Консультация для родителей "Сказка в жизни ребёнка"
консультация (младшая группа)

Панченко Ирина Викторовна
На примерах русских народных сказок прививаем любовь к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_kons-ya_dlya_roditeley.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Роль сказки в экологическом образовании детей дошкольного возраста"
Цель:
- развитие личности дошкольника в процессе экологического воспитания через актуализацию имеющегося у детей непосредственного эмоционально-чувственного и литературного опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения.
Задачи:
- формирование экологической культуры детей.
Пояснительная записка:
В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и приемлемый для детей старшего дошкольного возраста, а значит и самый действенный, - экологические сказки.
Добрый волшебник Урала
Павел Петрович Бажов,
Чтобы нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов:
Только засов отворился,
В сказку открылась дверь.
Запах лесов заструился –

Ты в мир волшебный поверь.
И. Иванов.


В настоящее время стала актуальной проблема экологического воспитания дошкольников.
Наш век скоростей и технологий катастрофически не хватает времени остановиться, времени оглянуться вокруг, времени понаблюдать за родной природой.
Детская черствость, безнравственность и неуважительное отношение ко всему живому - вот результат нехватки общения детей с природой, вот чем это оборачивается впоследствии.
А экологическая сказка даёт возможность детям, благодаря хорошо развитому у них воображению, понаблюдать с детьми за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, сказочное путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.


С помощью сказки ребенок познает окружающий мир не только умом , но и сердцем, он не только познает , но и выражает свои мысли по отношению к добру или злу, откликается на явления, события , которые происходят при нем. Знакомство с необыкновенными героями помогают детям погрузится в смысловую суть сказки. Этими волшебными героями являются Капелька, Колобок, Еловое семечко, Родничок, кузнечик, улитка, дорога, поросенок, эти герои открывают для ребенка таинственный мир, который полон неожиданностей, тайн, чудес.
Ребенок, попадая в этот таинственный мир, узнает тайны, чудеса, таинственные превращения, познает все тайны растительного мира, животного мира, знакомится с сезонными изменениями в природе, узнает о временах года,
Детская сказка о Колобке, или курочке Рябе, или о Репке превращается в целый спектакль, где один актер разными голосами может изобразить не только волка, медведя, зайца или лису, но и попытается изобразить хитрость, коварство, обман или наоборот дружелюбие, доброту, ласку.
У детей нет такой возможности наблюдать за тем, как животные готовятся к зиме. Далеко не все моменты их жизни можно увидеть в природе. Известно, что птицы совершают перелеты в теплые края в основном по ночам. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.
Дети, живущие в городе наблюдают за поведением и повадками белок, уток в парках и скверах, за поведением и повадками животных в зоопарках, зоосадах, и это хорошо, если они там есть. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое.


Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира.
Читая ребенку сказку, вы формируете у ребенка после прослушивания сказки желание увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии, перенести свои впечатления на бумагу, и сделать что- то самим, чтобы помочь природе.
После прослушивания сказок, дети с большим интересом наблюдали за листопадом, искали под опавшими листьями листовичков, копались в песке, ища дождевых червей, которые помогают листовичкам спрятаться на зиму.
В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания.
Краткость, простота сюжета, необходимые знания и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок.


Чему же учат экологические сказки?
- познавать окружающий мир;
- воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
- думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте.
В сказках, точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные культурные традиции.
С помощью сказки дети хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. Очень часто такое представление остается на всю жизнь.
В сказке растения, животные могут разговаривать, играть, веселится, грустить, совершать различные поступки – хорошие и не очень, и этими поступками они вызывают у детей сопереживания, сочувствие, чувства гнева, ласки, нежности.
Меняется отношение ребенка к реальным явлениям и событиям в природе, вначале ребенок становится внимательным, а затем со временем бережливым и заботливым.


Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Значение искусства в жизни ребёнка"

« Значение искусства в жизни ребёнка»         Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вку...

Консультация "Роль игрушки в жизни ребёнка"

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Как невозможно...

Консультации "Музыкальное развитие в жизни ребёнка"

quot;Музыкальное развитие в жизни ребёнка"...

Консультация "Значение искусства в жизни ребёнка"

Консультация "Значение искусства в жизни ребёнка"...

Консультация "Слова родителей в жизни ребёнка"

Слова родителей в жизни ребёнка Всем мамам и папам нужно учитывать, что при воспитании юного создания слово может иметь особую цену. Речь родителей способна на многое – развить лидерские сп...

Консультация «Народная игрушка в жизни ребёнка»

Народная игрушка занимает особое место в жизни ребёнка. Понятие «игрушка» трактуется разными педагогами по-разному.Например, советский педагог и психолог Е. А. Аркин под игрушкой...

Консультация "Роль игрушки в жизни ребёнка"

консультация для родителей...