Консультация для родителей
консультация

Позднякова Вера Анатольевна

Консультация для родителей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

              «Безопасный интернет»

Сегодня мы рассмотрим одно из звеньев работы с компьютером, а именно – пользование Интернетом. Более того, в настоящее время для выхода в интернет не обязательно пользоваться компьютером, если есть телефон.

Интернет является своеобразным окном в мир, через который можно получить доступ к любой информации или поделиться ею. Именно в интернете детям проще найти информацию для подготовки того или иного сообщения, можно значительно расширить свой кругозор, посмотреть фото и видео материалы, позволяющие наглядно представить себе ту или иную ситуацию, изученную на уроке. С помощью интернета можно узнать домашние задания, пообщаться с одноклассниками, послушать музыку и многое другое. Наша задача, как педагогов, так и родителей научить подрастающее поколение пользоваться информационными ресурсами, отбирать и использовать информацию.

 Актуальность проблемы.

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в сети Интернет становится актуальной в связи с постоянным ростом несовершеннолетних пользователей. Число пользователей Интернета в России стремительно растет и молодеет, доля детской аудитории среди них очень велика. Для многих российских школьников Интернет становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Вместе с тем, в Интернете содержатся огромные массивы информации, которая является запрещенной для детей, так как может нанести вред их физическому и психическому здоровью, духовному и нравственному развитию.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет. Формирование навыков информационной безопасности должно осуществляться на уроках информатики, обществознания, ОБЖ и т. д. и во внеурочной деятельности.

Достичь высоких результатов в обеспечении информационной безопасности детей невозможно без привлечения родителей. Часто родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается их ребенок в сети Интернет.

Сегодня мы рассмотрим виды существующих интернет угроз и рекомендации по обеспечению безопасности ребенка в сети Интернет дома.

Статистика посещения детьми интернета

Компания RUметрика провела масштабное исследование, сделав следующие выводы:

Детская аудитория Интернета составляет почти 9 млн. Из них три четверти пользуются ресурсами без контроля со стороны родителей.

Около 40 % детей посещают сайты, содержащие материалы с пометкой 18+.

Примерно 20% просматривают видео, содержащее сцены насилия, а также другие нежелательные материалы (нецензурная лексика, наркотики, суициды).

Только половина детей не встречали в сети ссылок или ресурсов, содержание которых не предназначено для детей.

Виды угроз сети Интернет.

• Угроза заражения вредоносным ПО. Ведь для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить не только почту, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители информации или скачанные из Интернет файлы.

Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов. Дети, неискушенные в вопросах социальной инженерии, могут легко попасться на уговоры злоумышленника. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов.

• Доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии, убийствам, страницы с националистической или фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в сети без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна содержащие любую информацию;

• Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи;

• Неконтролируемые покупки. Не смотря на то, что покупки через Интернет пока еще являются новшеством для большинства из нас, но скоро и эта угроза может стать весьма актуальной.

Советы для родителей.

1. Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернет;

2. Объясните детям, что если в Интернет что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством;

3. Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т. д., использовании онлайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;

4. Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т. д. ;

5. Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернет нет разницы между неправильными и правильными поступками;

6. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернет. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни;

7. Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;

8. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернет– правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;

9. Не забывайте контролировать детей в Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.

Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками

• Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том. что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и знать, что вы хотите ему помочь, а не наказать.

• Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять, насколько произошедшее серьезно и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка.

• Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или попал в неприятную ситуацию (потратил ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества) – успокойте его и вместе с ним разберитесь в ситуации: что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете.

• Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке, жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время.

• Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств: зайдите на страницы сайта, где был ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем это может пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы).

• Если вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен или вообще не идет на контакт, или вы не знаете как поступить – обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и другое, где вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС и другие).

Надеюсь, что наши советы и правила помогут вам правильно организовать пользование компьютером в вашей семье.



