Что такое готовность детей к школе?
статья

Ступакова Валентина Ивановна

Готовность к школе охватывает различные стороны психического развития ребенка и полностью может быть определена только специалистом-психологом. Однако, педагог, работающий с детьми дошкольного возраста и анализирующий поведение ребенка, может судить о соответствии или несоответствии его развития возрасту, что также важно при решении вопроса о готовности ребенка к школе. Подобный анализ может осуществляться путем наблюдений за детьми, изучения продуктов их деятельности, с помощью несложных экспериментов в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, бесед. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ступакова В.И., старший воспитатель ГБДОУ № 85

Приморского района Санкт-Петербурга

ЧТО    ТАКОЕ    ГОТОВНОСТЬ    ДЕТЕЙ   К    ШКОЛЕ?

                Готовность к школе охватывает различные стороны психического развития ребенка и полностью может быть определена только специалистом – психологом.  

        Подобный анализ  может осуществляться путем наблюдений за детьми, изучения продуктов их деятельности, с помощью несложных экспериментов (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр и пр), бесед.  

  • ФИЗИЧЕСКОЕ   РАЗВИТИЕ.    В этой характеристике можно выделить две стороны.  Первая сторона – это овладение двигательными навыками.   Двигательная неловкость, нарушения координации могут служить показателями серьезных отклонений. Может ли ребенок прыгать на одной ноге, перекладывать мелкие предметы, ловить мяч – в этом проявляются не просто его физические достижения, но и уровень его общего развития.

    Однако существует и другая сторона развития двигательной сферы.  Данная сторона проявляется в том, что движения ребенка выражают его эмоциональное состояние, его переживания по поводу различных событий.   Понимание «языка движений» позволяет увидеть переживания ребенка, особенности их проявлений, то есть проникнуть в глубину его эмоциональной сферы.

  • СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.  Под социальным развитием понимаются качественные изменения возможностей ребенка к жизни в обществе, к взаимодействию с другими людьми, детьми и взрослыми, формирование представлений о самом себе. Это означает, что ребенок хорошо  ориентируется в новой обстановке; способен выбрать адекватную альтернативу поведения; знает меру своим возможностям; умеет попросить о помощи и оказать её; уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме.

 

  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ.  Показатели развития речи и речевого общения  характеризуют способность ребенка использовать язык и неречевые средства для налаживания взаимоотношений и взаимодействия с окружающими людьми. Показатели охватывают владение фонетическими, лексическими и грамматическими средствами языка и использование их в разных ситуациях общения: в играх и других совместных видах деятельности, в словесном творчестве, в разговорах со сверстниками и взрослыми.

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ. Под ним понимается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения  и внимания.  

При определении уровня овладения знаниями важно отметить две основные характеристики. Первая – это сами знания.    Вторая характеристика – это освоение способов их получения. Сюда входит развитие у ребенка умения слушать взрослого, отвечать на вопросы, задавать вопросы, самостоятельно экспериментировать с действительностью. Уровень овладения подобными способами наряду с освоенной ребенком информацией характеризует содержательную сторону его умственного развития.

  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.  Это  способность к созданию нового образа (в рисунке, в конструкции, в сочинительстве, в движении), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.  Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности.

 

В случаях явного несоответствия развития ребенка  возрасту при определении  готовности к школьному обучению следует  обратиться к специалистам: психологу, логопеду, дефектологу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания "Что такое готовность к школе"

 Быть готовым к школе уже сегодняНе значит уметь писать, читать, считать.Быть готовым к школе — значитБыть готовым всему этому научиться...

Что такое готовность ребенка к школе

Многие родители считают, что готовность ребенка к школе- это умение читать, считать и писать. Но это далеко не так. Готовность ребенка к школе- это необходимый и достаточный уровень развития вним...

Родительское собрание "Что такое психологическая готовность детей к школе?"

Рекомендации  и советы родителям по подготовке детей к школе....

Консультация для родителей: «Психологическая готовность детей к школе» Взрослый должен: • ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание ее достичь; направлять, помогать в д

Взрослый должен:ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание ее достичь; направлять, помогать в достижении целиприучать...

Подборка заданий для проверки готовности ребенка к школе1

Можно использовать воспитателям в качестве диагностики детей. а также порекомендовать родителям будущих первоклассников....

Что такое готовность детей к школе?

Подготовка ребенка к школе – проблема, актуальная как для педагогов, так и для семьи. Огромное значение в ее успешной реализации имеет ваша позиция - уважаемые родители наших воспитанников! Неко...

Что такое речевая готовность детей к школе?

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению....