Раннее развитие. Польза или вред?
статья (младшая группа)
Раннее развитие - очень многие слышали этот термин. Надо ли вмешиваться в естественное развитие ребёнка, или оставить все как есть, ведь так хочется сделать для ребёнка только лучшее и полезное! По этому вопросу написано уже много статей, книг, ведутся исследования, а также споры, и даже мнения специалистов разделяются. Давайте попробуем и мы разобраться в этом вопросе, что это такое- ранее развитие, и польза это или вред. Может это просто популярное мнение что ребёнка надо как можно раньше начинать развивать, а иначе после трёх уже будет поздно, или это уже потребность в нашем современном мире..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannee_razvitie_-_polza_ili_vred.docx | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
РАННЕЕ РАЗВИТИЕ. ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?
Раннее развитие - очень многие слышали этот термин. Надо ли вмешиваться в естественное развитие ребёнка, или оставить все как есть, ведь так хочется сделать для ребёнка только лучшее и полезное! По этому вопросу написано уже много статей, книг, ведутся исследования, а также споры, и даже мнения специалистов разделяются. Давайте попробуем и мы разобраться в этом вопросе, что это такое- ранее развитие, и польза это или вред. Может это просто популярное мнение что ребёнка надо как можно раньше начинать развивать, а иначе после трёх уже будет поздно, или это уже потребность в нашем современном мире..
На данный момент у этого термина существует двоякое понимание.
Первое - это простое, естественное развитие которое существует изначально, и заложено в каждого ребёнка природой.
В первый года маленький ребёнок очень быстро растет и развивается и родители замечают что он меняется буквально каждый день. Развиваясь в своем ритме, учитывая возрастные нормы и сроки развития, у ребёнка появляется много навыков. Например в два месяца начинает держать головку, в полгода сидеть, в год ходить и манипулировать предметами, речь начинает переходит от лепета к первым словам.
С дальнейшем ростом в процессе закономерного изменения первые шаги переходят в ходьбу, бег, совершенствуются различные движения, речь, восприятие , память, мышление. На первый план выходит предметная деятельность, игра. Ребёнок активно с интересом и энтузиазмом начинает познавать, изучать окружающий мир, развиваться в своем темпе с учетом своей индивидуальности. Но нельзя забывать что если ребёнок болеет или не получает достаточного внимания со стороны взрослых, то развитие ребёнка может задерживаться. Также гармоничное, правильное развитие ребёнка возможно при условии эмоционального общения со значимым взрослым, с мамой. К году формируется эмоциональная привязанность к матери.
Именно от этой привязанности напрямую зависит гармоничное развитие личности ребёнка.
Теперь мы подошли ко второму определению раннего развития. Помимо естественного развития, здесь имеется в виду что это некое ускоренное обучение ребёнка. Его интеллектуальное развитие, образованность, эрудированность, интенсивное развитие физических качеств и т. д. Но в любом случае подразумевается что это обучение, или развитие происходит раньше положенного срока: раньше, чем организм созрел для этой информации, раньше, чем человек захотел бы этим заниматься.
Итак, что собственно было бы лучше для ребёнка, дать ему расти и развиваться в соответствии с законами природы, в унисон с его потребностями и желаниями, или вмешаться в это развитие с помощью различных методик, развить какие либо способности своего малыша, например научить его читать, считать, или обучить иностранному языку. Почему же в наше время существует повышенный интерес именно ко второму варианту развития ребёнка?
Обратимся к науке. Уже в прошлом веке учёные выяснили, что маленький человечек рождается с полным набором нервных клеток –нейронов. И в дальнейшем в процессе взросления количество нейронов не увеличивается. Но то, как работает наш мозг определяет не количество нейронов, а количество связей между ними, За счёт этих связей мозг растет и увеличивается в объёме в процессе жизни. И начиная где то с 2-4 месяцев жизни ребёнка до 2 лет происходит огромный скачёк в образования этих связей- нейронных сетей. Происходит самый бурный рост и развитие нервной системы.
К восьми-девяти месяцам жизни ребенок имеет гораздо более сложно-связанную нейронную сеть, чем у любого взрослого человека – дар природы –это лучший способ адаптации к неизвестному будущему. Потенциал пластичности мозга очень высок и восприимчив в этот период, он впитывает информацию и собирает информацию как губка.
К трём годам созревают такие области коры головного мозга: двигательные, чувствительные, зрительная, слуховая, обонятельная. Происходит колоссальная работа по развитию мозга.
И вот к 6-7 годам структура мозга почти полностью сформирована и мало отличается от таковой как у взрослого человека. Кстати именно по этой причине установлен возрастной порог для начала обучения в школе: мозг уже готов усваивать усложняющуюся с каждым годом информацию, формировать логические связи. Но и с этого момента интенсивность роста нейронных сетей начинает падать.
Вот какие оказывается природа дает нам возможности при рождении, надо только поднапрячься и пораньше начинать обучение и наши дети будут просто гениями.
Но если всё так хорошо почему же нейрофизиологи бьют тревогу и все больше и больше звучат призывы о сомнительности и правильности раннего обучения детей? Что не так? Почему идет информация о том, что если рано начать развивать активно ребёнка можно наоборот затормозить его развитие?
Последние исследования показывают что процессы обработки информации по своей природе конкурентны. Сложные связи объединяются, пересекаются и даже конфликтуют между собой. Во время развития нейронных сетей (синапсов) в головном мозге ребенка идет бешенная конкурентная борьба за пространство связывания, это называется синаптической конкуренцией. Нейронные сети не могут обрабатывать одновременно всё: пока обрабатывается одно, другое отодвигается.
Принцип заключается в следующем: «Используй или ты это потеряешь».
Потеряешь в конкурентной борьбе. То есть некоторые нейронные сети не выдержавшие синоптической конкуренции (те что очень мало использовались или остались невостребованными) за непотребностью начинают просто исчезать.
И вот здесь конечно и есть опасность, в то время когда идет активное созревания различных отделов головного мозга отвечающих за развитие ребёнка, например в когда на первом году жизни, вместо того что бы удолетворять потребности ребёнка в еде, заботе, внимании и ласке, общению с матерью, взрослые будут озабоченны тем чтобы к году младенец знал весь алфавит, или чтобы к двум или трем начал читать, то можно упустить главную цель сенсетивного преиода формирование базового доверения к миру.
Или например, в возрасте от полутора до трёх лет формируется наше Я , формируется непосредственная картина мира. Идет развитие речи, предметной деятельности , всё является основой для интеллектуального, речевого и психологического развития малыша. Ребёнок в этом возрасте является великим экспериментатором, это просто кладезь развития творческого мышления. Не зная точного назначения , Он может использовать предметы совершенно неожиданным способом, придумывать для него новые функции, например использовать карандаши как барабанные палочки или как градусник для куклы. Закладываются основы для творческой игры, а вместо этого малыша могут обучать, числам, математике, посвящать время разучиванию стихов на две страницы, (ну ведь может же) .
Если заменить реальный опыт проживания ребёнка на познание то он может перестать формировать свой собственный взгляд на жизнь.
А ребёнок должен научиться доверять собственным ощущениям, а не только тому что ему говорят.
Поэтому важно развивать в нужный период те навыки которые заложены природой , что бы мозг не распознал их как неиспользуемые и не утилизировал их.
Нервную систему человека по праву можно назвать одним из сложнейших устройств, большая часть механизмов которого до сих остаётся загадкой для учёных.
Благодаря науке мы теперь знаем что Наиболее благоприятное время для интенсивного развития умственных и творческих способностей ребёнка происходит в раннем возрасте ,но и теперь мы знаем что развивать ребёнка нужно гармонично и комплексно. Нельзя развивать только память и мышление забывая про моторику, развитие тела и наоборот. Нельзя заваливать и перегружать ребёнка информацией, потому что это может вызвать противоположный эффект. Нужно обязательно учитывать что каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе, осваивает свои возможности постепенно. У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему.
