Консультация для родителей "СКАЗКОТЕРАПИЯ".
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по теме
« Сказкотерапия»
Что сказка дает детям?
Древняя мудрость гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек». Получается, по большому счету, сюжет сказки – вымысел. Но при этом в ней в метафорической форме заложены извечные истины и человеческие ценности, на которые сказка ненавязчиво намекает ребенку. Не говоря в лоб: «Сделай так!», а показывая на примерах, чем оборачиваются для героев те или иные действия. Конечно же, никто не заставляет тебя поступать так же. Но ребенок сам непременно сделает правильные выводы. Особенно, если обсуждать с ним сказки, задавать вопросы по ним, побуждать к размышлению.
Чему учат сказки наших детей? Если попробовать систематизировать все те функции, с которыми успешно справляется сказка, может получиться примерно такой список:
Воспитание хороших человеческих качеств
На примере героев сказки ребенок учится быть добрым, смелым, искренним, порядочным, достигать своих целей и любить ближних.
Мягкое обучение без насилия
Из сказок малыш узнает что-то новое, ранее неведомое. Есть даже специальный тип сказок – дидактические сказки – которые пишутся для обучения ребенка в игровой форме. В таких произведениях предмет обучения – геометрические фигуры, цифры, буквы, другие абстрактные символы, — помещается в волшебную страну. Ребенок наблюдает за его жизнью, а потом, в решающий момент, приходит на помощь герою. Обычно в таких сказках в конце детям дается специальное задание на закрепление материала. Заметьте, никакого назидания и зубрежки! А знания будут получены.
Но, конечно же, не только дидактические сказки обучают. Фактически все сказки содержат образовательный аспект, только порой он более завуалирован.
Проживание эмоций
Слушая сказку, ребенок сопереживает героям, может плакать и смеяться вместе с ними. Он учится различать эмоции и чувства, озвучивать их, называть своими именами. Все это в значительной мере пригодится ему во взрослой жизни.
Привитие извечных ценностей
Сказка в доступной малышу форме учит понимать и различать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло. Она объясняет, почему важно быть честным, добрым и справедливым, и что добро все равно побеждает.
Понимание мира вокруг и отношений между людьми
Ребенку нужно видеть, что вокруг него – огромный мир, он полон всего интересного и пока неизведанного. И у каждого в этом мире есть свое место. И, конечно же, на примерах героев малыш знакомится с моделями взаимоотношений между людьми, а, значит, в будущем будет готов строить их сам.
Мягкая коррекция поведения ребенка
В сказкотерапии существует специальный вид сказок – коррекционные сказки. Они призваны помочь малышу справиться с трудностями в поведении, заменяя их более эффективными формами поведения. Такие сказки пишутся специалистами- психологами, сказкотерапевтами, педагогами, которые работают с детьми. А также заботливыми мамочками. И мы с вами сегодня познакомимся с примером такой сказки.
Лечение души
Иногда человеку, пусть даже маленькому, не хватает жизненных ресурсов, понимания и сил для решения той или иной проблемы. И тогда ему на помощь приходят психотерапевтические сказки – глубокие истории, которые в буквальном смысле лечат душу. Они помогают взглянуть на ситуацию с другой стороны, осознать глубинный смысл происходящего.
Расслабление, набор положительного опыта
С этой задачей хорошо справляются медитативные сказки – произведения без конфликтов и плохих героев. Они показывают ребенку модели идеальных взаимоотношений, мира, в котором все хорошо и спокойно. Настраивают на позитивный лад, помогают расслабиться и уснуть. Такие сказки полезно читать перед сном.
Виды сказок в сказкотерапии
- Художественные сказки – это народные и авторские истории. Народные сказки несут в себе мудрость веков, и зачастую содержат в себе множество смыслов. Авторские же истории могут более тонко, бережно и образно передавать смысл и показывать частные стороны жизни человека.
- Дидактические или обучающие сказки.
- Психокоррекционные сказки, призванные помочь ребенку в решении проблем с поведением.
- Психотерапевтические сказки – для более глубокой, «лечебной» работы.
- Медитативные сказки – для расслабления и накопления позитивного образного опыта.
Сказки, которые встречаются нам на пути, не обязательно могут принадлежать только к одной группе. Например, художественные сказки нередко содержат и дидактический, и психокоррекционный, и терапевтический, и даже медитативный аспекты. Но, конечно, есть сказки, которые пишутся специально для решения того или иного вопроса. Давайте познакомимся с конкретными примерами.
Как работает сказкотерапия для дошкольников: реальные примеры
Вот, например, одна история для мягкого отлучения уже подросшего ребенка от груди, развитию самостоятельности и адаптации в социуме.
Как Медвежонок стал кушать мед
Жила-была большая Медведица. И однажды она стала самой счастливой Медведицей на свете, потому что у нее родился маленький Медвежонок. Поначалу Медвежонок был очень маленьким и слабеньким, и мама носила его на ручках и поила своим молочком. Медвежонку было очень вкусно, уютно и совсем не страшно. После еды Медвежонок засыпал, и мама могла в это время убираться в берлоге, или охотится.
