статья "Дети и их эагадки"
статья (младшая группа)

Бессонова Екатерина Григорьевна

 Статья  - рекомендации для родителей о важности  соблюдения режима дня и воспитания  здорового ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бессонова Е.Г.

Дети и их загадки?!

В вашей семье родился ребёнок. Какой он маленький, хорошенький, беспомощный. Вся семья радуется. Как хочется ему помочь, защитить! Ведь жизнь такая жестокая, тяжелая. Пусть, как можно дольше живет вольно.

  И слышишь такие рассуждения: «Я дома разрешаю детям делать все, что захотят, потому что в жизни много ограничений, начиная с   детского сада!»  Или, когда детей постарше просят выполнить поручение, а ребёнок «увиливает» от выполнения. То родители, вместо того, чтоб настоять, уговорить на выполнении, говорят на их упрямство: «А, делай что хочешь!»

Ребенок растет в рафинированных условиях. Его всячески оберегают от выполнения поручений, правил поведения.  На все «Я сам» - «ты ещё не умеешь». И делают все за ребёнка. До 3 лет, на все «не хочу!», капризы, ребенка, смотрят снисходительно – он еще маленький, потом научиться. А после 3 лет отрицание и сопротивление в выполнение поручений ребенком становятся более активными.    И уговоры уже не действуют. Родителям приходиться кричать, наказывать, чтобы добиться своего. А у ребёнка уже нет желания что -то пробивать самому сделать. Если родители во время дадут ребенку ложку, покажут как одеваться то через эти простые действия залежаться основы трудовых навыков.  А, без труда, как известно «не вытащишь рыбку из пруда»

Теперь у детей более интересное занятие - гаджеты. Сначала детям дают их, чтоб не мешал, а потом уже не отнять.

 Из жизни: Бабушка везет коляску с ребёнком 7 – 10 месяцев. К ручке прикреплен телефон. И ребенок, вместо того, чтоб смотреть по сторонам и знакомиться с окружающим миром – уставился в экран.  - Лишь бы не мешал и молчал!?

              И вот такой ребенок пришел в детский сад.   Где   дети учатся навыками самообслуживания, трудовым и учебным навыками, общению со сверстниками.  В детском саду нужно приходить рано, днем отдыхать.  Дети, которых дома научили одеваться, кушать, убирать игрушки -  легко адаптируются в детском коллективе. Они умеют слушать и слышат педагога, выполняют задания.  А вот тем, за которых все делали – тяжело. Они привыкли делать - что хочу! Даже если их водили на развивающие занятия.

             Бывает, что родители имеют возможность не водить ребенка в детский сад. Либо сами занимаются или водят на всякие «развивашки».

А потом его сразу отправить его в школу.  То ребёнку, еще тяжелее адаптироваться к новому школьному миру, после рафинированных условий дома. Не важно, что ребёнок ходил на занятия. Важны не только знания, но и умение общаться со сверстниками, взрослыми.

На что нужно обращать внимание

Режим дня.  Взрослые часто поздно ложатся, поздно встают. Что бы ребёнок не мешал, его часто не кладут на дневной сон. К вечеру ребёнок перевозбуждается, долго не засыпает.  Что бы успокоить ребёнка ему дают гаджеты. Свет от гаджетов ещё больше возбуждает нервную систему. А если оставить без контроля,   то могут смотреть и далеко не детские программы.  В результате ребёнок  засыпает часам к 23 - 24, соответственно просыпается  поздно и весь день смещается.  Дневной сон смещается на 16 -18 час. вечера.  Результат ребенок капризный, агрессивный, плохо ест. Если   ребёнок не посещает детский  сад   это еще ни чего. А если ходит?

Значит его рано подняли, привели в сад – а настроения у него никакого. Он не хочет есть, капризный, его всё раздражает, агрессивный. А в группе детского сада не один такой ребёнок.

Из жизни: девочка (3 года) в детском саду капризная, не внимательная, рассеянная.  При прощание с папой говорит: «До дня».  А папа: «До вечера». Папа приходит поздно, девочка ждет его, чтоб почитал на ночь.  Пока ждет, разгуливается. Засыпает в 11-12 часов ночи. Утром в подъём 6. 45  час. уже в д.с.  (Получается ребенок поспал 7 часов, вместо, положенных – 10  час. в данном возрасте)  В тихий час не уснуть - нервная система   перевозбуждена.   Какое здоровье будет у ребёнка в дальнейшем?

  Современные научные исследования доказали важность сна для нормального психического и физического развития человека. Недосыпание и позднее укладывание спать приводит к раздражительности, нарушению психики, сердечно – сосудистым заболеваниям, снижению иммунитета, развитию диабета. И даже время укладывания спать имеет огромное значение, не только для детей, но и для взрослых.  С 21ч. до 23 час.  вырабатывается мелатонин – гормон сна, который помогает организму лучше отдохнуть, бороться с болезнями, расти детскому организму, влияет на настроение, вес. А если встать часов в 6.00- 7. 00 утра, то состояние и настроение будет лучше и день пройдет плодотворнее.  Не зря говорят: Кто рано встаёт – тому бог подаёт.