И ещё развитие нейрона напрямую зависит от степени его вовлечённости в деятельность, включённости в обработку информации. И если ребёнку не интересно то чему вы пытаетесь его обучить, оно попросту не уляжется в его голове.
Можно подытожить. В том, что взрослые хотят дать необходимые знания детям, нет ничего плохого. Наоборот, раннее развитие способствует гармоничному росту, прививает интерес к новой информации, учит полезным навыкам. Однако, большой объем информации и неправильная подача могут нанести вред ребенку.
Какие можно дать рекомендации поэтому вопросу основные принципы раннего развития такие:
1). Регулярное пение колыбельных и других песен вашему ребенку даст основу для развития речи и слуха.
2). Перебирание сыпучих предметов разовьёт мелкую моторику, тактильное восприятие.
3). Игры с бытовыми предметами расширят представления ребенка об орудийном мире, внесут первые понятия о том, что у каждого предмета есть закрепленный способ его использования.
4). Экспериментирование с Познакомит с окружающим расширит представления о свойствах предметов , разовьет познавательный интерес, творчество.
5). Потешки и песенки, позволяют развить ритм движений и речи.
6). Танцевальные движения, двигательная активность способствуют узнаванию своего тела. И тд
7). Изобразительная деятельность способствует развитию Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; Внимания и усидчивости;
8. Игры с куклами и машинками, в доктора, в парикмахера и прочие – ролевые игры - формируют представления формируют понятия о профессиях и правилах поведения в различных ситуациях.
Итак, раннее развитие — это гармоничное и комплексное развитие всех важных сфер в жизни ребенка, которое происходит через игру и к взаимному удовольствию ребенка и родителя.
Только если и родитель, и малыш чувствуют себя счастливыми тогда и происходит развитие малыша!
Задача родителя осуществлять педагогическое воздействие ненавязчиво, не заметно для ребёнка, просто направляя его.
Не ставьте себе целью — вырастить самого умного, гениального, лучше всех.
Избегайте сравнения с другими детьми!
Не устанавливайте сроков, когда когда ребёнок должен продемонстрировать полученные навыки. Получайте удовольствие от процесса. И результат появиться когда будет нужно.
Любите своего ребёнка вне зависимости от его успехов или неуспехов в жизни, просто потому, что это ваш ребенок !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О пользе раннего развития
Информация для родителей о пользе раннего развития детей....
Статья «Раннее развитие - вред или польза?»
Мы живем в стремительном мире передовых технологий, который, кажется, требует адаптации интеллекта к собственным реалиям даже от маленьких детей. Как известно, ранний возраст (от рождения до 3-х лет) ...
Раннее развитие - вред или польза?
Сегодня хотелось бы поговорить о раннем развитии детей. В "раннем развитии" безусловно прекрасно одно - это мечта, его породившая. Плохи те родители, которые не мечтают о том, чтобы их дети ...
Раннее развитие - вред или польза?
Сегодня хотелось бы поговорить о раннем развитии детей. В "раннем развитии" безусловно прекрасно одно - это мечта, его породившая. Плохи те родители, которые не мечтают о том, чтобы их дети ...
Раннее развитие - вред или польза?
Сегодня хотелось бы поговорить о раннем развитии детей. В "раннем развитии" безусловно прекрасно одно - это мечта, его породившая. Плохи те родители, которые не мечтают о том, чтобы их дети ...
Консультация для родителей «Раннее развитие: польза или вред»
Новорожденный малыш еще лежит в колыбели, а молодых родителей уже беспокоит не только здоровье, питание, режим крохи, но и его развитие. Не отстает ли он от сверстников, что делать, чтобы ребенок разв...
Консультация «Раннее развитие: польза или вред»
Консультация «Раннее развитие: польза или вред»...