Родительское собрание на тему: «Проблемы речевого развития детей в современных условиях»
консультация (подготовительная группа)

Артамонова Ирина Борисовна

Родительское собрание на тему: «Проблемы речевого развития детей в современных условиях»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Проблемы речевого развития детей в современных условиях»

                                                           Подготовила Артамонова Ирина Борисовна                                                              
                                                            «А как речь – то говорит, словно реченька журчит»

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Вступление. Добрый вечер, уважаемые родители!  Рада всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «развития речи наших детей»

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»: (Рада, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решила посвятить наше собрание развитию речи детей).

Если «нет», не задумываемся: (очень жаль, вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?)

Основная часть:

- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?  (воспитатель записывает названные родителями характеристики речи на доске):

Речь должна быть.                            

Грамотной

Понятной

Выразительной

Осмысленной

Богатой

Это идеал. А что же получается на самом деле? 

Проблемы наших детей

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

Односложная речь.  Состоящая из одних простых предложений речь.

Бедная речь. Недостаточный словарный запас.

Слова – «паразиты».  Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых.

Грамотные вопросы. Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.

Составление рассказов. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (а к школе это умение приобрести просто необходимо).

Не могут логически объяснять.

Речь не выразительна. Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где- то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.

Плохая дикция.  Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

  Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца)

Что же делать? Мы приготовили папку – передвижку с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр), в которые мы играем, и вы можете поиграть дома.

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

  1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
  • Составлению творческих рассказов
  • Составлению рассказов по картине, по серии картин
  • Пересказам

А помогают нам в этом вот такие схемы (показываем).

  • Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память.
  • Улучшению звукопроизношения способствует скороговорки, чистоговорки.
  • Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки. Это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
  • И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.

С ребятами стали играть в познавательные игры на фишки. Кто больше заработает фишек. Я задаю вопросы – дети отвечают.

И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, я приглашаю вас в небольшое путешествие, в это путешествие мы отправимся на поезде.

Садимся в поезд и со словами «чух-чух-чух» отправляемся в путь.

Первая станция, называется "Станция слов" На этой станции дети обогащают свой словарный запас (узнают новые и интересные слова), так же упражняются (подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным существительные).

Игра "Подбери прилагательные к существительным" (игра с мячом).

(Я говорю существительное, вы прилагательное)

Яблоко- какое оно- вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д.

Снег- какой он- пушистый, белый, холодный и т.д.)

Вода- какая она- прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д.

Солнце-какое оно - яркое, желтое, теплое, круглое и т.д.

А также на этой станции учимся подбирать слова с противоположными значениями.

Игра "Противоположности", "Антонимы".

Мы должны найти свою противоположную пару: длинный- короткий, высокий – низкий, добрый – злой, теплый – холодный…

Какие вы молодцы. На какой мы сейчас станции были? "Станция слов", правильно, а сейчас отправляемся дальше, на следующую станцию, которая называется "Станция звуков". Садимся в поезд со словами "чух- чух-чух", поехали на следующую станцию. На этой станции дети учатся правильно и отчетливо произносить все звуки.

Давайте мы поучимся и поиграем в игру "Назови слово со звуком «М» (молоко, малина, магазин…).

Молодцы! А теперь определим место звука в слове (в начале, середине, конце).

Игра "Определи звук [д] в слове" Если вы услышите слово со звуком "д" вы хлопаете, затем определяем, где был звук.         

дом- [д]- в начале слова, дятел- [д]- в начале слова, дедушка- [д]- в начале и в середине слова, деревня- [д]- в начале слова, тетрадь- [д]- в конце слова, смородина- [д]- в середине слова, виноград- [д]- в конце слова.

- Умники! В какой мы были стране? (стране Звуков).

- Что мы делали? Но нам нужно дальше продолжать наше путешествие. Садимся в поезд и со словами «чух-чух-чух»     отправляемся в путь.

Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется "Станция грамматики”.

В этой стране мы учимся связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Продолжаем знакомиться с разными способами образования слов. Поиграем в игру "Где живут продукты?"

У каждого продукта есть свой домик, мы с вами будем угадывать название домика.

Сахар- (ница), хлеб- (ница), масло- (ница), соль- (онка), перец, чай, кофе, салат, конфеты.

Учимся образовывать однокоренные слова, т.е. похожие друг с другом: медведь- медвежата; дом – домик – домашний – домище - домишко; снег – снежный – снегопад – снегоход – снеготранспортер; лес – лесной – лесник, боль – больница – больной – больничный; рыба – рыбка – рыбак – рыбный; цветы – цветник – цветик - цветок.

Давайте поучимся с вами придумывать слова похожие друг на друга.

Игра "Продолжи цепочку"

Чай- чайник - чайничек.

Кофе - кофейник - кофейничек

Нож, ковш, таз, кувшин

Молодцы! На этой станции учимся составлять сложные и простые предложения.

Игра «Составь предложения из набора слов»

Вы, молодцы, хорошо потрудились на этой станции, которая как называется? "Станция грамматики". Что мы делали на этой станции? Ну, а нам нужно отправляться дальше на последнюю станцию, которая называется "Сказки- рассказки". Садимся в поезд и  поехали: «Чух-чух-чух».

Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется "Сказки - рассказки". На этой станции дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы. И мы давайте с вами попробуем рассказать и обыграть сказки.

Игра "Расскажи и обыграй сказку" (родители делятся на 2 команды, каждой команде выдается картинка сказки, они должны рассказать и обыграть сказку)

 Вы такие вы молодцы! Как вы интересно рассказали и обыграли сказку. Вам понравилось? (Ответы родителей)

Молодцы, со всеми заданиями справились. Познакомились с тем, как развивается речь детей в нашей группе.  

Что дома надо делать:

  1. В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
  2. Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)
  3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в        развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное
  4.      Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:
  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали?!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами!
  • Я помогу тебе.
  • Я радуюсь твоим успехам!
  • Расскажи мне, что с тобой?

И, напоследок, хочу вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Родительская конференция по развитию речи детей. Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Родительская конференция по развитию речи детей.Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. Ход собрания - Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родител...

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание«Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»...