Советы родителям "Я так не играю".
консультация (старшая группа)

Вишнёва Алла Анатольевна

Если ребенок не умеет побеждать - научите его не обижаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Воспитываем вместе104 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

« Я так не играю!»

Если  ребёнок  не  умеет   побеждать –

научите   его   не   обижаться.

 

« Мой пятилетний сын часто просит нас с мужем поиграть с ним в настольные игры. Но при этом совершенно не умеет проигрывать: сразу устраивает скандал, кричит «так нечестно». Муж тоже сердится и кричит. В результате вместо удовольствия – сплошная нервотрёпка. Хотя, с другой стороны, что же теперь – отказываться играть с ним из-за этого? Не представляю, как бороться с нашей проблемой, и надо ли бороться вообще, может, с возрастом само пройдёт?»

                                                        

                                                                        Татьяна.

Чтобы локти не кусать…

Прежде всего заметим, что проблема эта далеко не пустяшная. И обеспокоенной маме следует отдать должное за то, что она не пускает события на самотёк и просит квалифицированного совета. Это со стороны может показаться, что дело не стоит выеденного яйца… Сын плачет, муж недоволен, а всему виной шашки (шахматы, лото или другая ерунда из той же оперы). Ну, казалось бы, из-за чего ссориться, это же просто игра? Но представьте на секунду, что это ВЫ играете, причём с противником, который намного сильнее вас. Он быстро и легко выигрывает раз, второй, третий… При этом посмеивается над вами, отпускает в ваш адрес нелестные замечания. Вы конфузитесь, бледнеете и краснеете, а играете от смущения и волнения всё хуже и хуже.

А теперь, внимание, вопрос!

Как считаете, этот человек станет вашим близким другом?

А ведь очень часто именно так мы ведём себя со своим ребёнком, которого якобы учим играть. Да при этом ещё и поучаем: мол, проигрывать надо уметь. В результате – обиды, слёзы, фигуры летят с доски, и все расстроены. Дело в том, что и личность ребёнка, и его нервная система только формируются. Он сравнивает себя с окружающими, и победа в игре означает для него веру в своё могущество, а проигрыш – осознание своей полной ничтожности. Оттого и взрыв отчаяния при проигрыше. ( А ведь мы сами нелегко переносим свои проигрыши, просто виду не показываем.)

Не правы те родители, которые утешаются фразой «само пройдёт». Безусловно, с возрастом поведение ребёнка изменится – подросток уже вряд ли станет рыдать, проиграв в игре или получив «трояк» по математике. Однако стремление всегда одерживать верх и неумение проигрывать никуда не денутся. И в непростой ситуации, когда реальные условия не соответствуют его притязаниям, такой человек будет озлобляться и впадать в депрессию, срываться на окружающих, вести себя странно. Поэтому, если проблема возникает, то игнорировать её нельзя ни в коем случае.

Мы очень надеемся, что вам помогут следующие советы психолога.

Наука побеждать.

Гордитесь им – всегда!

Для начала необходимо объяснить ребёнку, что если он вдруг проиграет или ему не удастся легко и просто добиться своих целей, его не станут меньше любить – наоборот, мама с папой будут продолжать гордиться им именно потому, что он не сдался, продолжил борьбу несмотря на проигрыш. Ребёнок должен быть в этом абсолютно уверен!

Имейте терпение.

Так сильно желая победы, детишки, бывает, и жульничают – «незаметно» двигают или убирают фигуры, карты, подстраивают под себя правила, делают лишний ход… Относитесь к этому спокойно. Не думайте, что из ребёнка обязательно вырастет плут и обманщик, он и сам прекрасно знает, что делает плохо, но победа нужна ему любой ценой, а непререкаемость правил ему пока просто непонятна. Это придёт со временем.

Так что старайтесь сохранять благожелательность, не ругайте малыша слишком сильно – иначе можно совсем уничтожить его мотивацию к победе. Помните, что вместе с ней утрачивается и желание добиваться его бы то ни было, а это отнюдь не помогает на жизненном пути.

Не играйте в поддавки.

Во-первых, он быстро поймёт, что вы лукавите, а во-вторых, поражения ему так же необходимы, как победы. Надо постараться чередовать успехи и неуспехи ребёнка. Взять те же шашки. Если, например, он только учится в них играть, а в уголки уже умеет, сыграйте с ним и ту, и в другую игру. При этом не пользуйтесь промахами ребёнка, объясните спокойно, что он «зевнул», пусть переходит и будет внимательнее. Он будет вам благодарен за такую помощь.

Ищите послабее.

Хорошо, если у ребёнка есть возможность время от времени сыграть с более слабым противником, чтобы почувствовать, что он вовсе не безнадёжен. Но объясните ему, что полезнее играть с противником сильным, потому что это развивает и не даёт расслабиться, потому что сильный заставляет учиться и совершенствоваться.