Предварительный просмотр:

Перечень прав ребенка в детском саду формируется на основе Конвенции о правах ребенка, подписанной практически всеми странами-участницами ООН. Кроме того, при защите прав ребенка в нашей стране действуют некоторые нормативно-правовые акты: «Семейный кодекс» РФ, Закон «Об образовании», Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

1. Право на образование и развитие физических и творческих способностей ребенка

В каждом детском саду должны быть специальные развивающие занятия. Ребенок должен не только играть и гулять, но еще и развиваться. С этой целью в каждом детском саду имеются педагоги, которые помогают ребенку развиться как в физическом, так и в творческом и умственном плане. Если этого не происходит – можно говорить о том, что права ребенка в детском саду нарушаются.

В настоящий момент в нашей стране существует огромная сеть детских садов, работающих как в дневное время, так и круглосуточно. Кроме того, постоянно разрабатываются новые образовательные программы, направленные на всестороннее развитие ребенка. В связи с этим, как правило, эти права ребенка в детском саду не нарушаются.

2. Право на игру

Делая упор на образовании ребенка и развитии его творческих способностей, нельзя забывать и о другом важном праве – праве на игру. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, поэтому в детском саду на игру должно отводиться достаточное количество времени. Если Вы приходите в детский сад – и видите, что дети вместо игры, развивающих занятий или прогулки сидят перед телевизором или, еще хуже, компьютером – Вы можете пожаловаться на то, что права Вашего ребенка в детском саду нарушаются.

3. Право на жизнь и здоровье

Информация о необходимости охраны здоровья детей дана во многих правовых актах – например, в Законе «Об образовании» сказано, что любое образовательное учреждение (в том числе, и детский сад) должно обеспечить защиту здоровья и жизни своих воспитанников. Таким образом, права ребенка в детском саду включают в себя возможность своевременного оказания необходимой медицинской помощи в случае необходимости.

Таким образом, если Вы приходите в детский сад – и с удивлением обнаруживаете, что в детском саду не медицинского кабинета, медсестры или аптечки со всеми необходимыми по инструкции препаратами – Вы можете пожаловаться на нарушение.

4. Право на защиту от всех форм жестокого обращения

К понятию «жестокое обращение» относятся не только откровенные побои и другие виды физического или сексуального насилия, но также и эмоциональное насилие (прилюдные унижения, оскорбления, крик).

К сожалению, нарушения таких прав ребенка в детском саду встречаются сплошь и рядом. Воспитательницы считают своим священным долгом отвесить оплеуху расшалившемуся ребенку, крикнуть на него или прилюдно унизить, используя бранные слова. Если Вы каким-то образом узнали о том, что к Вашему ребенку применяется какой-либо вид насилия – обращайтесь в вышестоящие инстанции и срочно меняйте детский сад.

5. Право на защиту интересов и нужд ребенка

Интересам и нуждам ребенка должно оказываться должное внимание. Например, в детском саду воспитатель не должен сидеть и читать книжку или сидеть в интернете, пока дети предоставлены сами себе. Реализация этих прав ребенка в детском саду подразумевает постоянное внимание воспитателя к детям и удовлетворение их нужд. Если малыш хочет в туалет – воспитатель обязан отвести его в специально отведенное место и усадить на горшок. То же самое относится и к чистым полотенцам, безопасным игрушкам и т.д.

6. Право на полноценное питание

Растущему организму требуется полноценное, качественное и достаточное питание. В связи с этим, если в детском саду Вашему ребенку дают просроченные продукты, кормят одними кашами или порции слишком маленькие – это прямое нарушение прав ребенка в детском саду.

Некоторые обязанности и права ребенка в детском саду регулируются определенными правилами, установленными в детском саду, и распорядком дня. Некоторые детские сады строго относятся к опозданиям, поэтому лучше приходить пораньше, чтобы не остаться в числе тех, кого не пустили. Чтобы не было досадных накладок, лучше заранее ознакомиться с Уставом детского сада и строго соблюдать его.

Как родители могут защитить права ребенка в детском саду?

