Рекомендации родителям на летний период
методическая разработка
Предложены варианты игр и упражнений для занятий с ребенком дошкольного возраста в летний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_defektologa_na_leto.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации дефектолога на лето
Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.
В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит с родителями, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Только игра и живое непосредственное общение!
Как организовать занятия дома
- Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.
- Все занятия должны строиться по правилам игры. Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное королевство или в гости к Колобку. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.
- Редкий ребенок будет сидеть на месте, и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом.
- Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения (пользуйтесь картинками, муляжами).
- Помните, что избыток игрушек рассеивает и притупляет внимание ребенка, не позволяет освоить каждую из них. Важнее научить ребенка играть с одной игрушкой, придумывать игры.
- Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.
- Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Длительность занятия, с перерывом на физминутку, не должна превышать 15-20 минут. Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд ребенка блуждает и что он уже никак не реагирует на вашу речь, значит занятие необходимо прекратить или прервать на которое-то время.
- Разговаривайте с Вашим ребенком обо всем: о том, что Вы делаете с ним, о том, что он видит и слышит вокруг, о Ваших планах на сегодняшний день. Ваши фразы должны быть простыми, доступными. Обязательно обращайте внимание не только на свои слова, но и на интонацию голоса, артикуляцию, мимику, жесты. В разговоре с ребенком смотрите на него, улыбайтесь ему.
-Не фиксируйте внимание на ошибках ребенка, а тактично исправьте его.
-Не требуйте от ребенка называть или говорить то, что ему в данный момент недоступно.
- Прослушивайте музыкальные произведения, сказки, включайте своему ребенку детские песни.
- Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т.д. Это развивает слуховое внимания.
- Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём), катание на велосипеде, самокате - будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.
- Деятельность детей дома может быть разделена на блоки:
1. Специально организованное обучение (Вы, как родитель, здесь являетесь организатором, ставите перед ребенком задачи, организуете и контролируете их выполнение).
2. Ваша совместная деятельность с ребенком (чтение книг, беседы о прочитанном, рассматривание иллюстраций, совместный труд, экскурсии, прогулки, которые сопровождаются вашими рассказами, пояснениями, беседами, сюжетные и настольные игры).
- Знакомьте ребенка с детской литературой! Основным помощником в развитии речи и развитие эмоционально-волевой сфере являются книги с картинками! Старайтесь ежедневно прочитывать ребенку хоть несколько страниц, рассматривайте картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте малышу вопросы по тексту. При прочтении сказок взрослый может спрашивать про настроение героев сказок, пробовать проигрывать небольшие сюжеты, помогать ребенку определить разницу между эмоциональными состояниями (радость - грусть; удивление - интерес; страх - злость и т. д.). Читайте книги вслух. Не жалейте на это времени! (Можно читать вечером перед сном). Ребенок, слушая ваше чтение, учится воспринимать информацию на слух, что очень полезно для развития когнитивных (познавательных) способностей.
- На кухне
У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, соленный и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
- На даче.
Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.
Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух. На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.
- Ваша цель – стимулировать любое желание вашего ребенка исследовать окружающий мир. Поддерживайте все начинания ребенка, хвалите его даже за незначительные успехи!
Предлагаю вашему вниманию подборку игр, которые помогут детям закрепить полученные знания на практике.
Развитие сенсорного восприятия
1. Игры с песком. «Найди игрушку», «Спрячь игрушку», Нарисуй пальчиком (палочкой) на песке, «Забавные ладошки» (Сделать отпечатки ладошек; палочкой дорисовать изображение), «Золотоискатели» (Разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать. Искать "золото", считать, складывать в сито) – развивают тактильное восприятие, закрепляют навыки счета, сравнения по величине, фантазию, моторику.
2. Игры: «Определи на вкус», «Что так пахнет?», «Что спрятано в мешочке?» (определение наощупь), «Сосчитай предметы в мешочке» (Не глядя) – развивают тактильное восприятие, закрепляют навыки счета, создают сюрпризный момент.
3. Игры с цветом. Рисование, раскрашивание (Так же, как на образце; так же, как в природе, на наглядности),
- игра «Найди такого же цвета» - закрепляет навыки соотнесения с образцом, знание цветов и оттенков
- «Найди». Пример. Найди, где стоит красная машина? А березку найдешь? А где зеленая скамеечка? и т.п. – развивает внимание, знание цвета. Начинать надо с простых заданий, и постепенно усложнять описание предметов, которые нужно найти. Пример. Найди маленький зеленый листочек. Найди большую черную птицу…
Математика на прогулке
2. «Больше-меньше». Выкладываем перед ребенком три травинки и два камешка. Пусть ответит чего больше – камешков или травинок.