И, кстати, научите своего ребёнка никогда не смеяться над проигравшим и не оскорблять его. (Учите на собственном примере!) Дети щедро рассыпают слова «дурак», «дебил», «козёл». Объясните, что это недопустимо в игре, где любой игрок может оказаться сильнее. Однажды проиграв, он может услышать эти же слова в свой адрес, и вряд ли это ему понравится.

Хвалите.

Если ребёнок проиграл и не сдержался – расстроился, заплакал, его надо утешить, объяснить, что от невезения никто не застрахован, что в игре многое значит удача и что это только игра. Постарайтесь объяснить, что с человеком, который всегда побеждает, играть просто неинтересно – ведь в игре очень важен именно тот момент, что удача не всегда на твоей стороне и, возможно, тебе не всегда удаётся быть лучшим. И… тут же похвалите его. После сокрушительного проигрыша слова «Сегодня мне пришлось попотеть!» или «Ты играешь всё лучше!» помогут ребёнку не обидеться на себя, на вас и на весь мир, а продолжать учиться играть.

Говорите: «А – Я – ЯЙ».

Однако если малыш устраивает громкую истерику каждый раз, когда проигрывает, спокойным, доброжелательным тоном объясните, что процесс игры важен сам по себе, а раз дело кончается скандалом, то с ним вообще никто не будет играть. Если ребёнок пообещает, что так больше не будет, но в следующий раз снова закатит скандал, то лучше действительно с ним некоторое время не играть.

Ждите…

А вы сами так и родились, мастерски умея играть в покер (крестики-нолики, лото, дартс и т. п.)? То-то и оно... Наверное, не один год прошёл (а может, и десятилетие), прежде чем вы добились своего сегодняшнего результата. И разочарований, наверное, хватало… Так почему же вы от своего малыша ждёте немедленного чуда?

Наука утверждает, что человеку понадобилась не одна сотня лет, чтобы научиться преодолевать стрессы и депрессию, вызванные неудачами. Так дайте же и вы своему ребёнку хотя бы пару лет для того, чтобы он научился проигрывать достойно. Просто помогите ему в этом… А там, глядишь, он вас ещё на обе лопатки опрокинет…

 

Вдохновляйте!

Правда, это вовсе не означает, что вам остаётся безучастно ожидать лучших времён. Примите на заметку вот такую историю…

Однажды один учитель физкультуры, устав от бесперспективного ученика, который прыгал хуже всех, последним приходил к финишу и т. д. (то есть не умел добиваться победы в спортивных состязаниях), стал автоматом ставить ему тройки. Лишь бы тот не появлялся на уроках. Однако это не помешало стать мальчику… чемпионом мира. По шахматам. Отсюда вывод: если у ребенка не получается что-то одно, то это совсем не означает, что он в принципе не может добиться успеха.

Вот вам и наш последний совет. Если у вашего ребёнка что-то получается лучше, чем у остальных – культивируйте это его умение. Возможно, уверившись в том, что есть области, где он всегда будет лидировать, малыш перестанет так расстраиваться из-за неудач в любимой игре.

Эх,  непоседы!

Иногда слишком яркая эмоциональная реакция на проигрыш может быть не только возрастной проблемой, но и показателем гиперактивности – дети с этим расстройством бурно реагируют вообще на любые события, они просто физически не могут усидеть на одном месте. В таком случае никакие мамины увещевания не помогут. Гораздо полезнее будет сходить вместе с ребёнком к психологу – ведь из-за излишней эмоциональности у гиперактивных детей довольно часто возникают проблемы как в общении с другими людьми, так и с учёбой. Если психолог подтвердит ваши опасения – постарайтесь сильно не волноваться. Такое поведение вполне поддаётся коррекции и впоследствии совсем исчезает – главное, вовремя заметить эту особенность.

 

Материал подготовила воспитатель

Вишнева А.А.

                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

педагогический совет - традиционная форма методической работы. изменение структуры педагогического совета, отказ от привычной формы требует дополнительной подготовки. Вашему вниманию предлагается ...

Педагогический совет. Форма проведения: деловая игра.

Повышение уровня профессионального мастерства СП Лекотека в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ( в форме деловой игры) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ. «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ»

Цель: Повышение эффективности  процессуальной деятельности педагогов и внедрение современных воспитательных технологий в воспитательно – образовательный процесс....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ( в форме деловой игры) «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ»

- Повысить эффективность педагогического процесса посредством изучения материалов педагогов – наставников «Умные игры для малышей» педагогами в индивидуальном порядке.- Использовать дидактические игры...

Сценарий Педагогического совета в форме деловой игры «Игра - королева детства»

СценарийПедагогического совета в форме деловой игры«Игра - королева детства»...

Конспект педагогического совета в форме деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через подвижные игры»

Материал поможет  выстроить взаимодействие с педагогами в форме деловой игры. Совершенствовать профессиональные знания, педагогов в работе с детьми по развитию двигательной активности, через подв...

Выступление на педагогическом совете "Центр сюжетно-ролевой игры в группе. Создание атрибутики к сюжетно-ролевым играм".

Педагогический совет "Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребёнка-дошкольника"....