Только в силах родителей проследить за соблюдением прав ребенка в детском саду. Выбирая детский сад для своего ребенка, убедитесь в том, что в этом учреждении работает квалифицированный персонал, который не способен нарушить права ребенка в детском саду и в состоянии обеспечить Вашему малышу комфортное пребывание и всестороннее развитие. С этой целью можно посмотреть отзывы в Интернете, посетить детский сад заранее и пообщаться с персоналом.

Уже после поступления ребенка в детский сад Вы не только можете, но и просто обязаны интересоваться внутренним распорядком детского сада, режимом дня, образовательными стандартами и программами, по которым проводят занятия с детьми. Не бойтесь задавать вопросы, общаться с другими родителями и жаловаться, если Вас что-то не будет устраивать. Начать можно с заявления на имя директора детского сада. Если соответствующих мер принято не будет, Вы имеет полное право обратиться в правоохранительные органы или другие инстанции по защите прав ребенка.

 Знайте права своего ребенка в детском саду и умейте их отстаивать!



Предварительный просмотр:

Мы из прошлого: 15 советских игр, которые круче современных

Современные школьники просят у родителей айфоны, навороченные компьютеры, гироскутеры, смарт-часы. Мы были скромнее и изворотливее, а игры в нашем детстве казались веселее!

Многие любимые игры детей 80-х и 90-х навсегда остались в прошлом. «Казаки-разбойники», «Банки», «Войнушки», «Ашички» теперь сохранились лишь в памяти взрослых. Может, пора начинать отрывать детей от виртуальных танков, выгонять их во двор и учить тому, как можно с помощью обычной консервной банки или бельевой резинки организовать досуг? Ведь все-таки у нас было самое лучшее детство без интернета.

У каждого ребенка был свой тайничок с сокровищами в виде маминых стеклянных бус и пластмассовых колец. Ребята гордились кладами, где прятали вкладыши от «Турбо» или кусок расплавленного свинца.

Игра в резиночку

Для этой детской забавы требовалась только бельевая резинка, которую все девочки (от 5 до 15 лет) носили всегда при себе. В резиночку играли во дворах или на школьных переменах. Правила простые: две девочки надевали резиночку на щиколотки (иногда опорой выступали стулья со столами), а третья прыгала через нее. Потом условия усложнялись, в итоге резиночку натягивали до уровня шеи. Задача прыгающего – не задеть резинку, не запутаться в ней, а чтобы не цепляться обувью, часто играли босиком. Если кто-то из участников ошибался, то менялся с девочками, которые держали резиночки. Сегодня пытаются возродить некогда популярную игру: во многих городах даже проводят чемпионаты по играм в резиночку. К участию допускаются все желающие любых возрастов.

Альбомы с наклейками

В России альбомы с наклейками появились только в 1990-е. Подобное коллекционирование сразу стало популярным как у детей, так и у взрослых. Собирали все подряд. «Том и Джерри», «Король Лев», «Черепашки-ниндзя», «Парк юрского периода» – под каждый альбом продавались наклейки. Конечно, были редкие экземпляры, за которыми гонялись все школьники. Правда, создатели альбомов из компании Panini заявляли, что наклейки производятся в одинаковом количестве, но в процессе сбора все равно появлялись раритетные картинки. Тогда в дело вступал обмен. Ради заветной наклейки школьники были готовы отдать все карманные деньги. Если их не было, то за наклейку предлагали написать реферат. Кстати, альбомы с наклейками снова входят в моду. Например, к чемпионату-2018 появились альбомы, посвященные футболу.

Фишки

Если современному ребенку показать коллекцию фишек (картонные или пластиковые карточки с нарисованными героями из мультфильмов и детских ТВ-шоу), то он вряд ли сообразит, что с ней нужно делать. Для игры в фишки (или кепсы) чаще использовали школьную парту. На нее складывали фишки в стопку и кидали. Перевернутые карточки забирались игроком.

 «Колечко-колечко»

«Колечко-колечко, выйди на крылечко!» – до сих пор слышатся эти заветные слова, которые возвращают снова и снова в дворовое детство. Время, когда собирались всей гурьбой, садились в ряд и играли в «Колечко». Конечно, кольца тогда мало кто носил, поэтому играли скорее в пуговицу или монетку. Правила очень простые: ведущий держал в сложенных ладонях какой-то мелкий предмет, потом по очереди обходил каждого игрока, стараясь незаметно подбросить колечко. При этом обязательно нужно было произносить считалочку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». После этого произносил те самые «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Игрок, которому достался предмет, вскакивал и пытался убежать. Задача остальных участников – задержать убегающего.

Тамагочи

Виртуального питомца изобрели в Японии в середине 90-х. В России тамагочи появился в конце 90-х. Эта игрушка в виде небольшого пластмассового яйца с экраном и тремя кнопками сразу покорила миллионы детей. Когда игра запускалась, маленький питомец начинал требовать к себе внимания. Он мог захотеть есть, пить. Иногда на зверька находила депрессия, и его нужно было развеселить. Если питомцу вовремя не оказать услугу, то он умирал.

«Ашички»

Эта дворовая игра пришла к нам из Казахстана, была популярна в начале 80-х. Сегодня, конечно, вряд ли встретишь мальчишек, которые будут гордиться бараньими косточками (ашичками). В России их заменили различными персонажами (индейцами, крестоносцами, неандертальцами и т. д.). Войска ставили на бордюр асфальта, а лобанами (металлическими цилиндрами, у каждого игрока был свой) старались сбить героев. Сколько выбивали, столько и забирали себе.

 «Классики»

Какая девочка во дворе считалась самой крутой? Та, которая хорошо умела прыгать в классики и у которой была настоящая жестяная битка, украшенная зайцем из «Ну, погоди!». Если родителей не удавалось уговорить купить такой ценный предмет, то приходилось битки делать из коробочек из-под леденцов. Содержимое съедали, а саму банку заполняли песком. Конечно, чаще всего битку заменяли камушками или стеклышками. Вооружившись мелом и биткой, выходили во двор в поисках кусочка свободного асфальта. И скакали, скакали день напролет.

Поиск сокровищ

Кто из нас не играл в клад! Дворовые ребята делились на две команды. Одни прятали в тайнике сокровища (в роли драгоценностей чаще всего выступали разноцветные стеклышки), другие находили клад при помощи подсказок. Это могли быть и стрелочки, выложенные из веточек, и черточки, нарисованные на асфальте. Подсказкой мог служить даже сосед дядя Вася, который по определенному паролю сообщал, куда идти дальше. Планы игры и задания составлялись и продумывались иногда за два-три дня.

 «Городки»

Можно перефразировать песню Анжелики Варум и запеть «Ах, как хочется вернуться в городки». Именно поиграть в те городки, когда еще не продавались специальные биты и брусочки, в ход шли камешки, деревяшки и консервные банки. Из них строили фигуры. Играющие находили для себя тяжелые палки, которые смогли бы сбить фигуры, и метали их с определенного расстояния. Победитель сбивал наибольшее количество фигур. Соревноваться можно даже вдвоем, с каждым броском увеличивая или сокращая расстояние до заветных фигур.

Беременная кукла Барби

Скоро Барби исполнится 60. Несмотря на солидный возраст, пластмассовая красавица с идеальными формами и светлыми волосами остается самым желанным подарком. Первая кукла Барби появилась в 1959 году, сразу стала украшением во всех детских комнатах (позже появились и коллекционеры гламурной красотки). В черно-белом купальнике, с короткой челкой и агрессивным макияжем – в таком образе предстала Барби в конце 50-х. Позже стиль и внешность куклы менялись под влиянием моды. Появлялись и особые выпуски этой игрушки. Самым шокирующим стало появление беременной куклы. Многие родители неоднозначно восприняли новую коллекцию. Компанию Mattel буквально завалили письмами с требованием убрать с производства куклу в интересном положении. Особенно возмущал тот факт, что кукла была без обручального кольца. Выпуск не прекратили, даже сейчас беременных пластмассовых красавиц легко заказать через интернет.