Но иногда маленький Медвежонок просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не поила его молочком.
Медвежонок рос, и вскоре у него выросли большие крепкие зубки. Однажды, когда Медвежонок вновь заплакал, мама попыталась накормить малыша; но Медвежонок нечаянно укусил ее. Мама вскрикнула от боли. Медвежонок испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его голодным. Тогда мама взяла его на ручки и понесла в кухню. Там она показала ему бочонок с медом, и сама зачерпнула оттуда большую ложку.
— Попробуй! – сказала мама Медвежонку, и сунула ему в рот ложку.
Медвежонку стало так вкусно и приятно, что он заурчал от удовольствия. А после еды мама дала ему бутылочку с молоком, и он от души напился.
Потом Медвежонок с мамой долго играли, обнимались и веселились. А вечером они пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали к себе. Медвежонок убежал играть, но потом забыл и прибежал к маме снова просить молочка. И в этот раз он укусил ее еще больнее. Мама опять вскрикнула, и предложила Медвежонку бутылочку с молочком.
Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Медвежонок не идет к деткам за стол кушать мед. Ведь большие мишки уже не пьют мамочкино молочко! Медвежонок совсем испугался и спрятался у мамы на груди.
День за днем Медвежонок рос, и росли его зубки. Теперь они были очень острые. Медвежонок начал очень много кушать, и маминого молочка ему не хватало. Он понемножку стал кушать мед, орехи, малинку и прочие вкусности. Медвежонку очень хотелось вместе с другими детками бегать по зеленой полянке возле дома, строить куличики из песка, и тут же кушать мед, но так страшно было уходить от мамы. Ему так хотелось все время быть с ней рядом, прижиматься к ее груди и чувствовать ее тепло, он все еще хотел быть маленьким.
Однажды утром мама-Медведица ушла в магазин. Медвежонок проснулся, увидел, что мамы рядом нет, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.
Вдруг в окно Медвежонок увидел соседских мальчиков, которые сидели за столом и ели мед из большого бочонка, на блюде лежали лесные орехи, а в миске была сладкая малина. Им было очень весело. А Медвежонок был очень голодным. Он перестал плакать и решил, что тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе. Он наелся меда, а потом бегал и прыгал вместе с друзьями. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.
Теперь мама может каждое утро ходить по делам и в магазин — ведь Медвежонок уже совсем не боится оставаться один, без мамы и ее молочка. У него есть свой бочонок с медом, и он всегда может покушать, даже когда мамы нет дома. Медвежонок знает, что днем мама может быть занята своими делами, но по вечерам она обязательно поиграет с ним, и они полежат, крепко обнявшись.
Вот еще один пример сказкотерапии. Эта сказка для деток, которые дерутся и обижают друзей.
Полет на Луну
В одном доме жил-был маленький, но очень веселый тигренок. Он любил играть и прыгать, бегать по двору вместе со своими друзьями-зверушками. А друзей у него было много: и лисичка, и волчок, и зайчонок серенький, и мишка-топтыжка, да еще и ежик колючий. Всех любил тигренок, всем с радостью рассказывал смешные истории, катал на своем трехколесном велосипеде и угощал сладкой ватой. И все бы хорошо, но только тигренок иногда мог заиграться и ударить друга или подружку, укусить или больно ущипнуть. Ему казалось, что это весело и забавно, а друзья почему-то обижались. Тогда, увидев их грустные лица, тигренок еще сильнее начинал их кусать и царапать – чтобы они развеселились и снова начали с ним дружить. Но, конечно, друзья только сильнее обижались на Тигренка и убегали от него прочь.
А однажды Тигренок, как обычно, вышел на площадку поиграть, и увидел, что никто из зверят к нему не подходит, даже не здоровается. Наоборот, все поспешили поскорее убежать с площадки. И Тигренок остался один.
— Не хочу быть один! – зарычал Тигренок. – Не хочу!
На небе как раз появилась молодая Луна. Она взглянула на Тигренка, пожалела его и сказала:
— Так иди ко мне! У меня тут есть компания для тебя – два моих сыночка.
Тигренок кивнул, Луна протянула к нему руки и забрала его высоко-высоко. Там, на Луне, Тигренку сразу стало холодно и очень темно. Он испугался и заплакал.
— Почему ты плачешь?- спросил чей-то голос из темноты.
— Потому что я один. Я никому не нужен, и никто не хочет со мной играть, — вздохнул Тигренок. И тут же встрепенулся. — А ты кто такой?
— А я Морфей, сын Луны. И со мной Орфей, мой младший брат.
Тигренок оглянулся и увидел два силуэта.
— А разве тебе кто-то нужен? – раздался голос младшего брата. – Мы вот сами по себе. И нам никакие друзья и даром не нужны.
