Статья. Игры и упражнения
картотека (младшая группа)

Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций

 

В возрасте 2-4 лет малыши иногда становятся неуправляемыми и агрессивными. ОТКУДА БЕРЕТСЯ АГРЕССИЯ??? В каждом человеке от природы есть агрессия, это своеобразный защитный механизм, реакция на раздражение.

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию, детского коллектива, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать других. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокаиваются до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.         Например, такой ребенок будет сознательно одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит ее крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешения и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли, очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребенка единственный механизм «выхода» психо-эмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

И прежде всего, родители должны понять, что стало причиной агрессии:
• Обстановка в семье. Если папа и мама ругаются и спорят, ребенок принимает это на свой счет. Как мыслит ребенок: «Они ругаются, значит, я плохой».
• Физическое и моральное наказание, унижение, психологический отказ от ребенка.
Например, в надежде ускорить действия ребенка мамы часто говорят: «Я сейчас уйду, а ты останешься». Страх разлучения с мамой — самый страшный для ребенка. Если она пользуется такими приемами, малыш находится в постоянном стрессе.
• Неблагоприятная обстановка в детском саду. В группе есть дети-агрессоры, которые провоцируют малыша на постоянную защиту или воспитатели пользуются угрозами для достижения своих целей.
• Непринятие чувств ребенка, запреты выражать грусть, обиду, горечь.
Ребенку говорят: «Фу, какая ты некрасивая, когда плачешь!» или «Не реви, ты же мальчик!». Если эмоции не прорабатываются, они накапливаются и выливаются в агрессивное поведение.
• Повышенная тревожность малыша. Если мама сама находится в постоянном стрессе или чрезмерно опекает малыша: «Не лезь на горку, это опасно!» или «Не ходи туда, упадешь». Мир начинает казаться малышу опасным и он защищается от него.

КАК ВЫГЛЯДИТ ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ? Агрессия у ребенка выражается по-разному:

• он дерется
• кусается
• бьет родителей
• говорит обидные или грубые слова
• причиняет боль себе — бьется об пол головой, кусает себя, царапает
• он не идет на компромисс с друзьями, ни в чем никому не уступает
• он любит отрицательных героев (Кащея, Бабу-Ягу), старается им подражать, не замечает положительных героев 

Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в описанные в данном разделе игры, полезными будут и игры из разделов о нарушениях в общении и использовании методов художественного творчества, танцевальной и двигательной терапии. СНИМАЕМ СТРЕСС, чтобы направить агрессию ребенка в нужное русло и дать ей выплеснуться, психологи советуют играть в определенные игры, где это негативное поведение может быть управляемым. В эти игры могут играть и родители, и сами дети в садике.

 

Игра 1. «Обзывалки»

Мама и ребенок встают друг напротив друга и кидают друг другу мяч. Когда ребенок кидает, он может назвать маму «обидным» словом, которое на самом деле разрешено, например, «Ты капуста!» — «А ты помидор!» и т. д.

Игра 2. «Пыль»

Предложите ребенку выбить пыль из подушки. Пусть он колотит ее, кричит.

Игра 3. «Борьба на подушках»

Включите веселую музыку, возьмите в руки подушки и слегка подеритесь ими. Но родители четко должны установить правила — не бить руками, не кричать обидные слова. Если правила нарушаются, игра останавливается.

Игра 4. «Снежки»

Предложите ребенку комкать листы бумаги и бросать ими друг в друга.

Игра 5. «Салют»

Ребенок рвет бумагу и с силой бросает ее вверх. Потом все вместе убирают мусор с пола.

Игра 6. «Мячик, катись!»

Теннисный мячик кладется на ровную поверхность. Ребенку предлагают сдуть его, чтобы он прокатился по заданной траектории. Игры с участием дыхательных элементов психологи считают самыми эффективными.

Игра 7. «Лягушка»

Если малыш любит купаться, предложите ему дуть на поверхность воды, чтобы получились волны. Усилия ребенка должны быть достаточно интенсивными.

Игра 8. «Ураган»

Сядьте напротив малыша и предложите ему вас сдуть. Пусть он наберет в легкие побольше воздуха и как следует дует на вас — мама при этом делает вид, что сопротивляется потокам воздуха.

Игра 9. «Упрямый барашек»

Малыш ложится на пол и с силой выпрямляет ноги, в воздух или бьет ими об пол. На каждый удар он может говорить «Нет!».

Игра 10. «Футбол»

Ребенок и взрослый играют в футбол подушкой. Ее можно отнимать, пинать, бросать — главное, соблюдать все правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_agressivnyy_rebenok.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций

В возрасте 2-4 лет малыши иногда становятся неуправляемыми и агрессивными. ОТКУДА БЕРЕТСЯ АГРЕССИЯ??? В каждом человеке от природы есть агрессия, это своеобразный защитный механизм, реакция на раздражение.