 «Казаки-разбойники»

Это World of Tanks нашего детства. Хит всех времен и народов. Сколько эта игра приносила эмоций! Участники делились на две команды: одни становились убегающими разбойниками, другие – догоняющими казаками. Пока казаки считали, разбойники разбегались кто куда, оставив подсказки в виде стрелочек, нарисованных на асфальте мелом. По ним казаки понимали, куда бежать.

 «Фанты»

Сегодня продаются специальные наборы для фантов, где расписаны задания для игроков. Интерес заключался в том, чтобы самому придумать испытания для друга. Фантазировал кто как мог. Приходилось кукарекать, танцевать, обливать прохожих водой со 2 этажа, звонить начальнику мамы и т.д. Иначе не вернут заветный фант (это была личная вещь игрока).

 «Море волнуется раз»

Хорошо, когда для этой игры собиралась большая компания. Чем больше участников, тем лучше. Выбирали одного ведущего, остальные были фигурами. Ведущий повторял: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская (или какая-то другая) фигура, на месте замри!» В это время дети обычно дурачились. На слове «замри» фигуры останавливались в определенной позе. Ведущий подходил к каждому и «включал» его. Игрок должен в движении изобразить морскую или какую-то другую фигуру (которую может уточнить сам ведущий в своей реплике). Побеждает та, которая больше всех понравилась ведущему.

«Вышибалы»

Если «Казаков-разбойников» мы называем World of Tanks нашего детства, то «Вышибалы» по популярности можно сравнить с Counter Strike. Одни игроки становились друг напротив друга, другие – по центру. Задача была мячом выбить тех, кто находился в середине. Потом участники менялись местами. Учителя физкультуры и сейчас предлагают ученикам поиграть «Вышибалы», но почему-то эта игра так и остается в стенах школьного спортивного зала. Во дворах ребята могут только лишь погонять мяч. Даже в футбол играют максимум впятером. Для старых добрых дворовых игр все-таки нужна была дружная команда, сегодня каждый сам за себя.



Предварительный просмотр:

Агрессия это поведение, причиняющее ущерб. Агрессия по форме подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (словесную: оскорбление, клевета, отказ от общения). Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло. Согласно некоторым теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы.

Детская агрессия

Психолог К. Лоренц считал, что агрессия берёт начало из врождённого инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у всех людей, так же как у животных. Агрессивная энергия накапливается с течением времени. И чем больше её в организме, тем менее значимый нужен толчок, чтобы она выплеснулась наружу. Лоренц полагал, что если человек участвует в действиях, не связанных с причинением ущерба, это ослабляет агрессию или предотвращает накопление агрессивной энергии до опасного уровня.

Агрессивное поведение в детском возрасте – достаточно обычное явление. Агрессия ребёнка может быть направлена:

на окружающих людей вне семьи (на педагога, одноклассников);

на близких людей;

на животных;

на себя (выдёргивание волос, кусание ногтей, отказ от еды);

на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества);

на символические и фантазийные объекты (рисунки, собирание оружия, компьютерные игры агрессивного содержания).

Мотивы агрессивного поведения у детей

Агрессивное поведение чаще всего бессознательно. Его мотивы могут не осознаваться ребёнком. Агрессия вызывается словами и поступками (оскорбление, провокация, обвинение, издёвка, насмешка), которые унижают человеческое достоинство. В таких случаях агрессивное поведение выступает как проявление ребёнком психологической защиты.

"Психологическая защита" – специальная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Главная задача психологической защиты – устранение психологического дискомфорта, а не реальное разрешение конфликтной ситуации. Поэтому некоторые психологи считают, что психологическая защита является не нормальным, а необычным способом разрешения ситуации, которая человеку не приятна. О действии психологической защиты можно говорить тогда, когда человек вместо выявления причин проблемной ситуации начинает искать "виновного" и продумывает способы мести (становится агрессивен).

