Что такое готовность детей к школе?
статья
Готовность к школе охватывает различные стороны психического развития ребенка и полностью может быть определена только специалистом-психологом. Однако, педагог, работающий с детьми дошкольного возраста и анализирующий поведение ребенка, может судить о соответствии или несоответствии его развития возрасту, что также важно при решении вопроса о готовности ребенка к школе. Подобный анализ может осуществляться путем наблюдений за детьми, изучения продуктов их деятельности, с помощью несложных экспериментов в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, бесед.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что такое готовность детей к школе | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Ступакова В.И., старший воспитатель ГБДОУ № 85
Приморского района Санкт-Петербурга
ЧТО ТАКОЕ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ?
Готовность к школе охватывает различные стороны психического развития ребенка и полностью может быть определена только специалистом – психологом.
Подобный анализ может осуществляться путем наблюдений за детьми, изучения продуктов их деятельности, с помощью несложных экспериментов (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр и пр), бесед.
- ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. В этой характеристике можно выделить две стороны. Первая сторона – это овладение двигательными навыками. Двигательная неловкость, нарушения координации могут служить показателями серьезных отклонений. Может ли ребенок прыгать на одной ноге, перекладывать мелкие предметы, ловить мяч – в этом проявляются не просто его физические достижения, но и уровень его общего развития.
Однако существует и другая сторона развития двигательной сферы. Данная сторона проявляется в том, что движения ребенка выражают его эмоциональное состояние, его переживания по поводу различных событий. Понимание «языка движений» позволяет увидеть переживания ребенка, особенности их проявлений, то есть проникнуть в глубину его эмоциональной сферы.
- СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Под социальным развитием понимаются качественные изменения возможностей ребенка к жизни в обществе, к взаимодействию с другими людьми, детьми и взрослыми, формирование представлений о самом себе. Это означает, что ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке; способен выбрать адекватную альтернативу поведения; знает меру своим возможностям; умеет попросить о помощи и оказать её; уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме.
- РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. Показатели развития речи и речевого общения характеризуют способность ребенка использовать язык и неречевые средства для налаживания взаимоотношений и взаимодействия с окружающими людьми. Показатели охватывают владение фонетическими, лексическими и грамматическими средствами языка и использование их в разных ситуациях общения: в играх и других совместных видах деятельности, в словесном творчестве, в разговорах со сверстниками и взрослыми.
- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Под ним понимается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания.
При определении уровня овладения знаниями важно отметить две основные характеристики. Первая – это сами знания. Вторая характеристика – это освоение способов их получения. Сюда входит развитие у ребенка умения слушать взрослого, отвечать на вопросы, задавать вопросы, самостоятельно экспериментировать с действительностью. Уровень овладения подобными способами наряду с освоенной ребенком информацией характеризует содержательную сторону его умственного развития.
- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Это способность к созданию нового образа (в рисунке, в конструкции, в сочинительстве, в движении), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности.
В случаях явного несоответствия развития ребенка возрасту при определении готовности к школьному обучению следует обратиться к специалистам: психологу, логопеду, дефектологу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания "Что такое готовность к школе"
Быть готовым к школе уже сегодняНе значит уметь писать, читать, считать.Быть готовым к школе — значитБыть готовым всему этому научиться...
Родительское собрание "Что такое психологическая готовность детей к школе?"
Рекомендации и советы родителям по подготовке детей к школе....
Консультация для родителей: «Психологическая готовность детей к школе» Взрослый должен: • ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание ее достичь; направлять, помогать в д
Взрослый должен:ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание ее достичь; направлять, помогать в достижении целиприучать...
Подборка заданий для проверки готовности ребенка к школе1
Можно использовать воспитателям в качестве диагностики детей. а также порекомендовать родителям будущих первоклассников....
Что такое готовность детей к школе?
Подготовка ребенка к школе – проблема, актуальная как для педагогов, так и для семьи. Огромное значение в ее успешной реализации имеет ваша позиция - уважаемые родители наших воспитанников! Неко...
Что такое речевая готовность детей к школе?
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению....
Консультация для родителей «Готовность детей к школе. Что это такое?»
Впереди у вас волнующие всех события. Ваш ребенок идет в школу. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Начало ...