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию, детского коллектива, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать других. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокаиваются до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.        Например, такой ребенок будет сознательно одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит ее крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешения и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли, очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребенка единственный механизм «выхода» психо-эмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

И прежде всего, родители должны понять, что стало причиной агрессии:
• Обстановка в семье. Если папа и мама ругаются и спорят, ребенок принимает это на свой счет. Как мыслит ребенок: «Они ругаются, значит, я плохой».
• Физическое и моральное наказание, унижение, психологический отказ от ребенка.
Например, в надежде ускорить действия ребенка мамы часто говорят: «Я сейчас уйду, а ты останешься». Страх разлучения с мамой — самый страшный для ребенка. Если она пользуется такими приемами, малыш находится в постоянном стрессе.
• Неблагоприятная обстановка в детском саду. В группе есть дети-агрессоры, которые провоцируют малыша на постоянную защиту или воспитатели пользуются угрозами для достижения своих целей.
• Непринятие чувств ребенка, запреты выражать грусть, обиду, горечь.
Ребенку говорят: «Фу, какая ты некрасивая, когда плачешь!» или «Не реви, ты же мальчик!». Если эмоции не прорабатываются, они накапливаются и выливаются в агрессивное поведение.
• Повышенная тревожность малыша. Если мама сама находится в постоянном стрессе или чрезмерно опекает малыша: «Не лезь на горку, это опасно!» или «Не ходи туда, упадешь». Мир начинает казаться малышу опасным и он защищается от него.

КАК ВЫГЛЯДИТ ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ? Агрессия у ребенка выражается по-разному:

• он дерется
• кусается
• бьет родителей
• говорит обидные или грубые слова
• причиняет боль себе — бьется об пол головой, кусает себя, царапает
• он не идет на компромисс с друзьями, ни в чем никому не уступает
• он любит отрицательных героев (Кащея, Бабу-Ягу), старается им подражать, не замечает положительных героев 

Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в описанные в данном разделе игры, полезными будут и игры из разделов о нарушениях в общении и использовании методов художественного творчества, танцевальной и двигательной терапии. СНИМАЕМ СТРЕСС, чтобы направить агрессию ребенка в нужное русло и дать ей выплеснуться, психологи советуют играть в определенные игры, где это негативное поведение может быть управляемым. В эти игры могут играть и родители, и сами дети в садике.

Игра 1. «Обзывалки»

Мама и ребенок встают друг напротив друга и кидают друг другу мяч. Когда ребенок кидает, он может назвать маму «обидным» словом, которое на самом деле разрешено, например, «Ты капуста!» — «А ты помидор!» и т. д.

Игра 2. «Пыль»

Предложите ребенку выбить пыль из подушки. Пусть он колотит ее, кричит.

Игра 3. «Борьба на подушках»

Включите веселую музыку, возьмите в руки подушки и слегка подеритесь ими. Но родители четко должны установить правила — не бить руками, не кричать обидные слова. Если правила нарушаются, игра останавливается.

Игра 4. «Снежки»

Предложите ребенку комкать листы бумаги и бросать ими друг в друга.

Игра 5. «Салют»

Ребенок рвет бумагу и с силой бросает ее вверх. Потом все вместе убирают мусор с пола.

Игра 6. «Мячик, катись!»

Теннисный мячик кладется на ровную поверхность. Ребенку предлагают сдуть его, чтобы он прокатился по заданной траектории. Игры с участием дыхательных элементов психологи считают самыми эффективными.

Игра 7. «Лягушка»

Если малыш любит купаться, предложите ему дуть на поверхность воды, чтобы получились волны. Усилия ребенка должны быть достаточно интенсивными.

Игра 8. «Ураган»

Сядьте напротив малыша и предложите ему вас сдуть. Пусть он наберет в легкие побольше воздуха и как следует дует на вас — мама при этом делает вид, что сопротивляется потокам воздуха.

Игра 9. «Упрямый барашек»

Малыш ложится на пол и с силой выпрямляет ноги, в воздух или бьет ими об пол. На каждый удар он может говорить «Нет!».

Игра 10. «Футбол»

Ребенок и взрослый играют в футбол подушкой. Ее можно отнимать, пинать, бросать — главное, соблюдать все правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Игры и упражнения детей пятого года жизни по развитию речи.

В данной статье показано и расписано как помогают игры и упражнения по развитию речи закреплять произношение звуков, выговаривание некотырых слов, понятий...

Статья. Логопедические игры и упражнения со скакалкой.

Статья посвещена использованию подвижных игр со скакалкой на логопедических занятиях с детьми подготовительной группы, имеющими фонетическое нарушение речи....

статья речевые игры и упражнения для детей 2-3 лет

2.1  Понятие   речевые    игры   и  упражнение .   Речевые   игры   мы   относим ,  к  обучающим   дидактические,   сюжетно-дидакт...

Статья «Игры и упражнения для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

«Игры и упражнения для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»  Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных ха...

Статья: "Игры и упражнения с обручем"

Первоначально обруч создавался как игрушка для детей, сравнительно быстро он стал завоевывать авторитет и среди взрослых, став одним из самых полезных инструментов для похудения и поддержания мышц в т...

Статья:"Игры и упражнения с обручем"

Первоначально обруч создался как игрушка для детей, сравнительно быстро он стал завоевывать авторитет и среди взрослых, став одним из самых полезных инструментов для похудения и поддержания мышц в тон...