Родительское собрание на тему: «Проблемы речевого развития детей в современных условиях»
консультация (подготовительная группа)
Родительское собрание на тему: «Проблемы речевого развития детей в современных условиях»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_problemy_rechevogo_razvitiya_detey_v_sovremennyh_usloviyah.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: «Проблемы речевого развития детей в современных условиях»
Подготовила Артамонова Ирина Борисовна
«А как речь – то говорит, словно реченька журчит»
Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
Вступление. Добрый вечер, уважаемые родители! Рада всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «развития речи наших детей»
Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?
И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
Если «да»: (Рада, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решила посвятить наше собрание развитию речи детей).
Если «нет», не задумываемся: (очень жаль, вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?)
Основная часть:
- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу? (воспитатель записывает названные родителями характеристики речи на доске):
Речь должна быть.
Грамотной
Понятной
Выразительной
Осмысленной
Богатой
Это идеал. А что же получается на самом деле?
Проблемы наших детей
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:
Односложная речь. Состоящая из одних простых предложений речь.
Бедная речь. Недостаточный словарный запас.
Слова – «паразиты». Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых.
Грамотные вопросы. Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.
Составление рассказов. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (а к школе это умение приобрести просто необходимо).
Не могут логически объяснять.
Речь не выразительна. Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где- то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.
Плохая дикция. Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.
Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца)
Что же делать? Мы приготовили папку – передвижку с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр), в которые мы играем, и вы можете поиграть дома.
Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
- В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
- Составлению творческих рассказов
- Составлению рассказов по картине, по серии картин
- Пересказам
А помогают нам в этом вот такие схемы (показываем).
- Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память.
- Улучшению звукопроизношения способствует скороговорки, чистоговорки.
- Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки. Это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
- И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.
С ребятами стали играть в познавательные игры на фишки. Кто больше заработает фишек. Я задаю вопросы – дети отвечают.
И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, я приглашаю вас в небольшое путешествие, в это путешествие мы отправимся на поезде.
Садимся в поезд и со словами «чух-чух-чух» отправляемся в путь.
Первая станция, называется "Станция слов" На этой станции дети обогащают свой словарный запас (узнают новые и интересные слова), так же упражняются (подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным существительные).
Игра "Подбери прилагательные к существительным" (игра с мячом).
(Я говорю существительное, вы прилагательное)
Яблоко- какое оно- вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д.
Снег- какой он- пушистый, белый, холодный и т.д.)
Вода- какая она- прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д.
Солнце-какое оно - яркое, желтое, теплое, круглое и т.д.
А также на этой станции учимся подбирать слова с противоположными значениями.
Игра "Противоположности", "Антонимы".
Мы должны найти свою противоположную пару: длинный- короткий, высокий – низкий, добрый – злой, теплый – холодный…
Какие вы молодцы. На какой мы сейчас станции были? "Станция слов", правильно, а сейчас отправляемся дальше, на следующую станцию, которая называется "Станция звуков". Садимся в поезд со словами "чух- чух-чух", поехали на следующую станцию. На этой станции дети учатся правильно и отчетливо произносить все звуки.
Давайте мы поучимся и поиграем в игру "Назови слово со звуком «М» (молоко, малина, магазин…).
Молодцы! А теперь определим место звука в слове (в начале, середине, конце).
Игра "Определи звук [д] в слове" Если вы услышите слово со звуком "д" вы хлопаете, затем определяем, где был звук.
дом- [д]- в начале слова, дятел- [д]- в начале слова, дедушка- [д]- в начале и в середине слова, деревня- [д]- в начале слова, тетрадь- [д]- в конце слова, смородина- [д]- в середине слова, виноград- [д]- в конце слова.
- Умники! В какой мы были стране? (стране Звуков).
- Что мы делали? Но нам нужно дальше продолжать наше путешествие. Садимся в поезд и со словами «чух-чух-чух» отправляемся в путь.
Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется "Станция грамматики”.
В этой стране мы учимся связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Продолжаем знакомиться с разными способами образования слов. Поиграем в игру "Где живут продукты?"
У каждого продукта есть свой домик, мы с вами будем угадывать название домика.
Сахар- (ница), хлеб- (ница), масло- (ница), соль- (онка), перец, чай, кофе, салат, конфеты.
Учимся образовывать однокоренные слова, т.е. похожие друг с другом: медведь- медвежата; дом – домик – домашний – домище - домишко; снег – снежный – снегопад – снегоход – снеготранспортер; лес – лесной – лесник, боль – больница – больной – больничный; рыба – рыбка – рыбак – рыбный; цветы – цветник – цветик - цветок.
Давайте поучимся с вами придумывать слова похожие друг на друга.
Игра "Продолжи цепочку"
Чай- чайник - чайничек.
Кофе - кофейник - кофейничек
Нож, ковш, таз, кувшин
Молодцы! На этой станции учимся составлять сложные и простые предложения.
Игра «Составь предложения из набора слов»
Вы, молодцы, хорошо потрудились на этой станции, которая как называется? "Станция грамматики". Что мы делали на этой станции? Ну, а нам нужно отправляться дальше на последнюю станцию, которая называется "Сказки- рассказки". Садимся в поезд и поехали: «Чух-чух-чух».
Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется "Сказки - рассказки". На этой станции дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы. И мы давайте с вами попробуем рассказать и обыграть сказки.
Игра "Расскажи и обыграй сказку" (родители делятся на 2 команды, каждой команде выдается картинка сказки, они должны рассказать и обыграть сказку)
Вы такие вы молодцы! Как вы интересно рассказали и обыграли сказку. Вам понравилось? (Ответы родителей)
Молодцы, со всеми заданиями справились. Познакомились с тем, как развивается речь детей в нашей группе.
Что дома надо делать:
- В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
- Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)
- Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное
- Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами!
- Я помогу тебе.
- Я радуюсь твоим успехам!
- Расскажи мне, что с тобой?
И, напоследок, хочу вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста»
Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....
Родительская конференция по развитию речи детей. Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
Родительская конференция по развитию речи детей.Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....
Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. Ход собрания - Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родител...
Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание "Особенности и проблемы речевого развития"...
Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание«Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»...