ласково называют дома. Имея полную информацию о ребенке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт, да и ребенку будет легче, когда он вдруг вспомнит о маме, а воспитатель тут же сможет его отвлечь, предложив любимую игрушку или назвав ласково по имени. Опора на знакомое в незнакомой обстановке помогает ребенку обрести спокойствие, не отчаиваться в незнакомых для него условиях. На первых порах ребенок вместе с мамой наблюдает за детьми и воспитателем в группе, ему необходимо осмотреться в новых условиях, привыкнуть к незнакомой обстановке. Вначале он будет держаться настороженно, прижиматься к маме. Не следует его тормошить и торопить. Пусть привыкает. Эта встреча для него не последняя. Первые визиты в детский сад длятся не более часа. Мама помогает ребенку освоиться, поддерживает его интерес к окружающему. На фоне положительного эмоционального общения легко складывается и деловое сотрудничество взрослого и малыша. Поэтому мама может на некоторое время выйти из группы, а если ребенок спохватится, обнаружив ее отсутствие, он тут же успокаивается, услышав заверения в том, что не стоит волноваться, мама сейчас вернется. Так малыш начинает верить взрослому, испытывая при этом чувство физической и психологической защиты.
III этап — заключительный.
Ребенок начинает посещать детский сад по 2—3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь — сон.
Как же ребенок проявляет себя в период адаптации?
1. Изменяются первичные формы поведения: аппетит, сон, эмоциональное состояние.
2. Нарушается ориентировочная реакция, игровая, двигательная активность.
Ребенок в это время может отказаться даже от пищи, а компенсировать чувство голода дома, чем очень недовольны мамы. Аппетит значительно нарушается в основном в течение первых пяти дней. Дети могут плохо есть из-за того, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. Для детей, привыкших дома есть протертую пищу, может оказаться неожиданной консистенция блюд в детском саду. В сочетании с повышенной нервной возбудимостью некоторых детей это может привести к кратковременным желудочно-кишечным расстройствам –рвоте, болям в животе, икоте, иногда – к пищевой аллергии (продолжительность от1 недели до 1 месяца)
Нарушается и сон ребенка.
Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном, утром же их бывает трудно разбудить в нужное время. Некоторые дети не могут заснуть днем в детском саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие, перевозбужденные, не могу успокоиться до 22-23 часов. Недостаток сна сказывается на самочувствии детей практически сразу и оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему. (продолжительность - от1 до 2 мес.)
Меняется эмоциональное состояние детей. У каждого ребенка рано или поздно проявляются отрицательные эмоции. У некоторых детей это слезливость, капризность, подавленное состояние, у других – агрессивность, возбудимость, гневливость (продолжительность – от недели до 1,5 мес.)
Нарушается поведение. Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых наблюдается утрата гигиенических навыков (они не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки т. д.)(продолжительность – от 1 недели до 2 мес.)
Понижается иммунитет. Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ), реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии, легко заражаются друг от друга.(продолжительность – от 2 до 10 мес., у некоторых и дольше).
Клиника адаптации имеет место у каждого ребенка, но она может быть разной по степени тяжести.
РАЗЛИЧАЮТ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ:
1. Легкая адаптация:
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников). Речь может затормаживаться, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К 20 дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений.
.
2.Адаптация средней тяжести: во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное: плачь, крик при расставании и встрече.
Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Заболеваемость не более двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении с взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи ( диатез) – в течение 2-х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.
3.Тусложненная адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется:
снижением аппетита (аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота),
резким нарушением сна
(ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами),
отношение к детям: избегает контактов со сверстниками, сторонится, пытается уединиться или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности.
Реакции ребенка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно-разрушительные реакции, двигательный протест). Либо может наблюдаться подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения).
Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии.
Заболевания - более 3-х раз, длительностью более 10-ти дней. Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. Может замедляться рост и прибавка в весе.
4. Тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
МЕРЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ АДАПТАЦИЮ
Необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение.
Для родителей
1. Когда вы приходите в детский сад, попросите познакомить вас с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там.
2. Еще перед посещением детского сада постарайтесь избавиться от вредных привычек (сосания соски, питья из бутылочки, укачивания). В сам же адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения, любит находиться на руках у взрослого и т. п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям.
Если к моменту поступления малыша в детский сад вам не удалось отучить его от вредных привычек, предупредите об этом воспитателя.
3. Для детского сада потребуются определенные вещи. Пусть ребенок пойдет их покупать вместе с вами.
Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц. Обувь должна быть на липучках или на молнии. Научиться завязывать шнурки ребенку трудно, поэтому пусть лучше учится завязывать их дома без спешки.
4. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы ребенка.
5.Попробуйте заранее придумать и отрепетировать своеобразный «ритуал» прощания утром. Например,воздушный поцелуй,крепкое рукопожатие, поглаживание по спинке и др. Это поможет ребенку отвлечься от грустных мыслей
6. Рекомендуется укороченный день.
7. Ваше вежливое и приветливое обращение к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.
Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду — важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АДАПТАЦИЮ
В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:
1.Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Совершенно ясно, что здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации. Поэтому, чтобы уберечь ребенка от заболеваний, предотвратить психическое напряжение, родители должны всячески стараться обеспечить малышу условия для развития и заботиться о его здоровье.
2. Возраст малыша. Труднее всего переносят разлуку с близкими взрослыми и изменение условий жизни дети до полутора лет. В более старшем возрасте (после полутора лет) эта временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.
3. Биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорожденности и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации.
Социальные факторы:
Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни.
Отсутствие закаливающих мероприятий.
Несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном учреждении.
Лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми.
Конфликтные взаимоотношения в семье.
Отсутствие отца или матери в семье ребенка.
Первый или единственный ребенок в семье.
Неправильное воспитание ребенка: "кумир семьи", "кронпринц", "Золушка", "ежовые рукавицы", гиперопека, гипоопека и т. д.
Есть факторы, которые вам изменить сегодня не под силу, то есть все то, что было связано с беременностью или с родами ребенка. Однако среди многих неблагополучий, влияющих на адаптацию ребенка и выявленных после родов, есть группа факторов (социальных), которые возможно устранить и даже нужно. Например: пассивное курение, отсутствие закаливающих мероприятий, несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном учреждении, лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми, конфликтные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание ребенка и т. д. Если вам хочется, чтобы ваш ребенок адаптировался к саду быстрей и легче, как можно раньше устраните все, что устранимо из этого набора неблагополучий различных факторов анамнеза ребенка.
4. Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой.
Все эти факторы нужно знать, чтобы облегчить адаптацию ребенка в детском учреждении.
ИСХОД АДАПТАЦИИ
Адаптационный период считается законченным, если:
• ребенок с аппетитом ест;
• быстро засыпает, вовремя просыпается; хороший ночной сон.
• играет (активен в поведении, особенно в изучении незнакомой обстановки, игрушек.
- быстро переключается от негативных эмоций к позитивным (при расставании с родителями может плакать, но быстро успокаивается).
Результаты исследования показали, что благоприятное протекание процесса адаптации происходит у детей с надежной привязанностью, при высоком уровне эмоционального взаимодействия матери с ребенком и позитивном отношении матери к дошкольному образованию. Неблагоприятная адаптация отмечается у детей с ненадежной привязанностью, дефицитом позитивного эмоционального взаимодействия матери и ребенка, негативном детском опыте матери посещения ДОУ.
Что делается в детском саду, чтобы облегчить протекание периода адаптации.
Реализуются следующие задачи во время адаптационного периода у детей:
- Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе;
- Формирование у детей чувства уверенности в окружающем;
- Педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей.
Еще до прихода в детский сад педагог-психолог собирает информацию о ребенке, которую он получает из бесед с родителями и анкетировании. Это помогает построить работу с вновь пришедшими детьми на основе личностных особенностей, их опыта и привычек.
Адаптация ребенка контролируется с помощью «Листа адаптации», где каждый день отмечается эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, особенности взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности. Т.е. происходит длительное наблюдение за ребенком, которое позволяет в случае необходимости провести комплекс профилактических мероприятий для предупреждения дезадаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада» 1 младшая группа (1,5 – 3 года)
Обсуждение и решение проблем адаптации к условиям детского сада....
Консультация для родителей "Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада"(1 младшая группа)
....
Консультация для родителей в младшей группе." Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада".
В данном материале для родителей предоставленна информация о том какие периоды адаптации происходят с ребенком при поступлении в детский сад. А так же даются советы и рекомендации....
Консультация для родителей: «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада» 2 младшая группа (1,5 – 3 года)
Консультация для родителей:«Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада»2 младшая группа (1,5 – 3 года) СодержаниеГлава I. Проблема а...
Консультация для родителей: "Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада"
Консультация для родителей: "Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада"...
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условия...
Консультация для родителей «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада»
Консультация предназначена для повышения педагогической грамотности родителей младших дошкольников, начинающих посещать ДОО....
- Мне нравится (1)