Детская агрессия

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Переход от возраста к возрасту сопровождается естественными пиками агрессивности (возрастные кризисы). Возрастные кризисы связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются по различным причинам. Если взрослые переживают возрастные кризисы каждые 7–10 лет, то у ребёнка это наблюдается значительно чаще.

Формы проявления агрессии у детей разного возраста

Исследования показывают, что младенцы часто проявляют гнев, если их потребности недостаточно учитываются. Маленькие дети склонны проявлять жестокость по отношению к новорожденным брату или сестре, желая сохранить материнскую любовь.

Адаптация к режиму в детском саду сопровождается драками, царапаньем, плевками – то есть открытым проявлением агрессии. Но бывает и пассивное проявление ребёнком агрессии – упрямство, отказ от еды и игр, кусание ногтей.

Уровень агрессивности детей снижается в дошкольном возрасте. Пик их неуступчивости приходится на 2 года, а агрессивности – на 3 года. Если у ребёнка закрепились агрессивные привычки, то после 13 лет скорректировать их очень сложно.

Поведение ребёнка существенно зависит от эмоционального климата в семье и прежде всего от того, как складываются его отношения с матерью.

У 68 % годовалых детей, привязанных к матери, позже проявляется больше дружелюбия, они лучше учатся, меньше конфликтуют со взрослыми, больше уверенны в себе. Если же мать относится к воспитанию ребёнка халатно, то дети страдают, у них проявляются частые вспышки гнева, а впоследствии формируется стойкое агрессивное поведение (многие преступники не были привязаны к матери в раннем возрасте).

Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где ими мало интересуются, предпочитают физическое наказание терпеливому объяснению. Но наказание эффективно лишь тогда, когда оно адекватно поступку, последовательно и сопровождается доброжелательным, терпеливым объяснением правил поведения. В качестве наказания могут быть использованы лишение поощрений, временная изоляция от сверстников, а не физическое наказание и демонстрация враждебного отношения.

В целом, детская агрессия является обратной стороной беззащитности. Незащищённость порождает страх. Стараясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно-агрессивному поведению.

У детей дошкольного возраста агрессия обычно проявляется в виде порчи игрушек, швыряния предметов, грубого обращения с животными, плача, крика, неуступчивости и упрямства.

У младших школьников чаще всего агрессия проявляется в словесной форме (насмешки, ругательства) по отношению к более слабым, например, к одноклассникам. Не редки и драки. Негативная реакция учителя может только усилить такое поведение, но всё же его авторитет побуждает ребёнка сдерживать себя.

Как вести себя с агрессивным ребёнком

Для предупреждения агрессивного поведения детей существует широкий спектр возможностей. Специалистами (психологами, педагогами) разработаны специальные рекомендации для взрослых по работе над агрессивным поведением детей. Эти правила позволяют в конфликтной ситуации с детьми и подростками обеспечить её позитивное разрешение конфликта и установить партнёрские отношения.

Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию.

Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:

просто "не замечайте" реакцию ребёнка (подростка);

выражайте понимание чувств ребенка: "Я понимаю, что тебе обидно";

переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);

позитивно обозначьте его поведение: "Ты злишься потому, что устал".

КОММЕНТАРИИ. Поскольку установлено, что агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребёнка (подростка) и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого – необходимость для ребёнка и подростка. Часто именно недостаток такого внимания и ведёт к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии – мощный способ изменения нежелательного поведения.

Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка.

В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:

"Ты ведёшь себя агрессивно" (констатация факта);

"Ты злишься?" (констатирующий вопрос);

"Ты хочешь меня обидеть?", "Ты демонстрируешь мне силу?" (раскрытие мотивов агрессора);

"Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит" (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);

"Ты нарушаешь правила поведения" (апелляция к правилам).