— Да, мы тут самые главные. Можем наблюдать за вами и смеяться, как странно вы живете, — ухмыльнулся Морфей. – Самое главное – это ночь. Время, когда все спят, и мы правим Вселенной. Мы, сыновья великой Луны!
А друзья, по-моему, только мешают нашей великой миссии, — добавил Орфей.
– Я вот умею играть на арфе, и от моей музыки вы все засыпаете. И тогда я передаю власть над вами своему брату Морфею.
— Вы что, друзья – это здорово! – Тигренок аж подпрыгнул . – Без них – никак!
— Ха-ха-ха, — засмеялся Морфей. – И где же сейчас твои друзья?
Тигренок задумался. Тем временем братья пошли осматривать свои владения.
— Тигренок, я знаю, как тебе помочь! – пропищал тоненький голосок справа.
Тигренок повернулся и увидел мышку.
— Ты не смотри, что я такая маленькая. Мне под силу менять свой облик, — улыбнулась мышка. — Я дам тебе волшебную палочку, и ты с ее помощью сможешь вернуть своих друзей!
— Здорово! – оживился Тигренок. – Мне надо просто стукнуть их палочкой, и они снова будут со мной играть?
— Все не так просто, маленький Тигренок. Ты не сможешь изменить друзей. Но в твоих силах вернуть их доверие. А палочкой ты должен будешь каждый раз прикоснуться к своим ручкам, когда захочешь царапнуть или ударить друга.
— Хорошо, я попробую, — улыбнулся Тигренок и взял подарок. – Спасибо тебе, Мышка!
Через минуту Тигренок снова оказался на площадке в своем дворе. В руке у него светилась маленькая палочка.
«Чудеса!» — подумал Тигренок и пошел спать. Во сне он увидел Морфея и Орфея, таких одиноких и холодных… И ему так стало их жаль!
Наутро Тигренок первым выскочил на площадку. Постепенно стали приходить зверята. К каждому Тигренок подходил и просил прощения за прошлые обиды, обещая больше никогда не царапаться и не кусаться. Зверята сначала смотрели на него недоверчиво, а потом снова приняли его в свои игры.
С тех пор Тигренок всегда весело играет с друзьями. А когда вдруг ему хочется кого-то ущипнуть или ударить, он сразу достает волшебную палочку, и та напоминает ему о волшебном полете на Луну.
И напоследок – теплая и нежная сказка на ночь.
Медвежонок Топа и волшебный полет
Жил-был маленький медвежонок Топа. Он очень любил играть в песочнице, рисовать яркими красками и гулять вместе с мамой. А еще он всегда помогал по дому – убирал свои игрушки, мыл овощи на суп и подметал в берлоге. Мама очень радовалась такой помощи, и всегда хвалила медвежонка. И потом они вместе шли творить: рисовать чудесные картины, лепить из соленого теста и делать аппликации.
Так, в творчестве и веселых заботах, пролетал день. И вот уже солнышко начинало садиться за горизонт, и на земле появлялись большие тени. Медвежонок очень радовался, ведь в это время к нему прилетал добрый сказочник. Он садился на одеяло к Топе, и они вместе улетали в волшебную страну снов.
И вот они уже поднимаются высоко-высоко. Где-то внизу остаются шумные города и дороги, леса и поля. А перед ними – огромное ночное небо! Мимо плывут звездочки. Они тихо шуршат, и, кажется, даже напевают негромкую песенку «Сон-сон, сон-сон».
— Послушай, Топа! Звездочки поют! Значит, мы уже совсем близко! – улыбается сказочник.
— Ура! – радостно отвечает медвежонок. Ему так хорошо и тепло на мягком одеяле. Так и хочется потянуться, свернуться клубочком и задремать.
Небо вкусно пахнет ванилью. Топа с мамой всегда добавляют ваниль, когда пекут ароматные булочки к чаю. Ням-ням. Какие же они вкусные!
Рядом проплывает маленькое облачко.
— Можно, я его потрогаю? – спрашивает медвежонок.
— Попробуй. Ведь это твоя сказка!
Топа прикасается к облачку, и его лапки погружаются во что-то мягкое и нежное. И снова появляется чудесная музыка.
«Баю-бай! Баю-бай! Спи, сыночек, засыпай!», — звучит в воздухе, и медвежонок закрывает глазки. Теперь он в стране снов, где его ждут волшебные единороги, мишки и тигрята, нежные цветочки и зеленые полянки. Полеты на радуге и тихие разговоры с луной и звездочками. Здесь все возможно.
Топа очень любит бывать тут. Ведь он знает, что утром проснется свежий и бодрый, и снова будет играть и творить. А пока что его ждет волшебное путешествие. Ура… Глазки слипаются. Баю-бай…
Очень здорово, что существует такой волшебный метод помощи ребенку, как сказкотерапия. Большое спасибо его автору, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, и всем замечательным учителям, которые несут сказку в мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....