3. «Задачки». Для этой игры нужны небольшие фигурки животных (например, от киндер-сюрприза).
Пример. Зайка, мишка и белочка нашли в саду три «ягодки» (выкладываем перед ребенком три камешка). Хватит ли ягодок, чтобы накормить всех друзей? А если «ягодок» будет две?
Ознакомление с окружающим
Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как:
- "Находилки - искалки". На листе бумаги - изображение различных предметов, которые нужно найти на улице.Попробуйте попутешествовать по округе и найти все предметы, которые нарисованы на картинке. Найденные предметы можно отмечать галочкой в специальном "окошке".
- Игры с мячом. «Съедобное – несъедобное» помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
- «Расскажи о предмете: какой он» (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
- «Что он может делать?» (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? - растет, цветет, распускается, вянет и т.д.
- «Бывает — не бывает» (с мячом, по принципу «Съедобное-несъедобное»). Ситуации: поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д. Эти упражнения помогут развить словарь и слуховую память.
- «Чего не стало?»
- « Четвертый лишний»
- «Один – много» (шар – шары, дом – дома);
- «Скажи ласково» (птица – птичка, ковер – коврик);
- «Что поменялось местами?»,
- «Скажи наоборот» (большой – маленький)
- Закреплять названия птиц и животных (диких и домашних). Их детенышей.( мама ЛОШАДЬ, папа КОНЬ, детеныш ЖЕРЕБЕНОК);
- Использовать речевые игры на словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный);
- Играть, развивая фонематические процессы: повтори за мной (слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д.
Развитие пространственно-временных представлений
1. П/и «День-ночь».
3. «Дни недели». Если количество детей соответствует семи, можно называть их днями недели при построении на прогулку, завтрак, обед, или ужин, просто во время прогулки. При постоянном повторении детям легче запомнить эти понятия. По аналогии запоминаются месяцы года, время суток.
Развитие мелкой моторики
Она влияет на речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, зрительную и двигательную память, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с пальчиками.
- Выкладывать рисунки (из камней, шишек, палочек, песка);
- Играть с сухим и мокрым песком;
- Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);
- Бросать и ловить летающие тарелочки;
- Играть с пальчиками (пальчиковая гимнастика су-джок);
- Лепка из пластилина, глины (летом построить замок из песка или мелких камушков).
- – Рисование (гуашью, акварелью, пальчиковой гуашью, восковыми мелками) и раскрашивание картинок. Особо стоить обращать внимание на рисунки детей, разнообразны ли они.
- –Изготовление поделок из бумаги. Не бойтесь давать ребенку ножницы с закругленным концом для вырезания, выполняйте совместные аппликации, поделки из природного материала (шишек, желудей, листьев). Данные виды деятельности развивают также воображение, фантазию ребенка.
- – Постройки из мелкого и крупного конструктора.
- –Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков (совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика).
- – Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
- – Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т.д.
- – Нанизывание бус и пуговиц.
- – Перебор крупы. Насыпьте в небольшую емкость, например, горох, гречку, рис и попросите ребенка перебрать крупу.
- – Собирание пазлов, мазайки.
- – Рисование манкой – тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу манку, проведите пальчиком ребенка по крупе. Попробуйте нарисовать домик, солнце, мячик, дождик, буквы и т.д.
- Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.
- Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно появиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям на летний период
Не за горами- долгожданное лето! Надеюсь, что краткие рекомендации помогут родителям занять своё любимое чадо в летний период и в увлекательной, игровой форме, позволят закрепить полученные знания и н...
Рекомендации родителям на летний период
Уважаемые родители! Лето – это пора отпусков и каникул, и , конечно, хочется отдохнуть за весь трудоемкий год… Но не стоит забывать и о делах, а в нашем случае – о занятиях! Чтобы Ваш ребенок не утеря...
Рекомендации родителям на летний период
Памятка для родителей с рекомендациями логопеда на летний период...
рекомендации родителям на летний период
Подвижные игры с детьми на летнем отдыхеПроводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх. Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хор...
рекомендации родителям в летний период
Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным...
Рекомендации родителям на летний период
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (вы...
Рекомендации родителям на летний период
картотека рекомендаций родителям о проведении лета детьми...