КОММЕНТАРИИ. Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость. Акцент делайте только на поступке, чтобы ребёнок (подросток) не услышал в тоне голоса, что вы против него. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичное поведение в прошлом. После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе (без свидетелей) какое поведение в данном случае было бы более приемлемо.

Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции.

Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Старайтесь:

не повышать голос, не кричать, не устрашать;

не демонстрировать свою власть: "Будет так, как я скажу";

не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);

не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;

не оценивать личность ребёнка или его друзей;

не использовать физическую силу, не угрожать;

не читать нотации, проповеди;

не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.

КОММЕНТАРИИ. Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту "удочку" – они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.

Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка.

Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:

"Ты, возможно, неважно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть" (публично минимизируйте вину ребёнка);

позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;

предложите ребёнку договор с взаимными уступками.

КОММЕНТАРИИ. Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться "по-своему", инцидент будет исчерпан скорее.

Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение.

В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка (подростка). Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:

выдерживайте паузу (выслушивайте молча);

тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);

внушайте спокойствие жестами, мимикой;

шутите ("Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера").

КОММЕНТАРИИ. Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Но главное условие – искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, пантомимики высказанной им мысли.

Итак, на начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использовать следующие методы борьбы с агрессией:

игнорирование;

переключение внимания;

"изящный уход".

Изящный уход – это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры.

Переключить внимание ребёнка можно на игру. Игра – самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера ребёнка.

Игры и упражнения для детей и подростков, склонных к агрессивному поведению

Эти игры освобождают ребёнка от накопившейся негативной энергии. Конечно, всякая другая игра, например подвижная, также снимает агрессию, но часто у родителей после тяжёлого рабочего дня нет сил бегать по квартире с ребёнком или пойти с ним на улицу. Данные игры минимизируют деятельность взрослого в игре с детьми, не требуют много места и особого оборудования. Предлагайте ребёнку поиграть, если вы видите, что для него "всё не то и не так", когда он зол или скучает, или когда он сам просит вас поиграть с ним.

Играя, соблюдайте следующие правила:

1. Всякий раз обязательно хвалите ребёнка: "Хорошо!", "Молодец!", "Умница!", "Как у тебя здорово получается!", "Смотри, как нам интересно!"

2. Атмосфера в процессе игры должна быть обязательно положительной. Наслаждайтесь игрой сами! Она снимет напряжение, раздражение, усталость.

3. Даже самые неожиданные и странные ответы ребёнка – хорошие! В игре нет "правильного" или "неправильного". Хорошо то, что оригинально и нестандартно.

ИГРА "ДА И НЕТ"

Цель: снять у ребёнка состояние апатии, усталости, пробудить жизненные силы.

Оборудование: небольшой колокольчик.

Ход игры

Самое замечательное, что в игре задействован только голос. Вы с ребёнком должны будете вести воображаемый бой словами. Решите, кто начнёт и скажет слово "да", а другой будет говорить слово "нет". Весь ваш спор будет состоять из двух этих слов. Начать нужно очень тихо, вполголоса и далее увеличивать громкость до тех пор, пока кто-то из вас двоих не решит, что громче уже некуда. Тогда он возьмет колокольчик и позвонит. Звон колокольчика – сигнал к тому, что нужно замолчать и почувствовать, как приятно побыть в тишине.

Если захотелось поиграть ещё, можно продолжить, поменявшись словами.

ИГРА "КЛЯКСЫ"

Цель: снять у ребёнка страх и состояние агрессии.

Оборудование: чистые листы бумаги, жидкая краска (можно гуашь).

Ход игры

Вы предлагаете ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть "кляксу" на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя "клякса".

Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих "кляксах" агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение "страшного рисунка" агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии.

Родители должны брать для своей "кляксы" обязательно светлые краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочки, сказочные цветы, деревья и т. д.)

ИГРА "ПОВТОРИ ЗА МНОЙ"

Цель: снять у детей усталость, агрессию.

Оборудование: карандаши.

