Особенности познавательной сферы детей с нарушениями зрения: речь и общение
статья
Материал для воспитателей и родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Степовая Т.Н.
воспитатель
ГБДОУ д/с № 82
компенсирующего вида
Невского района
Статья
Особенности познавательной сферы детей с нарушениями зрения: речь и общение
Речь и общение
Для речи детей с нарушением зрения характерны следующие особенности:
- изменения темпа развития речи, нарушение словарно-семантической стороны речи, «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием;
- уровень спонтанной речи значительно ниже нормы по всем показателям: с позиции раскрытия темы – отражение лишь части предъявляемого материала; с позиции содержательной – фрагментарность, отражение в основном предметного содержания, отсутствие отражения динамики, трудности в соблюдении логичности связной речи;
- наиболее типичными являются системные недоразвития речи: непонимание смысловой стороны слова, которое не соотносится с чувственным образом предмета, использование слов усвоенных на чисто вербальной основе, эхолалии, отсутствие развернутых высказываний из-за недостатка зрительных впечатлений;
- слабое использование неязыковых средств общения – мимики, пантомимики, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действиям и выразительным средствам, используемым зрячими.
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, возникающее в возрасте 4-5 лет, понимание и переживание своего дефекта в подростковом возрасте. Слепые обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний говорящего. Оценивая эмоциональное состояние, они выделяют и адекватно оценивают такие качества личности говорящего, как активность, доминантность, тревожность.
Установка лиц с нарушением зрения по отношению к себе имеет свои особенности в первую очередь, это связано с оценкой своей внешности. При этом самооценка незрячими именно этого фактора зависит от критерия, который они используют: либо за точку отсчета берется свое собственное представление о себе, построенное исходя из оценки своего положения, либо происходит ориентация на внешние оценки, идущие от зрячих.
Существенную психолого-педагогическую проблему представляют некоторые стили воспитания слепого ребенка, приводящее к формированию негативных качеств личности:
- в атмосфере чрезмерной заботы: формируется чисто потребительская психология, тормозится образование таких необходимых качеств личности, как трудолюбие, самостоятельность, чувство личной ответственности и т.п.;
- деспотическое, подавляющее волю поведение родителей в отношениях со своим ребенком. Некоторые дети в этой ситуации уходят в себя, замыкаются, предаются мечтам. Ребенком растет либо несамостоятельным, либо вступает на путь непрерывного, хронического конфликта;
- эмоциональное отчуждение взрослых членов семьи и ребенка - приводит к отсутствию взаимопонимания между ними, к разрыву духовной близости. Слепой ребенок в такой семье живет своими интересами, замкнувшись в себе.
Сочетание высокой самооценки и низкого уровня притязаний слепых подростков, свидетельствуют о том, что их в большинстве случаев удовлетворяет средний уровень развития.
Для незрячих подростков личностно значимым является сфера отношения со
сверстниками, близкими взрослыми, отношение к своему дефекту. Большинство неадекватно относится к своему дефекту, игнорируя его или вытесняя. Можно также наблюдать тенденцию к сравнению себя со зрячими, желание доказать, что они лучше их. В этом также проявляются глубокие внутренние конфликты и неадекватность поведения.
Особенности деятельности
Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности:
- двигательная сфера слепых и слабовидящих детей наиболее тесно связана с дефектом и его влияние на двигательные акты оказывается наибольшим;
- в дошкольном возрасте у слепых взаимозаменяемыми формами ведущей деятельности являются предметная и игровая, а в младшем школьном игра и учение;
- в возрасте до 3 лет значительное отставание в психическом развитии, в неточных представлениях об окружающем мире, в недоразвитии предметной деятельности, в замедленно развивающемся практическом общении;
- значительное расхождение между пониманием функционального назначения предмета и возможностью выполнить конкретное действие с предметом. Трудности усвоения предметных действий приводят к тому, что многие дети даже старшего дошкольного возраста в спонтанном поведении остаются на уровне предметно-практической деятельности;
- трудности слепых в овладении предметными действиями сказываются на формировании всех видов деятельности, в том числе и игровой: бедность игрового сюжета, содержания игры, схематизм игровых и практических действий;
- трудности организации совместной деятельности и предметного общения детей с нарушением зрения остаются и в младшем школьном возрасте;
- формирование учебной деятельности является длительным и сложным процессом.
Учение на первых порах имеет не учебную мотивацию. Мотивами, побуждающими младших слепых школьников к развертыванию активной деятельности, являются непосредственный интерес, а побудительными мотивами интеллектуальной самостоятельности становится понимание поставленной цели, соотнесение ее со средствами выполнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения.
У детей с нарушениями зрения формирование речи с первых дней жизни протекает в особых условиях. Это необходимо учитывать при планировании и проведении лого-коррекционной работы с детьми....
Эмоциональная сфера детей с нарушениями зрения
В статье раскрываются особенности и специфика эмоциональной сферы детей с нарушением зрения...
Музыкотерапия в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения
1. Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического метода.2. История развития музыкотерапии.3. Практическое использование м...
Познавательная сфера детей с нарушениями зрения психические функции
Материал для педагогов и родителей...
Технология развития сенсорной сферы детей с нарушением зрения с использованием дидактических игр
Игры и упражнения, направленные на развитие способов тактильного восприятия предметов....
Особенности познавательной сферы детей с нарушением речи
Дети с речевой патологией имеют ряд особенностей в развитии познавательной сферы, что стоит учитывать в коррекционной работе при тесном взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ....
Статья "Особенности познавательной сферы детей с нарушениями зрения"
Нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности: - внимание - память - зрительные предметные представления - мышление - речь и общение - особенности развития двиг...