                  В советские времена большое значение придавали режиму дня для детей, начиная с рождения. Кормление по часам, определённое количество дневного сна.   Затем пришла западная теория:  кормить ребенка, когда попросит. Молодым мамам сложно разобраться, почему ребенок плачет. Ведь может он пить хочет, ему не комфортно…

 Дети в 80 годах были более крепкими, здоровыми, адекватными. У них голова была меньше засорена ненужными знаниями для их возраста. И они психически были более крепкими.

  Из жизни: Родители в восторге от знаний своего 4 летнего ребёнка: «Он столько знает! Говорит на английском, рассуждает о войне – ему это интересно». Педагог видит: У ребёнка плохо развит навык самообслуживания, еды.  На занятиях не может сосредоточиться, отвечает невпопад. В играх с детьми проявляет агрессию. И даже, придя в школу у ребенка остались проблемы агрессии, трудности в учебе.

.  

      Как же избежать этого? Надо просто услышать ребенка и помочь ему в овладении навыками и умениями. Когда ребенок начинает к чему -  то тянуться, не отталкивать его, а сделать вместе с ним. Объяснить правила безопасности. Даже если это малыш ещё до года. Он все поймет и сделает выводы.  Естественно это надо делать спокойно, вежливо, заинтересовав ребёнка.

Эти простые правила избавят родителей в дальнейшем от многих возрастных проблем детей. Ребёнок будет знать, чем себя занять, помогать родителям. Владея, этими знаниями и навыками детям легче будет адаптироваться в обществе.

Когда ребенок попадает в новую, на его взгляд, обстановку, начинается адаптация к новым условиям. Некоторое время ребенок осматривается, наблюдает, выжидает, изучает правила выживания в данных условиях. В большинстве случаев максимальное время ожидания для накопления информации об изменениях составляет 15 минут. После 15-минутного затишья начинается индивидуализация.

Из жизни. Когда мы приходим в гости, некоторое время дети ведут себя очень спокойно. Тише воды, ниже травы. А потом начинают беситься вместе с другими детьми. Мы не знаем, как их унять.

 - Дети первое время находятся в режиме спокойного ожидания. Они никому не мешают, никого из взрослых не достают, друг к другу не пристают. Идиллия продолжается минут пятнадцать. К сожалению, вы не догадываетесь, на что природа отводит время идиллии. На предъявление правил! Это то самое время, когда нужно сказать ребенку: «1. Мы пришли в гости. 2. Здесь хозяин — вот этот человек, и теперь он декларирует правила твоего поведения. У него можно и нужно спрашивать разрешения. Его зовут .... 3. В этом доме приняты следующие правила: можно ...; нельзя…». А вы что делаете? Вы думаете: «Мы пришли в гости, мы хотим отдохнуть». И дети чувствуют: родители расслабились. Хозяевам неудобно притеснять детей друзей: «Они же в гости пришли!» В итоге дети, предоставленные сами себе, сначала ведут себя тихо, а потом все активнее и шумливее.  Ребятки начинают подзаводить друг друга и продолжают делать это до тех пор, пока не лопнет терпение взрослых. Теперь только узурпаторскими методами — преследованием, экзекуцией, наказанием, криком — мы вводим детей в рамки. А почему? Да потому, что мы потеряли первичное даровое спокойное время адаптации к новым условиям, к новым правилам. Получается: если вовремя правила предъявлять, детей не надо унимать.

Психологи установили сроки крупномасштабных периодов развития.

Первое влияние на развитие и воспитание, адаптацию к миру ребенка происходит в семье до 7 лет. И от того, чему научат в семье, в этот период, таким ребенок войдет в следующий этап: адаптация   со средой взрослых — до 12 лет. Где на развитие ребенка влияют учителя, друзья. А после 12 начинается отождествление с самим собой, то есть индивидуализация. После 18 лет, если ребенку хватило тепла семенного очага и родительского солнца любви, начинается интеграция – мудрость!

Так давайте дадим детям на начальном этапе их жизни тепла, веры, любви столько, чтоб хватило на всю жизнь. Ведь многое чему ребенок вовремя не научиться, в дальнейшем ему будет сложнее научиться. И это будет отрицательно сказываться на дальнейшей жизни. Часто нерешительность, стеснительность, агрессия, проявляемая у взрослых людей и мешающая им жить – зародилась именно в детстве.

Так давайте любить своих детей с умом!

Использован материал из книг  Валявского А. С,  Яковис А. С.  «Оздоравливающие учебные игры» (СПб. ТЕССА, 2001).

Валявского А. С. «Как понять ребенка» (СПб. «ДИЛЯ», 2004).