Ход игры

Вы выстукиваете карандашом по столу ритм какой-то песни. Затем просите ребёнка повторить этот ритм. Если ритм повторён правильно, вы с ребёнком его простучите вместе. Затем ребёнок задаёт свой ритм, и вы его повторяет. Можно задание усложнить, попросив определить, какая это песня.

ИГРА "ОПРЕДЕЛИ ИГРУШКУ"

Цель: переключить внимания детей с агрессии на игру, развивать мышление и речь.

Оборудование: игрушки.

Ход игры

Предложите ребёнку принести 5–6 разных игрушек, разложить их перед вами и придумать загадку про какую-нибудь из них. Вы разгадываете, какая это игрушка. Если отгадаете правильно, ребёнок её убирает. И так далее. Придумывать загадки можно по очереди, меняясь местами. Это очень интересно. Дети 6–7 лет любят придумывать загадки.

ИГРА "РУБКА ДРОВ"

Цель: дать возможность детям почувствовать свою агрессивную энергию и выбросить её через движение.

Ход игры

Предложите взять ребёнку в руки воображаемый топор. Покажите, как топором рубят дрова. Попросите ребёнка показать, какой толщины кусок бревна ему бы хотелось разрубить. Скажите, что нужно поставить бревно на пень, поднять топор высоко над головой и опустить его на бревно, громко вскрикнув "Ха!". Затем поставьте чурку перед ребёнком и предложите рубить её 2–3 минуты. В конце он должен сказать, сколько чурок перерубил.

Можете рубить дрова вдвоём, втроём, то есть всей семьёй. Тогда каждый должен сказать, сколько дров он нарубил.

ИГРА "ТУХ-ТИБИ-ДУХ"

Цель: снять у детей негативные эмоции.

Ход игры

Вы говорите: "Вижу, у тебя плохое настроение. Я знаю одно волшебное заклинание против дурного настроения. Нужно сделать вот что. Ходи по комнате и сердито-пресердито произноси: "Тух-тиби-дух!" Затем подойди ко мне и тоже сердито-пресердито произнеси это заклинание, затем к маме (папе). Есть один запрет: нельзя смеяться. Повторять заклинание до тех пор, пока оно не подействует".

ИГРА "ПОСЛОВИЦЫ"

Цель: снять у детей усталость, раздражение, развивать воображение, речь, мышление.

Ход игры

Вы предлагаете ребёнку либо показать, изобразить простую пословицу, либо объяснить, как он понимает её смысл.

Например, пословицу "Тише едешь – дальше будешь" дети интерпретируют так: надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь домой.

Пословицы:

"Семь раз отмерь, один – отрежь"

"Дело мастера боится"

"На все руки мастер"

"Картошка поспела – берись за дело"

"Без труда не выловишь и рыбку из пруда"

"Больше дела – меньше слов"

"Горе есть – горюй, дело есть – работай"

"Заработанный хлеб сладок"

"Без работы пряников не купишь"

"Чтобы не ошибиться, не надо торопиться"

"Будешь книги читать, будешь всё знать"

"Ученье свет, а неученье – тьма"

"Дом без книги, что без окон"

ИГРА "РАЗРЫВАНИЕ БУМАГИ"

Цель: снизить напряжение, уровень тревоги у детей (дошкольники, младшие школьники), выбросить негативные эмоции.

Оборудование: старые газеты.

Ход игры

Предложите ребёнку рвать бумагу на кусочки разного размера и бросать их в центр комнаты. Вы может тоже рвать бумагу вместе с ним. Когда куча в центре комнаты станет большой, пусть ребёнок поиграет с ней, подбрасывая кусочки вверх, разбрасывая их или прыгая на них.

УПРАЖНЕНИЕ "ТРИ СЛОВА"

Цель: снять усталость у детей, переключить внимание, развивать мышление.

Предложите составить как можно больше предложений, включающих следующие слова, то есть в каждом предложении обязательно должны быть все три данных слова:озеро, медведь, карандаш;улица, книга, фартук;мяч, небо, цветок;очки, сумка, велосипед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...